2 глава

2:1 дня Пятидесятницы «Пятидесятница» означает «пятидесятый» и соответствует празднику седмиц (Исх. 34:22, 23) или жатвы (Лев. 23:16), которые праздновались на пятидесятый день после Пасхи (Лев. 23:15‑22). Это был один из трех ежегодных праздников, когда народ должен был приходить в Иерусалим (см. пояснения к Исх. 23:14‑19). На Пятидесятницу совершалось приношение хлебов первого плода (Лев. 23:20). Дух Святой пришел в этот день как первый плод наследия для верующего (ср. 2 Кор. 5:5; Еф. 1:11, 14). Собравшиеся в то время в церкви стали начатком всего урожая из будущих верующих. вместе Помещение, о котором говорилось в 1:13.

2:2 шум … как бы … сильного ветра Такие же описания дает и Лука. В Писании Дух Святой часто изображается в форме ветра (ср. Иез. 37:9, 10; Ин. 3:8).

2:3 Ученики не смогли бы понять значение сошествия Духа, если бы Бог не придал этому событию видимых признаков. языки, как бы огненные Помимо символических звуков ветра, был еще сверхъестественный признак в виде огня, но не настоящего. В Писании огонь часто означал Божественное присутствие (ср. Исх. 3:2‑6). Бог использует здесь подобие огня точно так же, как и голубя в момент крещения Иисуса (Мф. 3:11; Лк. 3:16).

2:4 Все Апостолы и 120. Ср. Иоил. 2:28‑32. исполнились … Духа Святого В отличие от крещения Духом, которое является одномоментным актом, посредством которого Бог помещает верующих в Свое Тело (см. пояснение к 1 Кор. 12:13), исполнение представляет собою непрерывный процесс – подчиненное Духу поведение, которое заповедал Бог (см. пояснение к Еф. 5:18). Во второй главе говорится, как Петр и многие другие снова исполнились Духа (ср. 4:8, 31; 6:5; 7:55) и с дерзновением говорили Слово Божие. Исполнение Духом проявляется во всех сферах жизни, а не только в дерзновениях проповеди (ср. Еф. 5:19‑33). на иных языках Речь идет об известных языках (см. пояснения к ст. 6; 1Кор. 14:1‑25), а не об экстатических возгласах. Эти языки, данные Духом, были знамением суда неверующему Израилю (см. пояснения к 1Кор. 14:21, 22). Они показали также, что с того момента Божьи люди придут от всех народов, и обозначили переход от Израиля к Церкви. В Деяниях имеется еще только два упоминания о говорении на иных языках (10:46; 19:6).

2:5 Иудеи, люди набожные Иудеи мужского пола, которые пришли в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (см. пояснение к ст. 1) согласно иудейскому религиозному календарю. См. пояснения к Исх. 23:14‑19.

2:6 этот шум Звук сильного ветра (ст. 2), а не звук различных языков. говорящих его наречием Пришедшие из различных стран слышали, как верующие говорят на их языке.

2:7 Галилеяне Жители северной части Израиля, селившиеся вокруг Галилейского моря, говорили на собственном диалекте, и обитатели южной Иудеи считали их неразвитыми и необразованными людьми. Южные иудеи были крайне удивлены, увидев, как Галилеяне говорят на многих языках.

2:9‑11 Перечень стран и этнических групп доказывает, что эти возгласы были говорением на различных языках.

2:9 Парфяне Жили на территории современного Ирана. МидянеВо времена Даниила они правили вместе с персами, но обосновались в Парфии. Еламиты Они жили в юго‑западной части Парфянской империи. Месопотамии Слово означает «между реками» (Тигром и Евфратом). Многие иудеи жили там со времен пленения (ср. 2 Пар. 36:22, 23). Иудея Весь регион, находившийся под властью Давида и Соломона, включая Сирию.

2:9, 10 Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии. Все они находились в Малой Азии, на территории современной Турции.

2:10 Египта Там жили многие евреи, особенно в городе Александрии. Нынешние египтяне живут примерно в тех же границах. частей Ливии, прилежащих к Киринее Эти области располагались на запад от Египта, вдоль северо‑африканского побережья. из Рима Начиная со второго столетия до Р. Х. в Риме имелась значительная диаспора иудеев. прозелиты Язычники, обращенные в иудаизм. Римские иудеи вели активную работу в этом направлении.

2:11 критяне Жители острова Крит. аравитяне Иудеи, которые жили на юг от Дамаска, среди набатийских арабов (ср. Гал. 1:17). слышим их … говорящих См. пояснение к ст. 6. великих делах Божиих. Христиане цитировали места из Ветхого Завета о том, что Бог сделал для Своего народа (ср. Исх. 15:11; Пс. 39:6; 76:12; 95:3; 106:21). Такая похвала часто раздавалась в Иерусалиме во время праздников.

2:13 сладкого вина Напиток, от которого можно было захмелеть.

2:14‑40 После Сошествия Святого Духа первым важным событием в истории Церкви была проповедь Петра, которая завершилась обращением 3000 человек и учреждением Церкви (ст. 41‑47).

2:14 с одиннадцатью В это число Апостолов входил и Матфий, который недавно занял место Иуды Искариота (см. пояснения к 1:23, 24).

2:15 третий час По еврейскому исчислению от восхода солнца; было 9 часов утра.

2:16‑21 См. во Введении к книге пророка Иоиля: Проблемы толкования; см. пояснения к Иоил. 2:28‑32. Пророчество Иоиля осуществится полностью лишь в Тысячелетнем Царстве. Петр же показывает, что Пятидесятница была прообразом того, что будет происходить в Тысячелетнем Царстве, когда Дух изольется на всякую плоть (ср. 10:45).

2:17 в последние дни Эта фраза относится к эре искупительной истории от Первого Пришествия Христа (Евр. 1:2; 1Пет. 1:2; 1Ин. 2:18) до Его возвращения. От Духа Моего См. пояснения к 1:2, 5, 8.

2:17, 18 на всякую плоть Указание на то, что все люди получают Духа Святого, потому что каждый вошедший в Тысячелетнее Царство, будет искуплен (ср. Мф. 24:29‑25:46; Отк. 20:4‑6).

2:17 видения … сновидениями Сны (Быт. 20:3; Дан. 7:1) и видения (Быт. 15:1, Отк. 9:17) всегда были у Бога одним из самых запоминающихся средств откровения. Они были даны не только верующим (например, Авимелех – Быт. 20:3, фараон – Быт. 41:1‑8), но прежде всего они предназначались для пророков и апостолов (ср. Чис. 12:6). Они часто встречаются в Ветхом Завете, и редко – в Новом Завете. В Деяниях большинство видений от Бога были связаны либо с Петром (Гл. 10, 11), либо с Павлом (гл. 9, 18; ср. 2Кор. 12:1). Чаще всего эти видения носили апокалиптический характер (ср. Иез., Дан., Зах., Отк.). Они никогда не считались чем‑то нормальным в Библии, и не могут считаться таковыми в настоящее время. Однако настанет время, когда Бог будет использовать видения и сны во время великой скорби, как предсказывалось Иоилем (2:28‑32).

2:18 пророчествовать В Тысячелетнем Царстве истина Божия будет распространяться повсюду.

2:19 чудеса … знамения Ср. 4:30; 5:12; 14:3; 15:12. «Чудеса» – это изумление, которое испытывают люди, наблюдая сверхъестественное событие (чудо). «Знамения» указывают на то, что за чудесами стоит сила Божия. Самые невероятные явления не имеют ценности, если не указывают на Бога и Его истину. Такие дела часто совершались Духом Святым через Апостолов (5:12‑16) и их сотрудников (6:8), чтобы удостоверить их как посланников истины Божьей. Ср. 2 Кор. 12:12; Евр. 2:3, 4. кровь и огонь и курение дыма Все эти явления связаны со Вторым Пришествием Христа и указывают на установление земного Царства: кровь (Отк. 6:8; 8:7, 8; 9:15; 14:20; 16:3), огонь (Отк. 8:5, 7, 8, 10) и дым (Отк. 9:2, 3, 17, 18; 18:9, 18).

2:20 Солнце … во тьму и луна – в кровь Ср. Мф. 24:29, 30; см. пояснение к Отк. 6:12. день Господень См. во Введении к книге пророка Иоиля: Проблемы толкования; см. пояснение к 1Фес. 5:2. Этот день Господень наступит с возвращением Иисуса Христа (ср. 2 Фес. 2:2; Отк. 19:11‑15).

2:21 всякий, кто призовет До часа суда и гнева каждый, кто повернется ко Христу как Господу и Спасителю, будет спасен (см. пояснения к Рим. 10:10‑13).

2:22‑36 Центральное место проповеди Петра, в котором он утвердительно показывает Иисуса Христа как Мессию Израиля.

2:22 Иисуса Назорея Скромное Имя, которым часто называли Господа во время Его земного служения (Мф. 21:11; Мк. 10:47; Лк. 24:19; Ин. 18:5). засвидетельствованного … силами и чудесами и знамениями Посредством различных сверхъестественных дел Иисуса Бог подтвердил, что Иисус – Мессия (ср. Мф. 11:1‑6; Лк. 7:20‑23; Ин. 3:2; 5:17‑20; 8:28; Флп. 2:9; см. пояснения к 1:3; 2:19).

2:23 по определенному совету и предведению Божию От начала всего (2Тим. 1:9; Отк. 13:8) Бог предопределил, что Иисус умрет искупительной смертью согласно предначертанному Им плану (4:27, 28; 13:27‑29). пригвоздив руками беззаконных Обвинение против «мужей Израильских» (ст. 22), неверующих иудеев, которые спровоцировали римлян убить Иисуса. Распятие Иисуса было предопределено Богом, но это не снимает вины с Его убийц.

2:24 невозможно было По причине Его Божьей власти (Ин. 11:25; Евр. 2:14), Божьих обетований и цели (Лк. 24:46; Ин. 2:18‑22; 1Кор. 15:16‑26) смерть не могла удержать Иисуса в гробу.

2:25‑28 Давид говорит Это значит, что Господь пророчески говорил о Его Воскресении через Давида (см. пояснения к Пс. 15:8‑11).

2:27 в аде Ср. ст. 31; см. пояснение к Лк. 16:23. Новозаветный эквивалент для ветхозаветного гроба или преисподней. Хотя обычно ад означает место вечного мучения (Мф. 11:23), здесь говорится об общем лоне для мертвых.

2:29 гроб его у нас Напоминание евреям о том, что тело Давида никогда не воскресало, поэтому он не мог исполнить пророчество Пс. 15.

2:30‑32 Петр раскрывает смысл Пс. 15 применительно не к Давиду, а к Иисусу Христу. Он восстанет для царствования (ст. 30; Пс. 2:1‑9; 88:4; 13:11).

2:30 Будучи же пророком Петр цитирует Пс. 131:11. Говоривший от имени Бога Давид знал, что Бог исполнит Свою клятву (2Цар. 7:11‑16) и Христос явится.

2:31 Петр цитирует Пс. 15:10.

2:32 Бог воскресил Ср. ст. 24; 10:40; 17:31; 1Кор. 6:14; Еф. 1:20. Воскрешение Иисуса Богом было одобрением того, что Тот совершил на кресте. все мы свидетели Ранние проповедники говорили о Воскресении (3:15, 26; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30, 33, 34, 37; 17:31).

2:33 После Воскресения и Вознесения Христа было исполнено обещание Бога послать Духа Святого (ср. Ин. 7:39; Гал. 3:14). вознесен десницею Божиею См. пояснение к 7:55.

2:34 сказал Господь Господу моему Петр цитирует другой псалом (Пс. 109:1), где речь идет о Вознесении Мессии по правую руку Бога, и напоминает слушателю, что это было совершено не Давидом (поскольку еще не было телесного воскресения; см. пояснение к ст. 29), а Иисусом Христом (ст. 36). Петр был свидетелем Его Воскресения (1:9‑11).

2:36 Петр подводит итог своей проповеди: пророчество в Ветхом Завете о Воскресении и Вознесении содержат убедительнейшее свидетельство о распятом Христе как Мессии. Господом и Христом Христос есть Бог, а также помазанный Мессия (ср. Рим. 1:4; 10:9; 1Кор. 12:3; Флп. 2:9, 11).

2:37 умилились сердцем В греческом слово, переведенное как «умилились», означает «пронизывать» и подразумевает неожиданное и резкое действие. Переживая сильнейшие угрызения совести, слушатели Петра вдруг поняли, что они убили своего Мессию.

2:38 покайтесь Имеется в виду изменение сознания, когда человек поворачивается от греха к Богу (1Фес. 1:9). Такое изменение означает нечто большее, нежели страх перед последствиями осуждения Божьего. Истинное покаяние означает отделение от зла и греха и стремление к принятию полноты Христовой. Петр призывает своих слушателей покаяться, иначе они не ощутят подлинного обращения (см. пояснение к Мф. 3:2; ср. 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 17:30; 20:21; 26:20; Мф. 4:17). крестится Переведенное так слово в греческом буквально означает «окунаться» или «погружаться» в воду. Петр повинуется заповеди Христа из Мф. 28:19 и призывает покаявшихся и обратившихся к Господу Христу за спасением принять Его смерть, погребение и Воскресение через святое водное крещение (ср. 19:5; Рим. 6:3, 4; 1Кор. 12:13; Гал. 3:27; см. пояснение к Мф. 3:2). Впервые, выступая при большом стечении народа, Апостол призвал к исполнению этого священнодействия. До того многие иудеи приняли Иоанново крещение (см. пояснения к Мф. 3:1‑3), а также были знакомы с крещением прозелитов. во имя Иисуса Христа Новым верующим было очень трудно принять такое решение. для прощения грехов Лучшим переводом было бы «из‑за прощения грехов». Крещение не дает прощения или очищения от греха. См. пояснения к 1Пет. 3:20, 21. Реальность прощения предшествует крещению (ст. 41). Искреннее раскаяние дает прощение грехов от Бога (ср. Еф. 1:7), и по этой причине новому верующему следует принимать крещение. Крещение стало восприниматься как обязательный акт повиновения, т.е. синоним спасения. Таким образом, говоря о чьем‑либо крещении для прощения, стали говорить об этом как о его прощении. См. пояснение к «одно крещение» в Еф. 4:5. Каждый верующий получает полное прощение грехов (Мф. 26:28; Лк. 24:47; Еф. 1:7; Кол. 2:13; 1Ин. 2:12). дар Святого Духа См. пояснения к 1:5, 8.

2:39 обетование См. пояснение к 1:4. всем дальним Язычникам, которые также получают благословение спасения (ср. Еф. 2:11‑13).кого ни призовет Господь Бог наш. Спасение исходит исключительно от Господа. См. пояснение к Рим. 3:24.

2:41 принявшие слово его крестились См. пояснение к ст. 38.около трех тысяч Судя по цифрам, которые приводит Лука, можно предположить, что велся учет обращенных и принявших крещение (см. пояснение к ст. 38). При археологических раскопках на северной стороне храмовой горы обнаружено большое количество иудейских миквах – больших ванн для крещения, в которых иудеи совершали ритуальные омовения перед тем, как войти в храм. Имелось достаточное количество ванн для омовения большого количества людей за короткое время.

2:42 в учении Апостолов Основой для духовного роста верующего и достижения им зрелости было Писание, открытая истина Божия, которую получили Апостолы (см. пояснения к Ин. 14:26; 15:26, 27; 16:13) и которую они верно излагали другим. См. пояснения к 2Пет. 1:19‑21; 3:1, 2, 16. в общении Буквально в «товариществе» или «совместном действии». Поскольку верующие становятся товарищами Иисусу Христу и всем другим верующим (1Ин. 1:3), их духовный долг помогать друг другу пребывать в праведности и послушании (ср. Рим. 12:10; 13:8; 15:5; Гал. 5:13; Еф. 4:2, 25; 5:21; Кол. 3:9; 1Фес. 4:9; Евр. 3:13; 10:24, 25; 1Пет. 4:9, 10). преломлении хлеба Указание о Вечере Господней, которую должны обязательно соблюдать все христиане (ср. 1 Кор. 11:24‑29). в молитвах Отдельных верующих и всей церкви (см. 1:14, 24; 4:24‑31; ср. Ин. 14:13, 14).

2:43 много чудес и знамений См. пояснение к ст. 19. В Новом Завете способность чудотворения была дана лишь Апостолам и их ближайшим сотрудникам (например, Филипп в 8:13; ср. 2 Кор. 12:12; Евр. 2:3, 4). Все это внушало страх и почтение к Божьей силе.

2:44 все общее См. 4:32. Это выражение не означает, что ранние христиане жили коммуной и все распределяли поровну, но к имению своему они относились более легко и всегда были готовы предоставить его для удовлетворения чьей‑либо нужды.

2:45 продавали имения Это говорит о том, что они не объединяли свои ресурсы (см. пояснение к ст. 44), но продавали свои имения, а деньги отдавали на нужды церкви (ср. ст. 46; 4:34‑37; 2 Кор. 8:13, 14).

2:46 каждый день … в храме Верующие приходили в храм прославлять Бога (ст. 47), соблюдали молитвенные часы днем (ср. 3:1) и свидетельствовали о Евангелии (ст. 47; 5:42). преломляя по домам хлеб Речь идет о ежедневных трапезах, за которыми верующие встречались друг с другом. в веселии и простоте сердца Иерусалимская церковь пребывала в радости, потому что ее взор был направлен на Иисуса Христа. См. пояснения к 2 Кор. 11:3; Флп. 3:13, 14.

2:47 Господь … прилагал Ср. ст. 39; 5:14. См. пояснение к Мф. 16:18. Спасение зависит исключительно от Божьего изволения.