3 глава

3:1 в час молитвы девятый Это 3 часа дня. У иудеев было три молитвенных часа в день (Пс. 55:17). Еще две молитвы происходили в 9 (третий час) и 12 (шестой час).

3:2 при дверях храма, называемых Красными Большая редкая дверь в пределах храмовой горы на восточной стороне, отделяющая двор язычников от двора женщин. милостыни Имеется в виду денежное пожертвование.

3:3 пред входом в храм Нищие считали храм самым лучшим местом, потому что ежедневно толпы людей приходили сюда, чтобы показать свою набожность приношениями в храмовую сокровищницу.

3:10 у Красных дверей См. пояснение к ст. 2.

3:11 притвор … Соломонов Портик, окружавший двор язычников. Именно там Иисус учил о Пастыре добром (Ин. 10:23). Ср. Ис. 35:6.

3:13 Бог Авраама и Исаака и Иакова Эти слова были хорошо знакомы слушателям Петра – иудеям (ср. Исх. 3:6, 15; 3Цар. 18:36; 1Пар. 29:18; 2Пар. 30:6; Мф. 22:32). Этим выражением, подчеркивающим верность Бога завету, он показывает, что говорит о Том же Боге и Мессии, что и пророки. Сына Своего Иисуса Петр показывает Иисуса как личного Посланника Бога. В греческом слову «сын» эквивалентно слово со значением «слуга». Оно встречается еще только четыре раза в Новом Завете (ст. 26; 4:27, 30; Мф. 12:18). Оно означает то же самое, что и ветхозаветное «Мессия» (Ис. 42:1‑4, 19; 49:5‑7; см. пояснения к 52:13‑53:12; ср. Мф. 20:28; Ин. 6:38, 8:28; 13:1‑7).Пилата … полагал освободить Его Понтий Пилат, римский правитель, на суде над Иисусом стремился следовать только принципу справедливости, высоко ценившемуся в его стране (ср. 16:37, 38; 22:25‑29; 25:16). Он понимал, что распятие Христа будет несправедливым и поэтому шесть раз объявил Его невиновным (Лк. 23:4, 14, 15, 22; Ин. 18:38; 19:4, 6) и сделал несколько попыток отпустить Его (Лк. 23:13‑22; см. пояснения к Ин. 19:12, 13).

3:14 Святого Ср. Пс. 9:31; Лк. 4:34; Ин. 6:69). Праведного Ср. 1Ин. 2:1. убийцу Речь идет о Варраве (Мф. 27:16‑21; Мк. 15:11; Лк. 23:18; Ин. 18:40).

3:15 Начальника Данное слово в греческом означает «зачинатель», «пионер», «первооткрыватель» чего‑либо. В Евр. 2:10 употреблено слово «Вождь» и в 12:2 – «Начальник». Оно говорит об Иисусе как о Божественном начале жизни (ср. Пс. 35:10; Евр. 2:10; 12:2; 1Ин. 5:11, 20). убили … Бог воскресил … мы свидетели Сильное и смелое заявление Петра (ср. 1Кор. 15:3‑7) есть свидетельство о Воскресении Христовом, которое невозможно было опровергнуть, потому что Иудеи не могли предъявить мертвое тело Христа.

3:18 предвозвестил устами всех своих пророков Ср. Быт. 3:15; Пс. 21; Ис. 53; Зах. 12:10.

3:19‑21 времена отрады … до времен совершения «Времена» означают эпоху, эру или пору года. Здесь представлены две характеристики наступающего Тысячелетнего Царства. Это явствует из упоминания об Иисусе Христе, Которого Бог посылает для того, чтобы эти времена наступили. Петр указывает на земное царствование Христа (см. пояснение к 1:7; ср. Рим. 11:26). Это время будет отмечено всяческими благословениями и обновлением (ср. Ис. 11:6‑10; 35:1‑10; Иез. 34:26; 44:3; Иоил. 2:26; Мф. 19:28; Отк. 19:1‑10).

3:19 покайтесь и обратитесь См. пояснения к 2:38; Мф. 3:2. Слово «обращение» часто встречается в Новом Завете, обозначая грешников, повернувшихся к Богу (9:35; 14:15; 26:18, 20; Лк. 1:16, 17; 2Кор. 3:16; 1Пет. 2:25). загладились грехи ваши Ср. Пс. 50:11; Ис. 43:25; 44:22. В греческом слово, переведенное как «загладились», сравнивает прощение с удалением чернил с бумаги (Кол. 2:14).

3:22 Цитата из Втор. 18:15. Моисей почитался иудеями как самый первый и великий пророк. Иудеи считали, что Мессия будет подобен ему.

3:23 Цитата из Втор. 18:19; ср. Лев. 23:29. Слушатели Петра боялись, что потеряют благословение завета, если отвергнут Мессию.

3:24 пророки, от Самуила В Ветхом Завете Самуил был назван пророком (1Цар. 3:20). Хотя он не пророчествовал прямо о Христе, он помазал Давида на царство и говорил о его царстве (1Цар. 13:14; 15:28; 16:13; 28:17), а обетования, которые получил Давид, были и будут исполнены во Христе (ср. 2 Цар. 7:10‑16).

3:25 в семени твоем Цитата из Быт. 22:18; 26:4. Иисус Христос был окончательным исполнением Авраамова завета и его благословений (Гал. 3:16), которые все еще доступны для евреев.

3:26 Бог, воскресив См. пояснение к 2:32. Сына Своего См. пояснение к ст. 13.