5 глава

5:1 Анания … с Сапфирою Два классических примера лицемерия среди христиан, которые хотели произвести выгодное впечатление на окружающих (ср. Мф. 6:1‑6, 16‑18; 15:7; 23:13‑36). Они были среди «множества … уверовавших» (4:32) и были тронуты Духом Святым (ст. 3), но в душе остались лицемерами.

5:2 утаил из цены Это не было грехом само по себе. Однако они заявили, возможно, публично, что отдают все вырученные деньги Господу. Их грех был в том, что они солгали о размере суммы, которую они отдают церкви, но более глубоким, разрушительным грехом было их духовное лицемерие, основанное на эгоизме.

5:3 сатане вложить в сердце твое Если Варнава действовал, исполнившись Духом, то Ананией и Сапфирой руководил сатана (4:37).

5:3, 4 солгать Духу Святому Анания, должно быть, пообещал Господу, что отдаст все вырученные деньги. Он солгал Духу Святому (1Кор. 6:19, 20), жившему в нем и в церкви (Еф. 2:21, 22).

5:5 великий страх См. ст. 11. Их испугала серьезность последствий лицемерия и греха в церкви. Люди поняли, что следствием греха может быть смерть (см. 1Кор. 11:30‑32; 1Ин. 5:16). Этот страх распространился не только на присутствующих, но и на всех услышавших об этом удивительном акте возмездия (ст. 11). Ср. 1Пет. 3:10; 4:17.

5:6‑10 Иудеи не бальзамировали, а обычно хоронили мертвых в тот же день, особенно по осуждению свыше (см. Втор. 21:22, 23).

5:9 искусить Духа Господня. Сапфира зашла слишком далеко в испытании Божьего терпения. Безумие такого мышления и поведения должно было быть показанными как грех, и вслед за этим последовало наказание свыше.

5:11 церковь В Деянии это слово употреблялось впервые, хотя оно очень часто описывает собрание уверовавших людей (ср. 4:32).

5:12 знамения и чудеса См. пояснение к 2:19. в притворе Соломоновом См. пояснение к 3:11.

5:13 никто не смел пристать к ним См. пояснение к ст. 5. Эти неверующие с уважением относились к последователям Иисуса, но боялись присоединяться к церкви из‑за своих грехов.

5:14 верующих … мужчин и женщин. В то время, как неверующие прибывали в страхе от последствий греха, многие услышавшие благословения с радостью уверовали и присоединились к церкви.

5:15 тень … Петра Люди действительно верили, что он обладает целительной силой, и даже в то, что он может передавать исцеление тенью (ср. 3:1‑10). Но в Писании не говорится, что тень Петра исцелила хотя бы одного человека. В действительности, целительная сила Божия действовала через него даже дальше его тени (ст. 16 – «многие … исцелились все»). Это излияние исцелений было ответом на молитву в 4:29, 30.

5:16 нечистыми духами Ср. Мф. 10:1; 12:43‑45; Мк. 1:23‑27; 5:1‑13; 6:7; 9:25; Лк. 4:36; 8:29; 9:42. Это демоны, падшие ангелы (Отк. 12:3), которые названы так из‑за своей греховности и порочности. Они часто живут внутри неверующих, особенно тех, которые не обуздывают свою греховную природу.

5:17 Первосвященник См. пояснение к 4:6. В данном случае, возможно, имеется в виду Анна (ср. 4:6) или Каиафа. саддукейской См. пояснения к 23:8; Мф. 3:7.

5:18 народную темницу Общественная тюрьма.

5:19 Ангел Господень Этого Ангела не надо путать с «Ангелом Господним» из Ветхого Завета (см. пояснение к Исх. 3:2).

5:20 сии слова жизни Т.е. благая весть (ср. Флп. 2:16; 1Ин. 1:1‑4). Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы дать обильную и вечную жизнь духовно мертвым людям (ср. Ин. 1:4; 11:25; 1 Ин. 5:20).

5:28 учением Евангелие Иисуса Христа (см. пояснения к 2:14‑40; 4:12, 13). на нас кровь Того Человека Члены синедриона, по всей видимости, забыли те резкие слова, сказанные Пилату, что ответственность за смерть Иисуса будет лежать на них и их детях (Мф. 27:25).

5:29 повиноваться больше Богу, нежели человекам См. пояснение к 4:19.

5:30 повесивши на древе Ср. Втор. 21:23; Гал. 3:13.

5:31 Его возвысил Бог десницею Своею См. пояснения к 1:9; Мк. 6:19; Флп. 2:9‑11. Начальника См. пояснение к 3:15. Израилю покаяние Т.е. спасение Иудеям. Спасение требует покаяния (ср. 2:38; 3:19; 17:30; 20:21; 26:20). О природе покаяния см. пояснения к 2Кор. 7:9‑12.

5:32 и Дух Святый Каждый верующий получает Духа в момент спасения повиновением Евангелию (см. пояснение к 2:4; ср. Рим. 8:9; 1Кор. 6:19, 20).

5:34 Гамалиил Как и его дед, выдающийся законоучитель Гиллель, Гамалиил – самый известный учитель своего времени – был вождем либеральных фарисеев. Его самым выдающимся учеником был апостол Павел (22:3).

5:36 Февда О нем известно лишь, что он возглавил восстание в Иудее в самом начале первого столетия (не надо путать с более поздним Февдой, о котором пишет Иосиф Флавий как о революционере).

5:37 во время переписи Проведенной по приказу Квириния, правителя Сирии в 6‑7 г.г. по Р.Х. (ср. Лк. 2:2). Иуда Галилеянин Основатель секты зилотов, который возглавлял одно из восстаний в Палестине в начале первого столетия. Зилоты были партией иудейских фанатиков‑националистов, которые считали, что для свержения римского ига над Палестиной необходимы радикальные действия. Они даже пытались организовать вооруженное восстание против Рима.

5:38, 39 Члены синедриона вняли словам Гамалиила относительно Апостолов. Но опиравшемуся на Писание Гамалиилу следовало быть более решительным и менее прагматичным в принятии Иисуса как воскресшего Мессии.

5:40 били их Апостолы незаслуженно получили в наказание по 39 ударов. Такова была установившаяся традиция во избежание превышения установленного Ветхим Заветом предела в 40 ударов (Втор. 25:3).