Введение

Название

Послание Иакова, как и большинство посланий, кроме Послания к Евреям, начинается с имени автора (ст. 1).

Автор и время написания

Из четырех человек, носивших имя Иаков, о которых говорится в Новом Завете, только двое могут претендовать на авторство этого послания. Авторство Иакова младшего, сына Алфеева (Мф. 10:3; Деян. 1:13) и Иакова, отца Иуды (не Искариота; Лк. 6:16; Деян. 1:13) никто всерьез не рассматривает. Некоторые приписывали авторство Иакову, сыну Зеведея и брату Иоанна (Мф. 4:21), но он был убит до того, как это послание было написано (Деян. 12:2). Остается предположить, что автором является Иаков, старший сводный брат Христа (Мк. 6:3) и брат Иуды (Мф. 13:55), тоже написавшего послание, носящее его имя (Иуд. 1). Иаков вначале отвергал Иисуса как Мессию (Ин. 7:5), но позже уверовал (1Кор. 15:7). Он стал главным руководителем Иерусалимской церкви (ср. Деян. 12:17; 15:13; 21:18; Гал. 2:12), назывался одним из «столпов» этой церкви вместе с Петром и Иоанном (Гал. 2:9). Известен также как Иаков Праведник, так как отличался праведным образом жизни. Был убит в 62 г. по Р.Х., согласно сведениям иудейского писателя‑историка первого века Иосифа Флавия. Сравнивая словарный состав Послания Иакова и написанное апостолом письмо, представленное в Деян. 15, можно получить подтверждение его авторства.

«радоваться» – Деян 15:23 – Иакова 1:1 «возлюбленные» – Деян 15:25 – Иакова 1:16, 19; 2:5 «ваши души» – Деян 15:24‑26 – Иакова 1:21; 5:20 «призирать» – Деян 15:14 – Иакова 1:27 «соблюдает» – Деян 15:24 – Иакова 2:10 «обратит» – Деян 15:19 – Иакова 5:19, 20

Иаков писал с властью человека, лично видевшего воскресшего Христа (1Кор. 15:7), признанного апостола (Гал. 1:19) и руководителя Иерусалимской церкви.

Наиболее вероятно, что Иаков написал свое послание верующим, находившимся в рассеянии (1:1), после волнений, описанных в Деян. 12 (приблизительно 44 г. по Р. Х.). Упоминание о соборе в Иерусалиме, описанное в Деян. 15 (приблизительно 49 г. по Р.Х.), отсутствует в послании, хотя его следовало бы ожидать, если бы собор уже состоялся. Очевидно, Послание Иакова датируется примерно 44‑49 гг. по Р.Х., что делает его самой первой из написанных книг новозаветного канона.

Исторический фон и предпосылки написания

Эта книга адресована верующим евреям, которые были рассеяны (1:1) либо после убийства Стефана (Деян. 7; 31‑34 гг. по Р.Х.), либо, что более вероятно, во время гонений Ирода Агриппы 1 (Деян. 12, приблизительно 44 г. по Р.Х.). Автор обращается к своим читателям как к «братьям» 15 раз (1:2, 16, 19; 2:1, 5, 14; 3:1, 10, 12; 4:11; 5:7, 9, 10, 12, 19). Это обращение было обычным среди иудеев первого века и такое обращение не удивительно, поскольку Послание Иакова является «еврейским» по содержанию. Например, греческое слово, переведенное как «собрание» (2:2), означает «синагогу». Кроме того, послание Иакова содержит более 40 ссылок на Ветхий Завет (и более 20 на Нагорную проповедь, Мф. 5‑7).

Исторические и теологические темы

Послание Иакова своими прямыми, точными формулировками мудрого образа жизни напоминает книгу притчей. Имеет практическую направленность, обращая внимание не на теоретические знания, но на благочестивое поведение. Иаков писал со страстным желанием, чтобы его читатели бескомпромиссно повиновались Слову Божьему. Он использует около тридцати сравнений с природой (например, «морская волна» – 1:6, «пресмыкающиеся» – 3:7 и «небо дало дождь» – 5:18), что говорит о том, что он много времени проводил не в здании. Он дополняет положение Павла об оправдании верой собственным положением о духовной плодотворности, подтверждающей истинную веру.

Проблемы толкования

Два важных места послания вызывают разногласия: 1) 2:14‑26 – каковы взаимоотношения между верой и делами? Придает ли Иаков делам большее значение, чем вере, в противоположность апостолу Павлу? 2) 5:13‑18 – к духовному или физическому миру относится обещание исцеления? Эти спорные места рассматриваются в пояснениях.

План

Существует множество способов составить план книги, чтобы охватить все ее содержание. Один из них – систематизировать виды испытаний, по которым может быть проверена искренность человеческой веры.

План

Вступление (1:1)

I. Испытание стойкости в искушениях (1:2‑12)

II. Испытание в борьбе с искушениями (1:13‑18)

III. Испытание ответственности перед миром (1:19‑27)

IV. Испытание беспристрастной любви (2:1‑13)

V. Испытание праведными делами (2:14‑26)

VI. Испытание языка (3:1‑12)

VII. Испытание мудрой кротости (3:13‑18)

VIII. Испытание терпимости к миру (4:1‑12)

IX. Испытание упования (4:13‑17)

X. Испытание долготерпения (5:1‑11)

XI. Испытание правдивости (5:12)

XII. Испытание молитвенной жизни (5:13‑18)

XIII. Испытание истинной веры (5:19, 20)