Введение

Название

Послание обычно связывается (как и большинство общих посланий, таких как Иакова, Иоанна и Иуды) с именем автора, Петра, и считается его первым богодухновенным посланием.

Автор и время написания

Первый стих послания сообщает, что оно написано Петром, который был несомненным лидером среди апостолов Христа. Авторы Евангелий подчеркивают этот факт, помещая его имя на первое место в списке апостолов каждый раз (Мф. 10; Mк. 3; Лк. 6; Деян. 1) и сообщая о нем в 4 Евангелиях сведений больше, чем о любом другом человеке, кроме Христа. Первоначально известный как Симон (греч.) или Симеон (евр.), ср. Мк. 1:16; Ин. 1:40, 41, Петр был сыном Ионы (Мф. 16:17), которого также называли Иоанном (Ин. 1:42). Он происходил из семьи рыбаков, проживавшей в Вифсаиде, а позже в Капернауме. Андрей, брат Петра, привел Его ко Христу (Ин. 1:40‑42). Петр был женат, и его жена помогала ему в служении (Мк. 1:29‑31; 1Кор. 9:5).

Петр был призван следовать за Иисусом в самом начале служения Христа (Мк. 1:16, 17), а позже был помазан на апостольство (Мф. 10:2; Мк. 3:14‑16). Иисус переименовал его в Петра (греч.), или Кифу (арам.). Оба слова означают «камень» (Ин. 1:42). Из всех Евангелий очевидно, что Господь избрал Петра для особых целей (Мф. 10; 16:13‑21; 17:1‑9; 24:1‑7; 26:31‑33; Ин. 6:6; 21:3‑7, 15‑17). Он всегда говорил от имени всех 12, ясно выражая их мысли и вопросы как собственные. Его победы и слабости описаны в Евангелиях и в Деян. 1‑12.

После Воскресения и Вознесения Христа Петр предложил избрать кого‑либо вместо Иуды (Деян. 1:15). После сошествия Святого Духа (Деян. 2:1‑4) он получил силу, чтобы стать ведущим проповедником благовестия от дня Пятидесятницы (Деян. 2‑12). Он также совершал замечательные чудеса в период становления церкви (Деян. 3‑9) и открыл дверь для проповеди Евангелия самарянам (Деян. 8) и язычникам (Деян. 10). Согласно преданию, Петр наблюдал, как распяли его жену и ободрял ее словами «помни Господа». Когда пришло время быть распятым Петру, он, обращаясь к суду, сказал, что недостоин быть распятым подобно своему Господу и его следует распять вниз головой (приблизительно 67‑68 гг. по Р. Х.). Предание говорит, что так и произошло.

Из‑за его выдающегося положения в ранней церкви не было недостатка в документах, авторство которых приписывалось Петру ложно. То, что апостол Петр является автором 1‑го Послания Петра, очевидно. Содержание этого письма имеет определенное сходство с его высказываниями в книге Деяний. Послание учит, например, что Христос есть камень, отвергнутый строителями (2:7, 8; Деян. 4:10, 11), а также, что Христос нелицеприятен (1:17; Деян. 10:34). Петр учит своих читателей «подчиняться друг другу» со смирением (5:5) и подражать смирению Господа, когда Он умыл и отер полотенцем ноги Своим ученикам (Ин. 13:3‑5). В послании есть и другие утверждения, подобные высказываниям Христа (4:14; 5:7, 8). Более того, автор говорит о том, что он был свидетелем страданий Христа (5:1; ср. 3:18; 4:1). В дополнение к этим доказательствам, содержащимся в послании, следует отметить, что первые христиане никогда не сомневались, что оно написано Петром.

Единственное значительное сомнение в авторстве Петра возникает из‑за классического стиля греческого языка, которым написано послание. Некоторые доказывают, что Петр, будучи простым рыбаком (Деян. 4:13), не мог использовать в письме литературный греческий язык, особенно в свете того, что 2‑е Петра написано более простым языком. Однако доказательства их недостаточно обоснованы. Во‑первых, то, что Петр был «некнижный» человек, не означает, что он был необразованным, а говорит лишь о том, что он не учился под руководством раввинов. Более того, хотя родным языком Петра был арамейский, греческий язык был вторым широко распространенным языком в Палестине. Очевидно также, что по крайней мере некоторые из авторов Нового Завета, хотя и не были высокообразованными, могли читать греческий вариант Ветхого Завета (см. использование Иаковом Септуагинты в Деян. 15:14‑18).

Кроме этих доказательств возможности знания Петром греческого языка, Петр также поясняет (5:12), что он написал это письмо «чрез Силуана», известного также как Сила. Силуан мог быть также и посланником, которому поручили доставить это письмо к читателям. Однако более вероятно, что это утверждение говорит о том, что Петр считал Силуана своим секретарем, или писарем. В древнеримском мире было принято диктовать письма (ср. Павел и Тертий; Рим. 16:22), и секретари часто помогали с синтаксисом и грамматикой. Итак, Петр под воздействием Духа Божия, продиктовал письмо Силуану, а Силуан, который также был пророком (Деян. 15:32), помог ему составить письмо классическим греческим языком.

Наиболее вероятно, что 1‑е Петра было написано непосредственно перед или сразу после июля 64 г. по Р. Х., когда произошел пожар в Риме, т. е., дата написания приблизительно 64‑65 гг. по Р. Х.

Исторический фон и предпосылки написания

Когда пожар уничтожил Рим, римские жители считали, что город поджег император Нерон, вероятно, из‑за его невероятной страсти к строительству. Чтобы строить больше и больше, он разрушал уже построенное.

Римляне были полностью разорены, их культура, в известном смысле, пала вместе с городом. Все предметы религиозного поклонения были разрушены: их великолепные храмы, святыни и даже домашние идолы сгорели в огне. Это оказало сильное влияние на их религиозные взгляды, поскольку они убедились, что их божества оказались неспособны защитить их от пожара и сами пали его жертвами. Люди оказались без жилья и без надежды. Многие погибли. Их чувство негодования было настолько сильным, что Нерон осознал необходимость направить их гнев в другое русло.

Император избрал христиан козлами отпущения. Их уже ненавидели из‑за их тесной связи с иудеями, и, поскольку они казались враждебными римской культуре, Нерон быстро распространил слухи, что христиане подожгли город. В результате начались жестокие гонения против христиан, которые вскоре охватили Римскую Империю и коснулись северных провинций — Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1), затронув христиан, которых Петр называет «пришельцами». Эти «пришельцы», которые, вероятно, были из язычников, в большинстве своем (1:14, 18; 2:9, 10; 4:3) были приведены ко Христу Павлом и его сподвижниками и наставлены в учении Павла. Они нуждались в духовном укреплении из‑за своих страданий. Апостол Петр под действием Духа Святого, написал это послание, чтобы укрепить их.

Петр писал, что он находился в «Вавилоне», когда писал послание (5:13). «Вавилон» мог быть одним из трех мест. Во‑первых, римский аванпост в северном Египте назывался Вавилоном, однако это место было слишком малоизвестным, и нет повода полагать, что Петр когда‑либо там бывал. Во‑вторых, древний Вавилон в Месопотамии. Однако маловероятно, чтобы Петр, Марк и Силуан оказались вместе в одно и то же время в этом маленьком, отдаленном месте. В‑третьих, «Вавилон» символизировал Рим. Во времена гонений авторы вынуждены были не называть имен и местожительства христиан, чтобы не подвергать их опасности. Петр, согласно преданиям, вслед за Иаковом и Павлом умер мученической смертью недалеко от Рима примерно 2 года спустя после написания послания. Таким образом, он написал это письмо на склоне жизни, вероятно, находясь в столице империи. Он не хотел, чтобы письмо было найдено и чтобы церковь пострадала, поэтому он скрыл место своего пребывания под символическим словом «Вавилон», которое подходило городу из‑за его идолопоклонства (ср. Отк. 17:18).

Исторические и теологические темы

Так как верующие, которым адресовано послание, страдали от усиливающихся гонений (1:6; 2:12, 19‑21; 3:9, 13‑18; 4:1, 12‑16, 19), целью послания было научить их жить в победе среди враждебного мира: 1) сохраняя надежду; 2) не огорчаясь; 3) доверяясь Господу и 4) ожидая Его Второго пришествия. Петр хотел внушить своим читателям, что жизнь в послушании и победе под гнетом гонений может помочь христианину евангелизировать враждебный ему мир (ср. 1:14; 2:1, 12, 15; 3:1‑6, 13‑17; 4:2; 5:8, 9).

Верующие постоянно подвергались опасности со стороны мировой системы, управляемой сатаной и его бесами. Усилия темных сил были направлены на дискредитацию церкви и разрушение ее чистоты и единства. Одним из постоянных способов действий этих духов был поиск христиан, которые не всегда пребывали в Слове Божьем, а затем они выставляли их напоказ перед неверующими, чтобы показать неискренность церкви. Христиане, однако, должны противостоять врагу и критике в молчании, силой своей святой жизни.

В этом послании Петр эмоционально пишет о двух видах истины. Первая категория позитивна и включает длинный список благословений, дарованных христианам. Говоря о сути христиан и о том, что означает познать Христа, Петр последовательно перечисляет благословения и привилегии. Среди списка привилегий указаны и страдания. Хотя христиане и обладают самыми высокими привилегиями, они должны знать, что мир будет обращаться с ними несправедливо. Они имеют гражданство на небесах, а во враждебном мире, управляемом сатаной, они пришельцы. Христианскую жизнь можно назвать призывом к славе и победе через страдания. Итак, основной вопрос, на который отвечает Петр в послании, — как христиане должны отвечать на враждебность. Ответ содержит практические советы и обращает внимание на Христа как на пример Человека, Который побеждал враждебность мира.

1‑е Петра отвечает также и на другие важные практические вопросы о христианском образе жизни. Нуждаются ли христиане в священниках, чтобы те ходатайствовали за них перед Богом (2:5‑9)? Как должны относиться христиане к светскому правительству и гражданскому непослушанию (2:13‑17)? Как должны христиане‑работники относиться к враждебным им работодателям (2:18)? Как должна вести себя христианка (3:3, 4)? Как может верующая жена привести своего неспасенного мужа ко Христу (3:1, 2)?

Проблемы толкования

1‑е Петра 3:18‑22 считается одним из самых трудных новозаветных текстов для перевода и толкования. Например, относится ли слово «духом» в 3:18 к Святому Духу или к Духу Христа? Проповедовал ли Христос через Ноя перед потопом или Он проповедовал о Себе после распятия (3:19)? Проповедь эта была обращена к людям во время Ноя или к бесам в бездне (3:19)? Учит ли 3:20, 21 возрождению (спасению) через крещение или спасение может быть только через веру во Христа? Ответы на эти вопросы вы найдете в примечаниях.

План

Приветствие (1:1, 2)

I. Напоминание о величии нашего спасения (1:3–2:10)

А. Уверенность в нашем будущем наследии (1:3‑12)

1. Хранимом силой Божией (1:3‑5) 2. Утвержденном испытаниями и гонениями (1:6‑9) 3. Предсказанном пророками Божьими (1:10‑12)

Б. Последствия нашего будущего наследия (1:13–2:10)

1. Твердая надежда (1:13‑16) 2. Постоянное странствование (1:17‑21) 3. Сила любви (1:22–2:3) 4. Похвала Христа (2:4‑10)

II. Напоминание о важности личного примера перед людьми (2:11–4:6)

А. Благочестивый образ жизни перед неверующими (2:11–3:7)

1. Покорность правительству (2:11‑17) 2. Покорность господам (2:18‑25) 3. Покорность в семье (3:1‑7)

Б. Благочестивый образ жизни перед верующими (3:8‑12) В. Благочестивый образ жизни среди страданий (3:13–4:6)

1. Принцип страдания к праведности (3:13‑17) 2. Пример страдания к праведности (3:18‑22) 3. Цель страдания к праведности (4:1‑6)

III. Напоминание о возвращении нашего Господа (4:7–5:11)

А. Ответственность за христианский образ жизни (4:7‑11) Б. Награды христиан за страдания (4:12‑19) В. Требования к руководителям христиан (5:1‑4) Г. Сознание победы христиан (5:5‑11)

Заключение (5:12‑14)