5 глава

5:1 Пастырей… умоляю я В других переводах «старших» Время страданий и гонений в церкви требовало достойного руководства. «Пастырь, старший» означает «пастух» (т. е. пастор; ст. 2) или «блюститель» (т. е. епископ; ст. 2; см. примечания к Деян. 20:28). Слово «пастырь, старший» подчеркивает духовную зрелость руководителя. За исключением мест Писания, где Петр говорит о себе, а также в 2 Ин. 1 и 3 Ин. 1, Петр употреблял это слово во множественном числе, подчеркивая, что обычно в церкви было несколько благочестивых руководителей, которые надзирали за стадом и пасли его. сопастырь и свидетель… и соучастник в славе У Петра были серьезные основания для такого обращения к пастырям. Во‑первых, он отождествлялся с ними, называя себя сопастырем, поэтому такое обращение было уместно. Во‑вторых, то, что он был свидетелем Христовых страданий, подтверждало его апостольство и давало ему власть и авторитет (ср. Лк. 24:45; Деян. 1:21, 22). В‑третьих, терпение и ожидание. Знание, что христианские руководители однажды получат из рук Христа награды за свое служение, вдохновляло их на верное исполнение обязанностей. Основанием для этого ожидания было свидетельство Петра о Преображении Христа (ср. Мф. 17:1‑8; 2Пет. 1:16). Во время этого замечательного события Петр участвовал в славе Господней.

5:2 пасите Божие стадо После обращения (ст. 1) следует повеление (ст. 2‑4). Поскольку главная задача пастуха — накормить стадо, каждый пастырь (старший) должен быть способен учить истине (ср. Ин. 21:15‑17; см. пояснения к 1 Тим. 3:2; Тит. 1:9). Стадо нуждается не только в пропитании, но и в защите (ср. Деян. 20:28‑30). И в том, и в другом случае пастырь должен помнить, что стадо принадлежит не ему, а Господу. Бог доверяет пастырю часть своего стада, чтобы тот руководил им, заботился о нем и питал его (ст. 3). не принужденно, но охотно Петр предупреждал пастырей о первой опасности — лени. Божий призыв (ср. 1Кор. 9:16) и важность цели (Рим. 1:15) не допускает лени и равнодушия. Ср. 2Кор. 9:7. не для гнусной корысти Лжеучителя всегда подвергались воздействию второй опасности — денег, и использовали свои власть и положение, чтобы грабить людей (см. пояснение к 2Пет. 2:1‑3). В Писании ясно говорится, что церкви должны щедро платить своим пастырям (1Кор. 9:7‑14; 1Тим. 5:17, 18), но жажда денег никогда не должна служить мотивом для служения (ср. 1Тим. 3:3; 6:9‑11; 2Тим. 2:4; Тит. 1:7; 2Пет. 2:3; см. также Иер. 6:13; 8:10; Мих. 3:11; Мал. 1:10).

5:3 не господствуя Три основных искушения пастыря: 1) лень (ст. 2); 2) корысть (ст. 2); 3) демагогия. В данном контексте «господство» означает преобладание человека или обстоятельств в какой‑либо ситуации, относится к руководству с применением манипулирования и запугивания. См. пояснение к Мф. 20:25‑28. Истинное духовное руководство должно быть примером (см. 1Тим. 4:12).

5:4 явится Пастыреначальник Пастыреначальник — это Иисус Христос (ср. Ис. 40:11; Зах. 13:7; Ин. 10:2, 11, 12, 16; Евр. 13:20, 21). Когда Иисус явится во время Второго пришествия, Он оценит служение пастырей на судилище Христовом (ср. 1Кор. 3:9‑15; 4:5; 2Кор. 5:9,10). неувядающий В греческом слово, переведенное как «неувядающий» — это название цветка амарант. венец славы Буквально «венец, который есть вечная слава». В новозаветном мире венцы давались как знаки победных достижений (ср. 1Кор. 9:24, 25). Верующим обещаны венцы славы, жизни (Иак. 1:12), праведности (2Тим. 4:8) и радости (1Фес. 2:19), и все они нетленны (1Кор. 9:25). Все венцы описывают то или иное свойство вечной жизни. См. пояснения к 1Фес. 2:19.

5:5 повинуйтесь См. 2:18‑3:9. пастырям В др. переводах «старшим», т.е. пасторам, духовным руководителям церкви (ср. ст. 1; см. 1Тим. 3:1‑7; Тит. 1:5‑9). Члены церкви, особенно молодые люди, должны были почитать и уважать духовное руководство. Подчинение является основным признаком духовной зрелости (ср. 1Кор. 16:15; 1Фес. 5:12‑14; Тит. 3:1, 2; Евр. 13:7, 17). Неподчинение пастырям не только осложняет служение, но и приводит к потере Божьей благодати, как сказано в цитате из Пр. 3:34 (см. пояснение к Иак. 4:6). облекитесь смиренномудрием «Облекитесь» буквально означает «завязать узлом или бантом». Это слово часто применялось, когда рабы, одевали фартук поверх одежды, чтобы сохранить одежду чистой. «Смиренномудрие» буквально означает «скромное мышление», употреблялось как признание того, что человек недостаточно хорош для служения. Смиренномудрие, также как и в наши дни, не считалось добродетелью в древнем греховном мире, (но ср. Ин. 13:3‑17; Флп. 2:3, 4; см. также Пр. 6:16; 8:13; Ис. 57:15).

5:6 под крепкую руку Божию Крепкая рука Божия — ветхозаветный символ власти Бога, действующей в отношении человека и всегда направленной на осуществление Его высшей цели (ср. Исх. 3:19, 20; Иов. 30:20, 21; Иез. 20:33, 37; Мих. 6:8). Читатели послания Петра не должны были противиться крепкой руке Божией, даже если она вела их через испытания. Одним из доказательств отсутствия покорности и смиренномудрия служит отсутствие Божьей работы в верующем (см. пояснения к 2Кор. 12:7‑10). вознесет вас в свое время Ср. Лк. 14:11. Бог вознесет страдающих покорных верующих в свое время, определенное Его мудростью. См. пояснения к Иов. 42.

5:7 Все заботы ваши возложите на Него Этот стих частично цитирует, а частично толкует Пс. 54:23. «Возложите» означает «класть одно на другое», например, положить одежду на осленка (Лк. 19:35). Христиане должны возложить все недовольство, слабости, отчаяние и страдания на Господа и доверять Ему, зная, что Он совершает в их жизни (ср. 1Цар. 1:10‑18). Вместе с покорностью (ст. 5) и смирением (ст. 5, 6) доверие к Богу является третьим принципом, необходимым для успешной христианской жизни.

5:8 Трезвитесь См. пояснения к 1:13 и 4:7. бодрствуйте Уверенность в высшей Божией заботе не означает, что христианин может вести беззаботную жизнь. Внешние силы зла, которые выступают против христиан, требуют, чтобы они оставались бдительными. противник ваш В греческом языке этим словом назывался предусмотренный законом оппонент в судебном процессе. Диавол… рыкающий лев В греческом слово «диавол» означает «клеветник», который злословит верующих. Он и его силы всегда действуют, ища возможности победить верующего искушениями, гонениями и разочарованиями (Пс. 21:14; 103:21; Иез. 22:25). Сатана сеет раздоры, обвиняя людей перед Богом, Бога перед людьми и людей друг перед другом. Он делает все, что может, чтобы лишить христианина общения с Христом и христианского служения (ср. Иов. 1; Лк. 22:3; Ин. 13:27; 2Кор. 4:3, 4; Отк. 12). Он постоянно клевещет на верующих перед престолом Божьим, пытаясь убедить Бога отвернуться от них (Иов. 1:6‑12; Отк. 12:10).

5:9 Противостойте ему твердою верою Ср. Иак. 4:7. «Противостойте» означает «станьте напротив». Сопротивление сатане заключается не в особых словах или формулах, направленных против него и его бесов, но в твердой христианской вере. Это означает жизнь в согласии с истинами Слова Божия (см. пояснения к 2Кор. 10:3‑5). Если верующий знает здравое учение и повинуется Божьей истине, сатана не устоит. такие же страдания Все братство, все христиане проходят через испытания, которые приносит «рыкающий лев», пытающийся пожрать верующих (ср. 1Кор. 10:13).

5:10 призвавший нас Как и во всех новозаветных посланиях, имеется в виду призыв к спасению для избранных. См. пояснения к 1:5; 2:9, 21; 3:9. по кратковременном страдании вашем Христиане должны понимать, что Божьи цели, которые осуществятся в будущем, требуют боли в настоящем. В то время как верующий подвергается атаке врага, он совершенствуется Господом, что видно из следующей фразы (ср. 1:6; также 2Кор. 1:3‑7).да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми Все четыре слова говорят о силе и твердости. Бог допускает борьбу христиан, чтобы создать в них сильный характер. В ст. 5‑14 Петр кратко, но выразительно объясняет принципы, которые необходимы для успешного роста верующего во Христе и достижения им духовной зрелости. Они включают покорность (ст. 5), смирение (ст. 5, 6), доверие (ст. 7), трезвость (ст. 8), бодрствование (ст. 8, 9), надежду (ст. 10), поклонение (ст. 11), верность (ст. 12) и любовь (ст. 13, 14).

5:12 Силуан Имеется в виду Сила, который путешествовал с Павлом и часто упоминался в его посланиях. Он был пророком (Деян. 15:32) и римским гражданином (Деян. 16:37). Вероятно, он записал слова Петра и позже доставил это послание адресатам (ср. во Вступлении: Автор и время написания).

5:13 избранная… в Вавилоне Относится к церкви (ср. 2Ин. 1, 13) в Риме (ср. Отк. 17, 18; см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания). Марк, сын мой Марк, прозванный Иоанном Марком, был духовным сыном Петра. Предание утверждает, что Петр помогал ему в написании Евангелия от Марка (ср. Деян. 12:12). Это тот самый Марк, который однажды оставил Павла (Деян. 13:13; 15:38, 39; Кол. 4:10), но позже вновь стал достойным служителем (2Тим. 4:11).