2 глава

2:1 лжепророки Петр подробно описывает лжеучителей в этой главе, чтобы христиане всегда могли распознать их свойства и методы. Величайший грех отвергавших Христа и самое разрушительное дело сатаны заключаются в неправильном преподнесении истины и последующем обмане. Нет ничего опаснее, когда кто‑то говорит о Божьем спасении душ, а в действительности способствует разрушению этих душ сатаной (ср. Втор. 13:1‑18; 18:20; Иер. 23; Иез. 13; Мф. 7:15; 23:1‑36; 24:4, 5; Рим. 16:17; 2Кор. 11:13, 14; Гал. 3:1, 2; 2Тим. 4:3, 4). в народе «Народ» в Новом Завете обозначает Израиль (ср. Деян. 26:17, 23). Петр считает, что сатана прилагает все усилия для разделения верующих, используя обман лжеучителей (ср. Ин. 8:44). Со времен Евы он только и занимается обманом (см. пояснения ко 2Кор. 11:3, 4). введут пагубные ереси Лжеучителя выдавали себя за христианских пастырей, учителей и благовестников (ср. Иуд. 4). «Ереси» означали придуманные людьми лжерелигии, которые вели к разделению и раздорам (ср. 1Кор. 11:19; Гал. 5:20). Греческое слово «пагубные» обычно означало «проклятые». Это слово используется в послании 6 раз и всегда означает погибель (ст. 1‑3; 3:7, 16). Вот почему так трагично, когда Церковь становится жертвой терпимого отношения к учениям, не соответствующим Писанию, и из терпимости к небиблейским учениям и идеям делает ложную добродетель символом любви и единства (см. 2Фес. 3:14; 1Тим. 4:1‑5; Тит. 3:9‑11). отвергаясь… Господа Фраза выражает глубину преступления и вины лжеучителей. Редко используемое греческое слово, которое здесь переведено как «Господь», употребляется в Новом Завете 10 раз и означает Того, Кто обладает высшей властью, человеческой или Божьей. Петр предупреждает здесь о том, что лжеучителя отвергали высшую власть Иисуса Христа. Их ереси включали в себя отрицание Непорочного зачатия, Божьей природы, телесного Воскресения и Второго пришествия Христа, но основная ошибка лжеучителей заключалась в том, что они не хотели подчиниться Христу. Все лжерелигии содержат ошибочное учение о Христе. искупившего их Слово, которое Петр здесь употребляет, имеет скорее сравнительное, чем богословское значение и говорит о человеческом управлении имуществом. Господин покупал рабов, и рабы находились в полной зависимости от своего господина (примеры см. в Ветхом Завете, см. во Втор. 32:5, 6, где Господь говорит об искуплении Израиля, хотя они отвергали Его). В богословском смысле эта аналогия может рассматриваться как обязанность подчинения Богу, от которой отказались лжеучителя. Кроме того, лжеучителя заявляли, что они христиане и что Господь действительно искупил каждого из них. Петр с сарказмом пишет о таких заявлениях, говоря о грядущей гибели лжеучителей. Таким образом, это место описывает нечестивый характер лжеучителей, которые говорили о Христе, но отвергали Его господство в своей жизни. скорую погибель Относится либо к физической смерти, либо к суду по возвращении Христа (Пр. 29:1; 2Фес. 1:7‑10).

2:2 многие последуют их разврату Многие люди будут считать себя христианами, но при этом будут отвергать господство Христа в своей жизни, отказываясь быть послушными слугами Христа и Его Слова, вместо этого следуя похотям плоти, влиянию мира и сатаны. Такие номинальные христиане во время суда подвергнутся осуждению Господа за лицемерие (Мф. 7:21‑23; ср. Иуд. 4, 7). Отрицание господства Христа и одновременные притязания на то, чтобы считаться верующим, пагубно влияют на других людей и дискредитируют благую весть. путь истины будет в поношении Насмешки и оскорбления по отношению к благой вести об Иисусе Христе со стороны мира возникают потому, что номинальные христиане, которые говорят, но не следуют за Господом, разоблачают себя как лицемеров.

2:3 из любостяжания Т. е. из‑за бесконтрольной алчности. Петр показывал, что настоящим побудительным мотивом лжеучителей служила не любовь к истине, а любовь к деньгам (см. ст. 14). Они эксплуатировали людей с помощью своей лжи. суд им давно готов Бог намеревается осудить лжеучителей и всех отступников, и это намерение существует давным‑давно, повторяется на протяжении всего Ветхого Завета и будет исполнено в свое время (см. Иуд. 4). погибель их не дремлет Петр отождествляет погибель с живым существом, словно погибель является палачом, который не спит, бодрствует и готов к действию. Поскольку Бог есть Бог истины, Он осудит всех лжецов и обманщиков (ср. Пр. 6:19; 19:5, 9; Ис. 9:15; 28:15, 22; Иер. 9:3, 5; 14:14; 23:25, 26; Отк. 21:8, 27).

2:4 если Лучше перевести как «поскольку», так как нет сомнений в исторической достоверности суда, о котором упоминает Петр. Стихи 4‑10 представляют собой одно длинное предложение, которое с 9‑го стиха отвечает на слово «если». Чтобы никто не думал, что любящий и милосердный Бог не осудит нечестивых лжеучителей и обманутый ими народ, Петр приводит три убедительных примера осуждения нечестивых в прошлом. Эти примеры создают ясное представление о будущем и окончательном суде над лжецами и обманщиками. Хотя смерть нечестивых не приносит Богу удовлетворения (Иез. 33:11), Он вынужден осудить нечестие, потому что этого требует Его святость (2Фес. 1:7‑9). ангелов согрешивших Это ангелы, согласно Иуд. 6, «не сохранившие своего достоинства», т. е. в образе мужчин вступавшие в беспорядочные связи с женщинами. Вероятно, это относится к падшим ангелам в Быт. 6 (сынам Божиим): 1) перед потопом (ст. 5; Быт. 6:1‑3), пренебрегших своим положением и последовавших своим похотям; 2) перед разрушением Содома и Гоморры (ст. 6; Быт. 19). См. пояснения к Быт. 6:1, 2; Иуд. 6. адского Петр заимствует слово из греческой мифологии для обозначения преисподней —«тартар». Греки считали, что «тартар» – это место, которое находится еще ниже, чем «гадес» (ад) и предназначено для самых нечестивых людей, богов и бесов. Иудеи обычно использовали этот термин для обозначения места, где находятся падшие ангелы. Это слово описывало глубочайшую яму, самое ужасное место пыток и вечных страданий. Иисус в духе спустился туда, когда Его тело находилось в гробнице, и до Своего Воскресения проповедовал о Своей победе над бесами (см. пояснения к Кол. 2:14; 1Пет. 3:18, 19). узами… мрака Демоны боялись идти в преисподнюю и умоляли Иисуса во время Его жизни на земле не посылать их туда (ср. Мф. 8:29; Лк. 8:31). Не все демоны связаны. Некоторые пребывают на земле и в поднебесье (ср. Отк. 12:7‑9), некоторые временно связаны (см. пояснения к Отк. 9:1‑12). Только эти, из‑за описанного в Быт. 6 греха, связаны надолго. блюсти на суд Надолго заключенные во мраке бесы подобны узникам, заключенным в ожидании окончательного приговора. «Тартар» – временное местопребывание в том смысле, что в день суда согрешившие ангелы, о которых говорится здесь, будут брошены в озеро огненное (Отк. 20:10).

2:5 не пощадил первого мира Это второй пример для подтверждения неизбежного Божьего суда над лжеучителями в будущем, это суд над древним миром, который существовал до потопа (ср. Быт 6‑8). Человечество уменьшилось до восьми человек в результате приговора этого суда (ср. 1Пет. 3:20). проповедника правды См. Быт 6:9; 7:1. Жизнь Ноя свидетельствовала о праведности, когда он призывал людей покаяться и спастись от Божьего гнева.

2:6 города Содомские и Гоморрские Это третий пример для подтверждения неизбежности будущего Божьего суда над нечестивыми – полное разрушение Содома и Гоморры и их окрестностей (ср. Быт. 13; 18:16‑33; 19:1‑38; Втор. 29:23). Суд Божий уничтожил все живое на этой территории огнем. См. пояснения к Иуд. 7. показав пример Имеется в виду образец или модель. Бог показал всем грядущим поколениям, что нечестие приводит к осуждению.

2:7, 8 праведного Лота… избавил Он был праведен, как и все спасенные через веру в истинного Бога. Праведность вменилась ему, как и Аврааму (Быт. 15:6; Рим. 4:3, 11, 22, 23), по благодати через веру. Лот был духовно слаб (Быт. 19:6), неустойчив (Быт. 19:8) и подвержен пьянству (Быт. 19:33‑35). Сердце его было склонно к Содому (Быт. 19:16), хотя он ненавидел грех этих городов и приложил все старания, чтобы защитить ангелов Божиих от осквернения. Он послушался Бога и не обернулся (Быт. 19). В обоих случаях суд Божий был сокрушительным по отношению к живущим людям (один раз по отношению ко всей земле, а другой раз по отношению к региону, расположенному к югу от Мертвого моря). Вместе с тем, Петр указывал, что народ Божий был спасен (ст. 5; ср. ст. 9). В греческом слово, переведенное как «утомленный», означает, что Лот был измучен (в значении «изведен») аморальным, жестоким поведением людей, живших в Содоме и Гоморре и их окрестностях. К сожалению, иногда современных верующих беспредельные грехи в сегодняшнем обществе не шокируют.

2:9 избавлять благочестивых от искушения В греческом слово, переведенное как «искушение», может означать нападение с целью уничтожения (ср. Мк. 8:11; Лк. 4:12; 22:28; Деян. 20:29; Отк. 3:10) и относится к суровому Божьему наказанию. Пример плана Божьего состоит в том, чтобы спасти благочестивых от суда, который падет на неправедных. беззаконников соблюдать Нечестивые подобны узникам, которые ожидают окончательного приговора в тюрьме (ср. ст. 4). Последний суд над нечестивыми называется судом перед великим белым престолом (Отк. 20:11‑15), где нечестивые всех времен предстанут пред Богом для последнего суда, после которого Бог ввергнет их в озеро огненное.

2:10 идут вслед скверных похотей плоти Ср. Иуд. 6. Подобно нечестивым во времена Лота и Ноя, лжеучителя во дни Петра были рабами «скверных похотей плоти». презирают начальства За словом «начальства» стоит то же греческое слово, что и за «господин», т. е. «Господь» (ст. 1). Лжеучителя внешне отождествляли себя с Христом, но в жизни они не подчинялись Его господству. В этом стихе говорится о двух главных признаках лжеучителей: 1) похоть и 2) надменность. дерзки, своевольны «Дерзки» означает «бесстыдны», «наглы» или «непокорны». «Своевольны» означает «упрямы», «своенравны». злословить высших Ср. Иуд. 8. «Злословить» означает насмехаться и прокли нать, «высшие» относится к ангелам, возможно, к падшим ангелам. Падшие ангелы имеют уровень существования в сверхъестественном мире, у которого есть сан (звание, титул) и при нем необыкновенное свойство, которое вне человеческой природы (Еф. 6:12). Некое почтение принадлежит тем, кто переступил пределы времени. Следовательно, не должно быть никакого легкомыслия относительно сатаны и его ангелов. Возможно, что лжеучителя пытались оправдать свои нечестивые похоти, ссылаясь на ангелов из Быт. 6, «не сохранивших своего достоинства» (Иуд. 6). Хуление даже падших ангелов со стороны лжеучителей показывало их презрение и пренебрежение по отношению к любым властям, будь то хорошим или плохим.

2:11 Ангелы, превосходя крепостью В других переводах сказано способностью, возможностью. Относится к святым ангелам, которые превосходят людей в возможностях. не произносят укоризненного суда В отличие от лжеучителей, которые открыто не повинуются высшим властям, святые ангелы настолько почитают Своего Господа, что они не будут оскорблять любую власть. Даже Архангел Михаил, признавая наличие и способности сатаны, отказался злословить его (см. пояснения к Иуд. 8, 9), но воззвал к Господу (см. пояснения к Зах. 3:2). Верующие не должны проявлять наглость и глупость, относясь пренебрежительно или желая приказывать сверхъестественным силам, духам, особенно же сатане.

2:12 как бессловесные животные (Ср. Иуд. 10). Лжеучителя не чувствовали присутствия и силы бесов или святых ангелов, но, подобно диким животным, не подчиняющимся дисциплине, дерзким и надменным, они вмешивались в сверхъестественный мир, злословя то, чего не понимали. истребятся Поскольку они жили подобно животным, «рожденным на уловление и истребление», лжеучителя погибнут подобно животным. Лжеучителя не могут отказаться от своих инстинктов, и потому будут уничтожены собственным безрассудством.

2:13 возмездие за беззаконие Аморальность и надменность не будут существовать вечно. Они будут сокрушены и уничтожены. вседневной роскоши Согрешение днем, а не под покровом темноты было признаком особой безнравственности в римском обществе (ср. 1Фес. 5:7). Лжеучителя были настолько охвачены бунтом, что удовлетворяли свои похоти, не дожидаясь ночи. Необузданные похоти поглотили их. срамники и осквернители Ср. Иуд. 10. Т.е. они были как грязные пятна и струпья… Их характер был противоположен Христу (1Пет. 1:19). Церковь должна быть подобна своему Господу (Еф. 5:27). наслаждаются… пиршествуя с вами Лжеучителя, притворяясь учителями истины, вместе с христианами принимали участие в церковных вечерях любви и вели себя надменно и аморально даже при христианском общении. Даже прикрывая свою развращенность религиозными беседами, они казались грязными пятнами на церковных собраниях (ср. 2Ин. 9:11; Иуд. 12).

2:14 Глаза… исполнены любострастия Лжеучителя настолько потеряли моральный контроль над собой, что не могли взглянуть на женщину, не увидев в ней потенциальную сексуальную партнершу (ср. Мф. 5:28). Похоти полностью управляли ими, так что они непрерывно грешили. прельщают неутвержденные души Метафора взята из рыболовства и употребляется также в стихе 8. «Прельстить» означает «поймать на приманку». Лжеучителя не могли пленить утвержденных в Слове, но делали своими жертвами слабых, колеблющихся, молодых верующих (см. 3:16; ср. Еф. 4:14; 1Ин. 2:13). сердце их приучено к любостяжанию Слово «приучить» часто использовалось по отношению к тренировкам спортсменов. Лжеучителя тренировали, готовили и развивали свой разум для сосредоточения на запретных мыслях, к которым влекли их похоти. Они были искусными, ловкими, опытными в удовлетворении своих желаний. сыны проклятия Древнееврейское выражение, означающее осуждение на муки ада за грех, который владел их жизнью и за их вопиющее нечестие. Ср. Гал. 3:10, 13; Еф. 2:1‑3; 1Пет. 1:14.

2:15 Оставив прямой путь «Прямой путь» является в Ветхом Завете символом послушания Богу (ср. Деян. 13:10). Валаама Ср. Иуд. 11. Валаам служит примером лжепророков. В Ветхом Завете этот пророк пошел на компромисс ради обещанной ему платы: он предпочел богатство и славу верности и послушанию Богу (Чис. 22‑24). Бог удержал его от готовности проклясть Израиль с помощью говорящей ослицы (ст. 16; ср. Чис. 22:21‑35).

2:17 безводные источники В этом стихе Петр использует два поэтических образа («источники» и «облака»), которые символизируют основные ценности на Среднем Востоке. Источник без воды мог принести огромное разочарование в жаркой и сухой стране, подобно этому лжеучителя претендовали на то, чтобы быть духовным источником, способным напоить жаждущую душу, но в действительности они не могли ничего дать. облака… гонимые бурею Появление облаков обещало дождь, но иногда сильный ветер мог разогнать облака и оставить землю раскаленной и сухой. Казалось, что лжеучителя обещают духовную свежесть, но ничего подобного они не могли дать (ср. Иуд. 12). мрак вечной тьмы Имеется в виду преисподняя (ср. Мф. 8:12; Иуд. 13).

2:18 произнося надутое пустословие Ср. Иуд. 16. Т.е. показное многословие. Лжеучителя обманывали слабых высокопарными словами, стараясь показать свою ученость, глубокую духовную интуицию и даже претендуя на получение прямого откровения от Бога. Они могли противоречить очевидному историческому учению Писания, которое в некоторых случаях не могли объяснить должным образом из‑за отсутствия надлежащей подготовки и мудрости от Бога (ср. 1Кор. 2:14). На самом деле в их словах не содержалось ничего действительно ученого, духовного или Божьего. уловляют в плотские похоти Тем не менее, несмотря на пустую болтовню, лжеучителя увлекают своей философией других тем, что обращаются к народу на более низком и примитивном уровне. Обольщение, а не истина, было их целью. Они предлагали людям такую религию, которая могла оправдывать и удовлетворять их плотские желания и чувственность. Петр мог также подразумевать, что лжеучителя, в частности, преследовали следующую цель: соблазнить женщин через сладострастие. едва отстали… заблуждении Лучше перевести как «только что избежавшие», или «пытавшиеся». Эти слова относятся не к спасенным людям, но к людям, которые были ранимы из‑за сильного чувства вины и множества забот: разведенным и одиноким, которые хотели начать жизнь сначала, страдали из‑за последствий греха и искали помощи в религии или Боге. Лжеучителя эксплуатировали таких людей.

2:19 Обещают им свободу Лжеучителя обещали людям, «пытавшимся избавиться» от трудностей и борьбы свободу в их жизни, которую те искали. рабы тления Лжеучителя не могли дать обещанную ими свободу, поскольку сами были порабощены тлением, от которого люди пытались убежать. побежден… раб Тот, кто предает себя во имя свободы в руки лжеучителей, которые сами являются узниками, тоже становится узником. Рабство тления ожидает всех последователей лжеучителей.

2:20 избегнув скверн мира «Скверны» означали гнилые ядовитые испарения. В моральном смысле слово означает смертоносное влияние. Петр отмечает, что лжеучителя и их последователи хотели «избежать» разлагающего влияния мирской системы и искали религию, даже Иисуса Христа (не в Божьем, а в своем понимании; см. пояснение к ст. 1). Но лжеучителя никогда искренне не обращались ко Христу. Они слышали истинное Благовестие и принимали его, но впоследствии отвергли истинного Христа. Таким образом, они совершили отступничество как народ в Евр. 10:26, 27. Их конец был хуже начала (примеры отступничества см. Лк. 11:24‑26; 12:47, 48; 1Кор. 10:1‑12; Евр. 3:12‑18; 6:6; 10:26, 38 и далее; 1Ин. 2:19; Иуд. 4‑6).

2:21 возвратиться назад от… святой заповеди Буквально «повернуть назад». Этот стих описывает извращенность и отступничество лжеучителей. Они познали христианскую веру (путь праведности; ср. Мф. 21:32) и даже истинное учение Писания, однако их жизнь показала, что в итоге они отвергли Христа (ср. Евр. 10:26‑31). Такие лжеучителя, о которых писал Петр, не появились вне христианства. Они всегда воспитываются в церкви, наполовину внутри нее, наполовину вне ее; но на самом деле отвергают истину и пытаются соблазнить других, чтобы удовлетворить свои амбиции.

2:22 пес… свинья Два образных изображения отступничества. Первое взято из Пр. 26:11, а второе Петр привел сам.