Введение

Название

Название обычно звучит как 1‑е Послание Иоанна. Это первое и самое большое из трех посланий, которые носят имя апостола Иоанна. Поскольку письмо не адресовано какой‑либо конкретной церкви, жителям определенной местности или частному лицу, оно относится к общим посланиям. Хотя 1‑е Иоанна не содержит черт, общих для писем того времени (например, вступление, приветствие или заключительное приветствие), его доверительный тон и содержание указывают, что термин «послание» применим и к этой книге Нового Завета.

Автор и время написания

Послание не указывает на автора, но надежное, последовательное и самое раннее свидетельство церкви приписывает его Иоанну, Апостолу и ученику Христа (ср. Лк. 6:13, 14). Анонимность послания также говорит в пользу авторства Иоанна, потому что только тот, кто подобно Иоанну, обладал статусом апостола и был хорошо известен, был способен написать письмо с таким непререкаемым авторитетом, ожидая полного послушания от своих читателей и не указывая при этом своего имени (см., например, 4:6).

Иоанн и Иаков, его старший брат (Деян. 12:2), были известны как сыновья Зеведеевы (Мф. 10:2‑4). Иисус называл их «сыны громовы» (Мк. 3:17). Иоанн был одним из трех самых близких учеников Иисуса (вместе с Петром и Иаковом; ср. Мф. 17:1; 26:37) и участником и свидетелем служения Иисуса на земле (1:1‑4). В дополнение к трем посланиям Иоанн написал также – Евангелие, в котором он отождествляет себя с учеником, «которого любил Иисус», а также с тем, кто приклонился к груди Иисуса во время последней вечери (Ин. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7, 20). И еще одна книга, которую написал Иоанн – Откровение (Отк. 1:1).

Точно датировать послание трудно, потому что нет четких исторических указаний в 1‑м Иоанна. Наиболее вероятно, что Иоанн составил эту работу в конце первого столетия. Церковное предание утверждает, что Иоанн написал это послание в последние годы жизни, активно трудясь в это время в Ефесе в Малой Азии. Тон послания подтверждает это мнение, поскольку создается сильное впечатление, что автор значительно старше своих читателей (например, «дети мои» в 2:1, 18, 28). Послание и Евангелие от Иоанна сходны по своему словоупотреблению и способу выражения мыслей (см. Исторические и теологические темы). Подобное сходство побуждает многих считать, что Иоанн написал послание вскоре после того, как закончил Евангелие. Поскольку многие датируют Евангелие концом первого столетия, они также называют дату, аналогичную времени написания послания. Кроме того, ересь, против которой выступал Иоанн, наиболее сходна с ранним гностицизмом (см. Исторический фон и предпосылки написания), который начал формироваться в последней трети первого столетия, когда Иоанн много писал. Поскольку гонения при Домициане, которые начались приблизительно в 95 г. по Р.Х., не упоминаются, послание, вероятно, было написано до того. В свете подобных фактов предполагаемая дата для 1‑го Иоанна – 90‑95 гг. по Р.Х. Оно, вероятно, было написано из Ефеса церквам Малой Азии, на которые распространялось апостольское руководство Иоанна.

Исторический фон и предпосылки написания

Хотя Иоанн, составляя это послание, был в преклонном возрасте, он по‑прежнему активно служил церквам. Он был единственным оставшимся в живых Апостолом, близким соратником Иисуса во время Его земного служения и свидетелем Его смерти, Воскресения и Вознесения. Отцы Церкви (например, Иустин Мученик, Ириней, Климент Александрийский, Евсевий) указывают, что в то время Иоанн жил в Ефесе в Малой Азии, широко распространяя благую весть, наблюдая за многими возникшими церквами и ведя широкую переписку (например, послания, Евангелие от Иоанна и Откровение). Один из отцов Церкви (Папий), который непосредственно общался с Иоанном, описывал его как «живой голос терпения». Свидетельство Иоанна как последнего оставшегося в живых Апостола было очень авторитетным среди церквей. Многие страстно желали услышать того, кто непосредственно общался с Господом Иисусом.

Ефес (ср. Деян. 19:10) был интеллектуальным центром Азии. Как и в предыдущие годы апостола Павла (Деян. 20:28‑31), лжеучителя находились внутри церкви, создавая атмосферу философских направлений, заражая церковь ложными доктринами и искажая фундаментальное апостольское учение. Эти лжеучителя отстаивали новые идеи, которые впоследствии стали известны как гностицизм (от греческого слова «знание»). После победы Павла в борьбе за свободу от закона самой опасной ересью стал гностицизм, который угрожал ранней церкви в течение первых трех столетий. Наиболее вероятно, что Иоанн боролся с зачатками этой опасной ереси, которая могла разрушить фундаментальную веру и церковь (см. Проблемы толкования).

Гностицизм, на который оказала воздействие в частности философия Платона, защищал дуализм, утверждавший, что материя есть зло, а дух добро. В результате такого предположения, лжеучителя, хотя и признавали частично Божью природу Христа, отвергали его человеческую природу, чтобы защитить Его образ от зла. Это учение провозглашало также высшее знание, высшую истину, известную только избранным. Только посвященные имели мистическое познание истины, которое, по их мнению, было даже выше, чем Священное Писание.

Вместо Божьего откровения, которое судило бы помышления человека, помышления человека судили Божье откровение (2:15‑17). Ересь имела два основных вида.

1. Некоторые утверждали, что физическое тело Иисуса было не реальным, а только «кажущимся» реальным (течение известно как «докетизм», его название произошло от греческого слова, означающего «являться»). Иоанн защищал физическую реальность Иисуса, напоминая своим читателям, что он сам был свидетелем этого («слышали», «видели», «осязали руки наши», «Иисуса Христа, пришедшего во плоти»; 1:1‑4; 4:2, 3).

2. Согласно ранним преданиям (Ириней), другую форму этой ереси, против которой выступал Иоанн, проповедовал Церинфус, который утверждал, что «дух» Христа сошел на Человека Иисуса при Его крещении, но оставил Его перед распятием. Иоанн писал, что Иисус, Который крестился в начале Своего служения, был Тем же Человеком, Который был распят на кресте (5:6).

Такие еретические взгляды уничтожают не только реальную человеческую сущность Иисуса, но также искупление, так как Иисус должен был быть не только истинным Богом, но также истинным человеком (физически реальным), Который действительно пострадал и умер на кресте, чтобы принести заместительную жертву за грех людей (ср. Евр. 2:14‑17). Библия утверждает полноту Его человеческой природы так же непререкаемо, как полноту Его Божьей природы.

Идея о том, что материя зло, а дух добро, вела либо к тому, что с телом нужно было обращаться сурово (форма аскетизма; например, Кол. 2:21‑23), либо к тому, что грех, совершенный в теле, не воздействует на дух и поэтому не стоит внимания. Противники Иоанна пришли к заключению, что грех, совершенный в физическом теле, не имеет значения. Это допускало абсолютную вседозволенность; некоторые даже отвергали существование греха (1:8‑10) и игнорировали закон Божий (3:4). Иоанн подчеркивал реальность греха и необходимость повиноваться Божьим заповедям, поскольку истинная любовь к Богу есть послушание Его заповедям (5:3).

Лжеучителей характеризовал недостаток любви к другим верующим, особенно к тем, кто отвергал их «новый» образ мышления (3:10‑18). Они отделяли своих обманутых последователей от общения с теми, кто оставался верен апостольскому учению, вынуждая Иоанна писать, что подобное разделение есть внешнее проявление того, что последовавшие за лжеучителями не познали истинного спасения (2:19). Их отделение от верующих, оставшихся верными апостольскому учению, потрясло церковь. Мудрый апостол писал, отвечая на этот кризис, чтобы ободрить оставшихся быть верными, призвать их бороться против этой смертельной угрозы в церкви. Так как ересь была очень сильна и существовала опасность победы лжеучителей, для церкви наступило критическое время. Иоанн мягко, с любовью, но с неоспоримым апостольским авторитетом посылал это письмо церквям, находившимся в сфере его влияния, чтобы призвать их сопротивляться распространению этой ложной доктрины.

Исторические и теологические темы

В свете обстоятельств написания послания основная тема 1‑го Иоанна – «возврат к фундаментальной вере», или «назад к основам христианства». Апостол не высказывает предположение, а говорит с убежденностью. Он выражает абсолютную суть христианства в очень простых словах, которые ясны и безошибочны и не оставляют сомнений в природе этих фундаментальных истин. Теплое обращение, тон любви уподобляют послание доверительной беседе отца со своими детьми.

Первое Иоанна является также пастырским посланием. Оно написано от сердца пастыря, который заботится о своем народе. Как пастырь, Иоанн учил свое стадо некоторым жизненно важным принципам, ободрял их, наставлял в основах веры. Он хотел, чтобы они радовались, пребывая в истинной вере, а не сокрушались из‑за лжеучения и текущих преходящих ошибок (1:4).

Книга содержит в себе полемику, т.е. не только положительное, но также негативное. Иоанн отделял лжеучение от здравого учения, проявляя нетерпимость к тем, кто извращал Божью истину. Он клеймит отступивших от истины, называя их «лжепророками» (4:1), «обольщающими» (2:26; 3:7), и «антихристами» (2:18). Он четко определяет источники всех лжеучений как демонические (4:1‑7).

Неоднократное повторение трех подтем: радости (1:4), праведности (2:1) и уверенности (5:13) – усиливает общую тему верности основам христианства. Сохраняя верность основам, читатели будут постоянно испытывать в своей жизни три этих результата. Эти три показателя также открывают сущность истинной духовности в 1‑м Иоанна: истинная вера в Иисуса производит послушание Его заповедям; послушание проявляется в любви к Богу и верующим (например, 3:23, 24). Когда эти три (здравое учение, послушание, любовь) действуют вместе, они приводят к радости, праведности и уверенности. Они служат лакмусовой бумажкой для испытания искренности христианина.

Проблемы толкования

Вокруг природы лжеучений, о которых сказано в 1‑м Иоанна, ведутся богословские споры, поскольку Иоанн не говорит о неверных доктринах, но борется с еретиками, провозглашая истинные положения фундаментальной веры. Основное свойство ереси, как отмечалось выше, – это отрицание воплощения, т.е. учения о том, что Христос пришел во плоти. Это наиболее сходно с ранним гностицизмом. Толкователей обычно смущает строгость суждений Иоанна. Иоанн категорично говорит об основах фундаментальной веры в христианской жизни. В отличие от Павла, который описывал отдельные неудачи верующих в их стремлении соответствовать Божьим стандартам, Иоанн не допускал вопроса «что, если я упаду?» Только в 2:1, 2 он допускает некоторое отклонение от абсолюта. В послании при представлении истины использован только черно‑белый цвет и никаких полутонов. Часто встречаются яркие контрасты, например, «свет» и «тьма» (1:5, 7; 2:8‑11), ложь и истина (2:21, 22; 4:1), дети Божии и дети диавола (3:10). Всякий называющий себя христианином должен проявлять качества искреннего христианина – здравое учение, послушание, любовь. Всякий действительно родившийся свыше получил новую природу, которая и проявляет себя. Те же, кто не проявляет свойств новой природы, ее и не имеют. Они никогда не были рождены свыше. Вопрос состоит не в том (как во многих посланиях Павла), должны ли мы иметь ежедневное общение с Богом, но в том, что при испытаниях в нашей жизни подтверждает действительность нашего спасения. Такие яркие контрасты также характерны для Евангелия от Иоанна. Чтобы подчеркнуть основные истины христианства, Иоанн использует уникальный способ повторений. Некоторые изображают повторения Иоанна в виде раскручивающейся спирали, которая становится все больше и больше, каждый раз все шире раскрывая одну и ту же истину. Другие изображают скручивающуюся спираль, проникающую все глубже и глубже в одни и те же темы. Независимо от того, какую спираль нам удобнее представлять, Иоанн использовал повторение основных истин, чтобы подчеркнуть их важность и помочь своим читателям понять и запомнить их.

План

I. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ‑1 (1:1–2:17)

А. Основные критерии учения (1:1–2:2)

1. Библейское представление о Христе (1:1‑4) 2. Библейское представление о грехе (1:5–2:2)

Б. Основные нравственные критерии (2:3‑17)

1. Библейское представление о послушании (2:3‑6) 2. Библейское представление о любви (2:7‑17)

а. любовь, которую требует Бог (2:7‑11); б. любовь, которую ненавидит Бог (2:12‑17)

II. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ‑2 (2:18–3:24)

А. Часть вторая критериев учения (2:18‑27)

1. Антихристы отделяются от христианского общения (2:18‑21) 2. Антихристы отрицают христианскую веру (2:22‑25) 3. Антихристы обманывают верных христиан (2:26, 27)

Б. Часть вторая нравственных критериев (2:28–3:24)

1. Очищение в надежде на возвращение Господа (2:28–3:3) 2. Несовместимость христианства и греха (3:4‑24)

а. условие праведности (3:4‑10) б. условие любви (3:11‑24)

III. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ‑3 (4:1‑21)

А. Часть третья принципов учения (4:1‑6)

1. Бесовская природа лжеучения (4:1‑3) 2. Потребность в здравом учении (4:4‑6)

Б. Часть третья нравственных критериев (4:7‑21)

1. Свойства Божией любви (4:7‑10) 2. Божье условие любви (4:11‑21)

IV. Основные критерии истинного общения – СПИРАЛЬ‑4 (5:1‑21)

А. Победоносная жизнь во Христе (5:1‑5) Б. Свидетельство Бога о Христе (5:6‑12) В. Уверенность христиан (5:13‑21)

1. Уверенность в вечной жизни (5:13) 2. Уверенность в ответе на молитву (5:4‑17) 3. Уверенность в победе над грехом и сатаной (5:18‑21)