3 глава

3:1 какую любовь дал нам Отец Возглас восхищения перед третьей характеристикой надежды верующего в 2:28‑3:3. Надежда верующего укрепляется, когда он размышляет о том, что любовь Бога привела его к спасению (Еф. 1:3‑6). Второе пришествие Христа объединит верующих с небесным Отцом, Который любит Своих детей безмерной любовью. Иоанн выражает глубокое удивление любви Божией, которую Господь проявил, сделав нас Его детьми (Рим. 8:17). Мир потому не знает нас Миру чужды не все обитатели земли, а лишь христиане. Рожденные свыше, получившие новую природу небесного происхождения, христиане являют природу и образ жизни своего Спасителя и Небесного Отца, природу, абсолютно чуждую мирской природе неспасенных (1Кор. 2:15, 16; 1Пет. 4:3, 4). Именно поэтому Писание называет христиан «странниками» и «пришельцами» (Евр. 11:13; 1Пет. 1:1; 2:11). Господь Иисус имел неземное происхождение, небесную жизнь получают также рожденные свыше, хотя наша новая, преображенная жизнь еще не видна (см. пояснения к Рим. 8:18‑25).

3:2 мы теперь дети Божии Каждый, кто имеет искреннюю, спасающую веру, становится дитем Божиим в момент уверования (Ин. 1:12; Рим. 8:16; 2Пет. 1:4). Небесная, божественная жизнь, зарожденная в таком человеке, откроется лишь при явлении Иисуса (см. пояснение к Рим. 8:19). В ожидании Его явления Дух Святой будет трудиться в нас, преображая нас в образ Христов (см. пояснение к 2Кор. 3:18). будем подобны Ему Фраза содержит четвертую характеристику надежды верующего в 2:28‑3:3. Когда вернется Христос, Он преобразит каждого верующего в Свой образ, явит в нем Свою природу. Между первой частью стиха («мы теперь дети») и последней («будем подобны Ему») существует кажущееся противоречие. Решение этого противоречия в твердой надежде, что при возвращении Христа верующие испытают полное преображение в Его образ (см. пояснения к Рим. 8:29; 1Кор. 15:42‑49; Флп. 3:21). Славная природа этого преображения не поддается описанию; насколько человечество в славе может быть подобно Богу, не становясь при этом Самим Богом, настолько верующие будут подобны Христу.

3:3 очищает себя так, как Он чист Ключевой стих в 2:28‑3:3; в этом месте заключена пятая характеристика надежды верующего. Осознание реальности Второго пришествия Христа влияет на поведение христиан. В христианах развивается стремление стать подобными Христу уже сейчас, вместо того чтобы откладывать это на будущее. Павел выразил это страстное стремление в Флп. 3:12‑14 (см. пояснения). Это называется нашим участием в очищении от греха (см. пояснения к 2Кор. 7:1; 1Тим. 5:22; 1Пет. 5:22).

3:4‑24 Главная цель этого места Писания – сражение с лжеучителями, исказившими основы истины. Эти стихи расширяют, углубляют и повторяют критерий поведения, о котором Иоанн уже писал (см. 2:3‑6, 7‑11). В стихах 4‑10 говорится, что истинные верующие должны вести праведный образ жизни, а в стихах 11‑24 говорится о любви, которую христиане должны проявлять к своим братьям по вере. Иоанн очень заботился о том, чтобы христиане знали, как отличить правду от лжи, искренность от лицемерия, истинных верующих от лжехристиан. Он предлагает ряд испытаний в своем послании, чтобы определить обоснованность человеческих притязаний на имя христианина.

3:4‑10 Стихи говорят о несовместимости человека и греха. Лжеучителя, против которых боролся Иоанн, были сторонниками гностицизма (см. во Вступлении: Исторический фон и предпосылки написания) и недооценивали значение греха и послушания. Придерживаясь философского дуализма, они рассматривали материю как зло от рождения, а следовательно, любой грех, совершенный в физическом мире, не имел последствий для вечной жизни. В этом месте Иоанн перечисляет четыре причины, по которым христиане должны воздерживаться от грехов (Ин. 8:31; 34‑36; Рим. 6:11; 2Ин. 9).

3:4 делающий грех В греческом слово, переведенное как «делающий» подразумевает ежедневную практику, когда грех является обыденным и привычным. Искренние христиане также имеют греховный ветхий характер (1:8), согрешают и нуждаются в исповедании грехов (1:9; 2:1), однако грех не является привычным в их жизни. Подлинно рожденный свыше верующий имеет внутреннего контролера, или стража (новую природу), который следит за тем, чтобы грех не превратился в привычку («рожденный от Бога» – ст. 9; Рим. 6:12). грех есть беззаконие Первая причина, по которой христиане не могут жить в грехе, заключается в их любви к закону Божьему, который несовместим с грехом (Пс. 118:34, 77, 97; Рим. 7:12‑22). Слово «беззаконие» означает не только нарушение Божьего закона, но бунт, т. е. жизнь вне закона, пренебрежение существующими законами (Иак. 4:17).

3:5 Он явился для того, чтобы взять грехи наши Вторая причина, по которой христиане не могут жить в грехе, состоит в том, что грех несовместим с делами Христа. Христос умер, чтобы освятить (т. е. сделать святыми) верующих (2Кор. 5:21; Еф. 5:25‑27). Грешить – значит противиться делам Христа, которые Он творит, чтобы разрушить власть греха в жизни верующих (Рим. 6:1‑15).

3:6 согрешает Смысл этого выражения аналогичен фразе «делающий грех» в ст. 4, т.е. имеется в виду грех, ставший привычкой для человека. всякий согрешающий не видел Его и не познал Его Если в человеке, считающем себя христианином, отсутствует контролер, препятствующий, превращению греха в привычку, этот человек никогда не был спасен. Иоанн совершенно ясно заявляет об этом.

3:7 да не обольщает вас никто Слово «обольщать» имеет значение «сбивать с толку». Лжеучителя пытались исказить основы веры, и потому существовала вероятность, что некоторые христиане могут обмануться и принять предлагаемое им лжеучение. Чтобы предотвратить этот обман, Иоанн постоянно возвращается в послании к основам христианства: к необходимости послушания, к любви и к правильному представлению о Христе (см. во Вступлении: Исторические и теологические темы). делает правду Обычный для искреннего верующего праведный образ жизни явно противоположен образу жизни лжеучителей, живущих в грехе (ср. ст. 4.6). Христос умер на кресте, чтобы преобразить грешников, и потому рожденные свыше заменили привычку грешить привычкой жить праведно (Рим. 6:13, 14). подобно как Он праведен Действительно рожденные свыше отражают Божью природу Сына. Они ведут себя как Он, потому что власть Его жизни проявляется в них (Гал. 2:20).

3:8 Кто делает грех Фраза имеет смысл «кто привычно совершает грех» (см. пояснения к ст. 4, 6). от диавола Слова указывают на источник поступков лжеучителей. Слово «диавол» имеет смысл «обвинитель», или «клеветник». Сатана не только противостоит («противник») Богу и Божьему плану, он является также возбудителем и инициатором греха и восстания против Бога и Его закона (ст. 4; см. пояснения к Еф. 6:10‑17). Все неспасенные находятся под влиянием сатаны. Грешный образ жизни, который они ведут, раскрывает их природу и происхождение (см. пояснение к Еф. 2:1). Иоанн противопоставляет детей Божиих и детей диавола, описывая их поступки. Рожденные свыше владеют привычкой праведного образа жизни, дети диавола живут в грехе. сначала Сатана был сотворен совершенным, а после восстал против Бога (Ис. 14:12‑14; Иез. 28:12‑17). Иоанн, вероятно, имеет в виду начало этого восстания против Бога, начало мятежной жизни сатаны. Поскольку грех является типичной характеристикой сатаны, каждый, живущий в грехе, имеет природу сатаны (ср. Ин. 8:44). Для сего‑то… чтобы разрушить Третья причина, по которой христиане не могут жить в грехе, состоит в том, что Христос пришел разрушить дела главного грешника, сатаны. Диавол по‑прежнему действует в мире, но он побежден, и во Христе мы можем избежать его тирании. Наступит день, когда всякая деятельность сатаны во вселенной прекратится, и он будет ввержен в геенну навеки (Отк. 20:10). дела диавола Имеется в виду всякий грех: восстание, искушение, власть над миром, преследования святых, клевета на святых, провоцирование лжеучителей на их действия, власть смерти (например, Лк. 8:12; Ин. 8:44; Деян. 5:3; 1Кор. 7:5; 2Кор. 4:4; Еф. 6:11, 12; 1Фес. 2:18; Евр. 2:14; Отк. 12:10).

3:9 Четвертая причина, по которой христиане не могут жить в грехе, состоит в том, что грех не совместим со служением Духа Святого, Который дает верующим новую природу (Ин. 3:5‑8). рожденный от Бога Иоанн писал о рождении свыше (Ин. 3:7). Когда люди становятся христианами, Бог делает их новыми творениями, имеющими новую природу (2Кор. 5:17). Верующие имеют Божьи качества, потому что они родились в Божьей семье. Новая природа проявляется в том, что праведность становится неотъемлемой частью характера верующих. Праведность же возникает под действием Духа Святого (Гал. 5:22‑24). Иоанн дважды повторяет эту фразу, чтобы подчеркнуть ее важность. семя Его Рождение свыше предполагает приобретение семени Бога. Это означает, что, получая спасение и рождаясь свыше, верующий получает от Бога и принципы жизни. Иоанн использует сравнение с посевом семян, чтобы показать, как Божья природа становится природой рожденных свыше. См. пояснения к 1Пет. 1:23‑25.пребывает Это слово означает необратимость рождения свыше. Рождение свыше не может иметь обратного хода. Рожденные свыше постоянно преобразуются в новое творение (2Кор. 5:17; Гал. 6:15; Еф. 2:10). он не может грешить Фраза имеет в виду отсутствие привычки грешить, т.е. практики жизни в грехе.

3:10 Стих является ключом к ст. 4‑10. В мире существует только две категории детей: дети Божии и дети диавола. Никто не может принадлежать к двум категориям одновременно. Человек либо принадлежит к семье Божией и проявляет праведный характер Бога, либо принадлежит к семье диавола и проявляет грешную природу сатаны.

3:10б не любящий брата своего Фраза представляет читателям второй аспект нравственного критерия, т. е. критерия любви (как в 2:7‑11). Иоанн развивает свою мысль в ст. 11‑24. Лжеучителя не только имели ошибочное представление о природе Христа и проявляли непослушание Божьим заповедям, они проявляли также очевидный недостаток любви к истинным верующим, которые отвергли их еретическое учение.

3:11‑24 Иоанн в деталях развивает представление о жизни в любви истинных верующих. Для подлинно рожденных свыше любовь является неотъемлемой частью жизни. Новая природа, или «семя» (ст. 9), которую дает Бог, делает не только святость, но и любовь «характерной привычкой» (Ин. 13:35; Рим. 5:5; 1Фес. 4:9). Живущие в любви доказывают свое рождение свыше. Живущие без любви никогда не получали рождения свыше (Ин. 15:12; 1Пет. 1:22, 23).

3:11 от начала С начала возвещения благой вести любовь стала основной темой христианства (см. пояснения к 1:1; 2:7). Иоанн делает особое ударение на то, что они слышали «от начала» (1:1; 2:7, 24), чтобы подчеркнуть, что лжеучителя препятствовали тому, что Бог возвещал через апостолов. чтобы мы любили друг друга Здесь подчеркивается огромное значение свойства любить, проявляемого теми, кто обладает новой природой. Любовь – это не просто обязанность человека‑христианина, а определенное доказательство того, что он точно рожден свыше (Ин. 15:12; 1Пет. 1:22, 23).

3:12‑24 Иоанн часто повторяет одни и те же истины, расширяя их значение, чтобы читатели могли увидеть их в новом свете. Каждый раз он представляет одни и те же истины в новой «обертке», обращая внимание на тот или иной аспект их значения, либо, проявляя новый подход к предмету, рассматривая все его грани. Ст. 12‑17 говорят об отсутствии любви у детей диавола, а ст. 18‑24 говорят о любви, которую проявляют дети Божьи (см. также пояснение к ст. 10).

3:12 Каин Писание говорит о том, что Каин внешне поклонялся Богу, приносил жертвы (Быт 4:3‑5). Убийство, совершенное Каином, показало, что внутри он был сыном диавола (ср. Ин. 8:44). который был от лукавого и убил брата своего В ст. 12‑17 Иоанн говорит о первом из трех отличительных признаков детей диавола, подтверждающих отсутствие любви – убийстве, высшем проявлении ненависти. дела его были злы Жертва Каина не была принята, потому что он грешил (ср. Быт. 4:5). За его ненавистью и за убийством стояла зависть, как это произошло и с религиозными руководителями, убившими Христа.

3:13 мир ненавидит вас История полна примеров, когда мир преследовал святых (Евр. 11:36‑40). Верующие не должны удивляться этому, потому что за спиной гонителей стоит сатана, их отец, который полон ненависти.

3:14 перешли из смерти в жизнь, потому что любим Когда человек становится христианином, он воскресает из смерти в жизнь и обращается от ненависти к любви (ср. Гал. 5:6, 22). Отсутствие любви показывает, что человек духовно мертв. Любовь есть надежное испытание, которое показывает, родился ли человек свыше или по‑прежнему находится во тьме духовной смерти (2:9, 11). пребывает в смерти Тот, кто живет в ненависти, никогда не пережил рождения свыше.

3:15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца Иоанн представляет второе из трех характерных свойств детей диавола – ненависть. В глазах Бога ненависть является тем же убийством в духовном смысле, т.е. отношение приравнивается к действию. Ненависть – это зародыш убийства, как видно из примера ненависти Каина к Авелю, приведшей в результате к убийству (см. пояснения к Мф. 5:20‑22; ср. Гал. 5:19‑21; Отк. 22:15).

3:16 Любовь познали мы в том Иоанн вводит образец любви, который отражается в истинном христианстве. Он становится мерилом любви (см. ст. 18). Иоанн пишет о третьем признаке детей диавола – отсутствии любви. Дети диавола отличаются равнодушием к нуждам других людей (см. также ст. 12, 15). Он положил за нас душу Свою Это выражение характерно для Иоанна (Ин. 10:11, 15, 17, 18; 13:37, 38; 15:13), оно имеет смысл «лишиться жизни». Любовь христиан жертвенная и неэгоистичная. Христос отдал Свою жизнь ради верующих. Это раскрывает подлинную природу христианской любви (Ин. 15:12, 13; Флп. 2:5‑8; 1Пет. 2:18‑23). и мы должны полагать души свои за братьев Бог призывает христиан к той же любви друг ко другу, какою Он возлюбил нас (см. ст. 16а).

3:17 кто имеет достаток в мире… затворяет… сердце свое Истинная любовь не ограничивается принесением высшей жертвы (ст. 16), но проявляется в мелочах. Истинная христианская любовь проявляется в жертвенном служении нуждам других христиан (т. е. «брата своего»). Это реальная любовь, которая побуждает верующих помогать друг другу (1 Тим. 6:17‑19; Евр. 13:16; Иак. 2:14‑17). Если нет заботы о ближнем, возникают сомнения в том, есть ли в человеке любовь Божия. Сомнения приводят к вопросу, является ли такой человек дитем Божиим (ст. 14).

3:18 словом или языком… делом и истиною Недостаточно говорить о любви. Любовь – это не чувства, а поступки.

3:19 по чему узнаём Образ жизни, когда любовь проявляется в действии, служит видимым доказательством спасения (см. ст. 16). успокаиваем пред Ним сердца наши Иоанн говорит о трех полезных вещах, которые христиане могут извлечь из любви. Первая из них есть уверенность в спасении, поскольку любовь, проявленная в поступках, служит испытанием христианского исповедания (ср. 4:7; Ин. 13:34, 35).

3:20 если сердце наше осуждает нас… Бог больше Бог знает Своих (2Тим. 2:19) и желает убедить их в спасении. У христиан могут возникать неуверенность, сомнения в спасении, но Бог не осуждает их (Рим. 8:10). Если верующие проявляют любовь как образ жизни, это служит доказательством их оправдания перед Богом.

3:21 дерзновение к Богу Любовь освобождает от самоосуждения. Когда христианин понимает, что в его жизни любовь должна проявляться в делах и поступках, он получает дерзновение в общении с Богом.

3:22 Второе, что может извлечь из любви христианин, есть ответ на молитву (см. ст. 19). Любовь есть послушание закону (ср. Мф. 22:37‑40; Рим. 13:8‑10). Любовь в жизни верующего доказывает его послушание Богу, которое Бог благословляет ответами на молитвы.

3:23, 24 Ср. 4:13. В этих стихах вновь повторяются три основных темы послания – вера, любовь и послушание, которые служат главными доказательствами спасения. Третье, что извлекает из любви верующий, есть пребывание в присутствии и силе Духа Святого.