Введение

Название

Послание называется 2‑е Иоанна. Это второе из трех посланий, которые носят имя апостола Иоанна. 2‑е и 3‑е Послания Иоанна по форме наиболее соответствуют письмам, принятым в тогдашнем греко‑римском мире. Они адресованы одним человеком другому. 2‑е и 3‑е Иоанна являются самыми короткими посланиями в Новом Завете: каждое из них содержит менее 300 греческих слов и каждое могло бы поместиться на единственном листе папируса (ср. 3Ин. 13).

Автор и время написания

Автором является Апостол Иоанн. Он называет себя в 2Ин. 1 «старцем», что указывает на преклонный возраст апостола, его авторитет и положение в период становления христианства, а также на его участие в служении Иисуса. Точную дату написания послания установить нельзя, так как словарный состав, тема и описываемые события во 2‑м Иоанна очень близки 1‑му Иоанна (ср. ст. 5 с 1Ин. 2:7; 3:11; ст. 6 с 1Ин. 5:3; ст. 7 с 1Ин. 2:18‑26; ст. 9 с 1Ин. 2:23; ст. 12 с 1Ин. 1:4). Наиболее вероятно, что Иоанн написал эти послания в то же время, что и 1‑е Иоанна или вскоре после него, т.е. приблизительно в 90‑95 гг. по Р.Х., во время служения в Ефесе на склоне жизни.

Исторический фон и предпосылки написания

Во 2‑м Иоанна обсуждаются те же проблемы, что и в 1‑м Иоанна.(см. во Введении к 1‑му Иоанна: Исторический фон и предпосылки написания). Люди, поддавшиеся влиянию зарождавшегося гностицизма, стали лжеучителями и являлись угрозой для церкви (ст. 7; ср. 1Ин. 2:18, 19, 22, 2З; 4:1‑З). Основное различие состоит в том, что 1‑е Иоанна не было адресовано конкретному лицу или церкви, а во 2‑м Иоанна автор обращается к отдельной группе или домашней церкви (ст. 1).

В послании описывается, что лжеучителя странствовали по церквам, которые опекал Иоанн, стремясь найти единомышленников, и, пользуясь христианским гостеприимством, проповедовали свои идеи (ст. 10, 11; ср. Рим. 12:1З; Евр. 1З:2; 1Пет. 4:9). Вероятно, женщина, к которой автор обращается в приветствии (ст. 1), беспечно и легкомысленно оказала гостеприимство лжеучителям или, возможно, Иоанн опасался, что лжеучителя попытаются воспользоваться ее добротой (ст. 10, 11). Апостол серьезно предупреждает читателей об опасности, таящейся в оказании гостеприимства таким обманщикам (ст. 10, 11). Хотя его увещевание внешне может показаться резким и суровым, огромная опасность самой природы лжеучений, а так же то, что лжеучение посягало на самые основы веры, оправдывала автора (ст. 9).

Исторические и теологические темы

Общая тема 2‑го Иоанна очень сходна с темой 1‑го Иоанна. Это призыв «вернуться к основам веры», или «назад к основам христианства» (ст. 4‑6). В качестве основ христианства Иоанн называет следующее: приверженность истине (ст. 4), любовь (ст. 5) и послушание (ст. 6).

Апостол затрагивает во 2‑м Иоанна еще одну тему, тесно связанную с первой, — «библейские правила гостеприимства». Христиане не только должны строго придерживаться основ веры и стремления к истине, но быть осторожными, оказывая гостеприимство (Рим. 12:13). Основой гостеприимства служит любовь, но христиане должны делиться своей любовью, не отступая от истины. Христиане не должны принимать любого, кто называет себя верующим. Любовь должна иметь дух различения. Гостеприимство и доброта должны оказываться тем, кто строго придерживается основ веры. В противном случае христианин может помочь тем, кто пытается разрушить основы истины. Здравое учение должно служить испытанием при общении и быть основой для разделения между теми, кто только называет себя христианами, и теми, кто действительно ими является (ст. 10, 11; ср. Рим. 16:17; Гал. 1:8, 9; 2Фес. 3:6, 14; Тит. 3:10).

Проблемы толкования

Послание Иоанна является полной противоположностью частым призывам к экуменизму и христианскому единству среди верующих. Истина и любовь неразделимы в христианстве. Истина должна направлять любовь (ср. Еф. 4:15). Истина испытывается любовью. Основной урок послания состоит в том, что истина определяет узы любви, а следовательно, единства. Истина должна определять, кого объединит любовь, так как истина производит любовь (1Пет. 1:22). Если человек идет на компромиссы, истинная христианская любовь и единство разрушаются. Там, где истина не является основанием единства, существуют лишь поверхностные чувства.

Выражение «избранной госпоже и детям ее» (ст. 1) следует понимать в прямом смысле, т. е. как относящееся к определенной женщине и ее детям, а не толковать в переносном смысле, говоря о церкви и ее членах. Аналогично выражение «дети сестры твоей избранной» следует понимать как относящееся к племянникам или племянницам женщины, которой адресовано послание (ст. 1), а не как метафору, означающую сестринскую церковь и ее членов. В этих стихах Иоанн передает приветствия личным знакомым, с которыми познакомился за время служения.

План

I. Основы христианского гостеприимства (1‑3)

II. Принципы христианского гостеприимства (4‑6)

III. Узы христианского гостеприимства (7‑11)

IV. Благословения христианского гостеприимства (12, 13)