Введение

Название

Послание называется 3‑е Иоанна. Это третье и последнее из трех посланий, которое носит имя апостола Иоанна. 3‑е и 2‑е Послания Иоанна по форме наиболее соответствуют принятым в то время в греко‑римском мире письмам, поскольку они адресованы одним человеком другому. 3‑е и 2‑е Иоанна являются самыми короткими посланиями в Новом Завете: каждое из них содержит менее 300 греческих слов и каждое могло бы поместиться на единственном листе папируса (ср. ст. 13).

Автор и время написания

Автором является апостол Иоанн. Он называет себя в ст. 1 «Старцем», что указывает на преклонный возраст апостола, его авторитет и положение в период становления христианства, а также на его участие в служении Иисуса (ср. 2Ин. 1). Поскольку структура, стиль и словарный состав этого послания очень близки 2‑му Иоанна (ср. ст. 1 с 2Ин. 1; ст. 4 с 2Ин. 4; ст. 13 с 2Ин. 12; ст. 14 с 2Ин. 12), наиболее вероятно, что Иоанн написал это послание в то же время, что и 2‑е Иоанна или вскоре после этого, т.е. приблизительно в 90‑95 гг. по Р.Х. Как и 1‑е и 2‑е Иоанна, апостол, вероятно, написал это послание на склоне жизни во время служения в Ефесе.

Исторический фон и предпосылки написания

3‑е Иоанна является самым личным из трех посланий. 1‑е Иоанна представляет собой общее послание, адресованное церквам, рассеянным по всей Малой Азии, 2‑е Иоанна адресовано женщине и ее семье (2Ин. 1), а в 3‑м Иоанна Апостол называет единственного адресата — «возлюбленного Гаия» (ст. 1). Это указывает, что послание является одним из немногих в Новом Завете, адресованных конкретному человеку (ср. послание Филимону). Имя «Гаий» было широко распространенным в первом веке (см., например, Деян. 19:29; 20:4; Рим. 16:23; 1Кор. 1:14), однако ничего не известно об этом человеке, кроме того, что очевидно из приветствия Иоанна, т. е. что он был членом одной из церквей, находившихся под духовной опекой Иоанна.

Как и 2‑е, 3‑е Иоанна посвящено теме гостеприимства, однако Иоанн рассматривает ее с другой стороны. Во 2‑м Иоанна автор предостерегает от оказания гостеприимства лжеучителям (2Ин. 7‑11), в 3‑м Иоанна он осуждает отсутствие гостеприимства по отношению к верным служителям слова (ст. 9, 10). До Иоанна дошли слухи, что странствующим учителям, которых он знал и одобрял (ст. 5‑8), отказали в гостеприимстве (т. е. в жилье и в пропитании) в одной из церквей, которой руководил человек по имени Диотреф (ст. 10). Диотреф пошел даже дальше: он также поносил апостола Иоанна, осыпая его злобными обвинениями, и отлучал от церкви любого, кто осмеливался противоречить ему (ст. 10).

Гаий, возлюбленный друг Апостола и верный последователь истины (ст. 1‑4), напротив, стремился к правильным принципам христианского гостеприимства по отношению к странствующим учителям. Иоанн пояснял Гаию, как должно оказывать гостеприимство благовестникам (ст. 6‑8) и осуждал своевольные поступки Диотрефа (ст. 10). Апостол обещал лично исправить ситуацию и передавал свое письмо через человека по имени Димитрий, которого он хвалил за его хорошее свидетельство среди братьев (ст. 10‑12).

Исторические и теологические темы

Темой 3‑го Послания Иоанна является похвала правильным нормам христианского гостеприимства и осуждение тех, которые не соблюдают эти нормы.

Проблемы толкования

Некоторые считают, что Диотреф мог быть лжеучителем либо тяготел к лжеучителям, которые осуждались во 2‑м Иоанна. Однако в послании не содержится явного материала для доказательства подобного заключения. Иоанн не говорит о еретических взглядах Диотрефа. Послание показывает, что проблемы Диотрефа, связанные с надменностью и превознесением, были характерны не только для еретиков, но и для верных.

План

I. Похвала христианскому гостеприимству (1‑8)

II. Осуждение нарушения принципа христианского гостеприимства (9‑11)

III. Заключение о христианском гостеприимстве (12‑14)