Введение

Название

Послание Иуды («Иудах» по‑еврейски и «Иудас» по‑гречески) названо так по имени автора (ст. 1), одного из четырех сводных братьев Христа (Mф. 13:55; Мк. 6:3). Это четвертая по краткости из книг Нового Завета (Послание Филимону, 2 Иоанна и 3 Иоанна еще короче) и последняя из 8 общих посланий. Иуда прямо не цитирует Ветхий Завет, однако послание содержит, по меньшей мере, 9 очевидных ссылок на него. Как следует из контекста, эту «эпистолярную проповедь» можно назвать «Деяниями отступников».

Автор и время написания

Хотя имя Иуда было распространенным в Палестине (по крайней мере 8 упоминаются в Новом Завете), автором Послания Иуды обычно считается Иуда, сводный брат Христа. Его не следует путать с апостолом Иудой, сыном Иакова (Лк. 6:16; Деян. 1:13). К этому выводу приводят следующие факты: l) Иуда представляет себя как «брата Иакова», руководителя Иерусалимской церкви (Деян. 15) и другого сводного брата Иисуса (ст. 1; ср. Гал. 1:19); 2) приветствие Иуды сходно с приветствием Иакова (ср. Иак. 1:1); 3) Иуда не называет себя апостолом (ст. 1), но, скорее, проводит различие между собой и апостолами (ст. 17).

Отступничество от истинного учения и принципов поведения, о котором пишет Иуда (ст. 4‑18), сходно с описанным во 2‑м Петра (2:1‑3:4). Это доказывает, что послание Петра написано раньше, чем послание Иуды: 1) 2‑е Петра предупреждает о приходе лжеучителей (2Пет. 2:1, 2; 3:3), а из Послания Иуды ясно, что они уже появились (ст. 4, 11, 12, 17, 18); 2) Послание Иуды содержит цитату из 2Пет. 3:3 и признает, что эти слова принадлежат апостолу (ст. 17, 18). Так как Иуда не упоминает о разрушении Иерусалима в 70 г. по Р.Х., то наиболее вероятно, что Иуда написал свое послание после 2‑го Петра (приблизительно 68‑70 гг. по Р.Х.). Можно с уверенностью утверждать, что послание написано до разрушения Иерусалима. Иуда совершал миссионерские путешествия вместе с другими братьями и их женами (1Кор. 9:5), однако наиболее вероятно, что он написал это послание в Иерусалиме. Точно неизвестны верующие, с которыми переписывался Иуда, но в свете иллюстраций, которыми пользуется автор, можно предположить, что они были иудеями. Он несомненно писал в тот регион, который недавно пострадал от нашествия лжеучителей.

Хотя Иуда раньше отвергал Иисуса как Мессию (Ин 7:1‑9), он вместе с другими сводными братьями нашего Господа обратился после Воскресения Христа (Деян. 1:14). Из‑за его родственной связи с Иисусом и из‑за того, что он был свидетелем Воскресения Христа, а также благодаря содержанию послания, оно было признано богодухновенным и включено в Мураторийский канон (170 г. по Р.Х.). То, что вначале возникали вопросы о его каноничности, подтверждает, что оно было написано после 2‑го Петра. Если бы Петр цитировал Иуду, сомнений в каноничности не возникло бы, так как в этом случае Петр давал бы посланию апостольское утверждение. Климент Римский (приблизительно 96 г. по Р.Х.) и Климент Александрийский (приблизительно 200 г. по Р.Х.) также упоминают о подлинности Послания Иуды, хотя его миниатюрный размер, а также ссылки Иуды на апокрифы дают основания для возникновения споров о его каноничности.

Исторический фон и предпосылки написания

Иуда жил во время, когда христианство подвергалось серьезным политическим гонениям со стороны Рима и интенсивному духовному давлению сторонников гностицизма, которые, подобно отступникам и распутникам, сеяли обильные семена для гигантского урожая ошибочных доктрин. Это было первой атакой гностицизма, против которого даже более чем через 25 лет выступал Иоанн в своих посланиях. За исключением Иоанна, который дожил до конца первого века, все другие апостолы умерли мученической смертью, и казалось, что христианство ослабело. Итак, Иуда призывал церковь к сражению, к напряженной духовной битве за истину.

Исторические и теологические темы

Послание Иуды — единственная книга Нового Завета, посвященная исключительно борьбе с отступничеством, т.е. отступлением от истинной библейской веры (ст. 3, 17). Отступники описаны также в 2Фес. 2:10; Евр. 10:29; 2Пет. 2:1‑22; 1Ин. 2:18‑23. Иуда писал это, чтобы осудить отступников и побудить верующих бороться за веру. Он призывал к бодрствованию в церкви и строгой защите библейской истины. Он следует более ранним примерам: 1) Христа (Mф. 7:15; 16:6‑12; 24:11; Отк. 2; 3); 2) Павла (Деян. 20:29, 30; 1Tим. 4:1; 2Tим. 3:1‑5; 4:3, 4); 3) Петра (2Пет. 2:1, 2; 3:3, 4) и 4) Иоанна (1Ин. 4:1‑6; 2Ин. 6‑1l).

Послание Иуды наполнено историческими примерами из Ветхого Завета. Они включают: 1) исход (ст. 5); 2) бунт сатаны (ст. 6); 3) Содом и Гоморру (ст. 7); 4) смерть Моисея (ст. 9); 5) Каина (ст. 11); 6) Валаама (ст. 11); 7) Корея (ст. 11); 8) Еноха (ст. 14, 15); 9) Адама (ст. 14).

Иуда живо описывает характер и бессовестную деятельность отступников (ст. 4, 8, 10, 16, 18, 19). Иуда также заимствует примеры из природы, чтобы проиллюстрировать тщетность лжеучения (ст. 12, 13). Хотя Иуда нигде не говорит об особенностях содержания лжеучения, он ясно показывает, что нечестивая личная жизнь и бесплодное служение свидетельствовали о тщетности попыток этих лжеучителей представить ложь истиною. Иуда подчеркивает это неоднократным повторением фактов о личном растлении лжеучителей. Каким бы разумным, искусным, обманчивым, соблазнительным и разнообразным не было лжеучение, существует общий путь распознать лжеучителей — заглянуть внутрь их лживой духовной сущности и увидеть их нечестивую жизнь (2Пет. 2:10, 12, 18, 19).

Проблемы толкования

Так как в этом послании не обсуждаются богословские доктрины, проблемы в основном связаны с толкованием самого текста. Иуда ссылался на апокрифические книги (автором их не был упомянутый в названии человек): Книгу Еноха (ст. 14) и Успение Моисея (ст. 9) в подтверждение своих взглядов. Было ли это приемлемо? Поскольку Иуда писал под воздействием Духа Святого (2Тим. 3:16; 2Пет. 1:20, 21) и использовал тексты, которые в своих данных утверждениях были верны и точны, он поступал подобно Павлу (ср. Деян. 17:28; 1Кор. 15:33; Тит. 1:12).

План

I. Желание Иуды (1, 2)

II. Объявление войны отступникам (3, 4)

III. Ужасный конец отступников (5‑7)

IV. Обличение отступников (8‑16)

V. Защита от нападок отступников (17‑23)

VI. Славословие Иуды (24, 25)