Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 9 глава

9:1 совесть См. пояснение к 2:15. в Духе Святом На совесть можно полагаться только тогда, когда она находится под контролем Духа Святого; сама она является несовершенной и ее предупреждения должны проверяться по Слову Божьему (ср. 1Кор. 4:3‑5).

9:3 быть отлученным Греческое слово анафема, означающее «предать разрушению в вечном аду» (ср. 1Кор. 12:3; 16:22; Гал. 1:8, 9). Хотя Павел понимает, что обмен, о котором он говорит, невозможен (8:38, 39; Ин. 10:28), он искренне выражает глубокую любовь к своим соплеменникам иудеям (ср. Исх. 32:32).

9:4 Израильтян Потомки Авраама через Иакова, которому Бог дал новое имя – Израиль (Быт. 32:28). усыновление Не в смысле гарантии спасения каждому рожденному иудеем (см. пояснение к 8:15‑23; ср. 9:6), но изначального избрания целой нации для получения Его особого призыва, завета и благословения для служения в роли Его народа – свидетеля (Исх. 4:22; 19:6; Ос. 11:1; ср. Ис. 46:3, 4). слава Облако славы (шекина), которое отображало присутствие Божье в Ветхом Завете (Исх. 16:10; 24:16, 17; 29:42,43; Лев. 9:23). Его слава присутствовала в святое святых как в ковчеге, так и в храме – тронном зале Яхве, Царя Израиля (Исх. 25:22; 40:34; 3Цар. 8:11). заветы См. пояснение к Быт. 9:16. Завет – это обещание, соглашение или контракт, имеющее силу закона. В Новом Завете это слово трижды употребляется во множественном числе (Гал. 4:24; Еф. 2:12). Все, за исключением одного, заветы Бога с человеком носят вечный и односторонний характер. Это значит, что Бог пообещал совершить нечто, основанное на Его собственном характере, а не на ответе или действии партнера по соглашению. Всего имеется 6 библейских заветов: 1) завет с Ноем (Быт. 9:8‑17), 2) завет с Авраамом (Быт. 12:1‑3; см. пояснение к 4:13), 3) завет закона, данного через Моисея на Синае (Исх. 19‑31; ср. Втор. 29, 30), 4) священнический завет (Чис. 25:10‑13), 5) завет о вечном царстве через величайшего сына Давидова (2Цар. 7:8‑16) и 6) Новый Завет (Иер. 31:31‑34; Иез. 37:26; ср. Евр. 8:6‑13). Все заветы вечны и односторонни за исключением Моисеева завета, поскольку грех Израиля отменил его, и он был заменен Новым Заветом (ср. Евр. 8:7‑13). богослужение Лучше было бы перевести «храмовое служение», потому что имеется в виду вся система жертвоприношений и обрядов, которую Бог открыл через Моисея (ср. Исх. 29:43‑46). обетования Возможно, здесь подразумевается обещанный Мессия, Который произойдет из Израиля и принесет вечную жизнь и вечное царство (ср. Деян. 2:39; 13:32‑34; 26:6; Гал. 3:16, 21).

9:5 отцы Патриархи Авраам, Исаак и Иаков, через которых исполнилось обещание о Мессии. Христос… Бог, благословенный во веки Прежде всего имеется в виду не благословение, а утверждение наивысшей Божественности Христа.

9:6 слово Божие Имеются в виду особые привилегии и обетования, которые Бог явил Израилю (ст. 4; ср. Ис. 55:11; Иер. 32:42). не все те Израильтяне, которые от Израиля Не все физические потомки Авраама являются истинными наследниками обетования. (см. пояснения к 2:28, 29).

9:7 Чтобы проиллюстрировать суть ст. 6, Павел напоминает читателям, что всеобъемлющие обетования, данные Аврааму, не имели в виду каждого его потомка по крови, но только продолжателей рода Исаака. Ср. Быт. 21:12. детиТолько потомки Исаака могли называться детьми Авраама, наследниками обетования для великого народа (Быт. 17:19‑21).

9:8 плотские дети Другие дети Авраама от Агари и Хетуры не были избраны для унаследования данного ему обета. дети Божии Павел подчеркивает тот факт, что не все дети Авраама принадлежали к реальному народу Божию, т. е. народу Израильскому. Точно также не все истинные дети Авраама через Исаака являются истинным духовным народом Божиим, наследующим обетования, данные духовным детям Авраама (4:6, 11; ср. 11:3, 4).

9:9 Цитата из Быт. 18:10.

9:11 родились Близнецы Иаков и Исав. не сделали ничего доброго или худого Бог избрал Иакова вместо Исава для продолжения рода не на основании его личных достоинств или недостатков. изволение Божие в избрании То, что выбор Божий пал на Иакова, объясняется лишь Его изначальным планом и является идеальным примером избрания к спасению. Бог избрал некоторых иудеев и некоторых язычников – но не всех – к спасению.

9:12 не от дел, но от Призывающего Тот факт, что Бог остановил Свой выбор на Иакове до рождения его и его брата без учета каких‑либо личных достоинств показывает, что избрание к духовной жизни не связано ни с какими человеческими усилиями и основывается исключительно на прерогативе Бога, Который и делает Свой выбор (см. пояснение к 8:19; ср. 1Кор. 1:9). Далее цитируется Быт. 25:23.

9:13 Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел Цитата из Мал. 1:2, 3. Главное в этом стихе – не выражение ненависти к Исаву и его потомству. Малахия, который написал эти слова через более, чем 1500 лет после смерти братьев, сравнивал их потомков (Израиля и Едома), которые вышли из их лона. Бог избрал одного для Своего благословения и покровительства, а другого оставил для высшего суда.

9:14 Неужели неправда у Бога? Павел в очередной раз предвосхищает возражения своих читателей: если Бог должен был избрать некоторых людей к спасению и поставить их над другими независимо от их заслуг и поступков, то Он поступал произвольно и несправедливо (ср. Быт. 18:25; Пс. 7:10; 47:11; 70:19; 118:137, 142; Иер. 9:23, 24).

9:15 Цитата из Исх. 33:19. В ответ на обвинение в том, что учение о суверенном выборе Божьем противоречит Его справедливости, Павел приводит это место из Ветхого Завета, которое ясно говорит о том, что Бог абсолютно свободен в Своих решениях и избирает тех, кто будет спасен, не изменяя Своей совершенной природе. Он определяет, кто получит Его милость.

9:16 помилование Божье избрание определяет людей к вечной жизни (см. пояснение к 8:29). желающего Спасение инициируется не человеческим выбором – даже вера есть дар Божий (см. пояснение к 1:16; ср. Ин. 6:37; Еф. 2:8, 9). от подвизающегосяСпасение нельзя заслужить человеческими усилиями (см. пояснение к ст. 11).

9:17 Цитата из Исх. 9:16. Как и в ст. 15, здесь приводится цитата из ВЗ, показывающая, что Бог по Своему изволению избирает, кто будет служить Его целям и как. поставил тебя Имеется в виду движение вперед или вверх. Этим словом часто обозначалось возвышение отдельных личностей или народов (ср. Ав. 1:6; Зах. 11:16). Несомненно, фараон считал, что его положение и поступки исходили из свободного выбора и поставленных им целей, но в действительности он был поставлен для того, чтобы служить цели Божьей. имя Мое Всеобъемлющая сущность Бога (ср. Исх. 34:5‑7).

9:18 Своей могущественной рукой Бог освободил Израиль из‑под власти фараона, явив две важнейшие истины. И Моисей, и фараон были грешниками, причем убийцами, в равной степени достойными гнева Божьего и Божьей кары. Но Моисей получил от Бога милость, а фараон получил осуждение, потому что такова была воля Бога Вседержителя (ср. 11:7; Нав. 11:18‑20; 1Фес. 5:9; 2Пет. 2:12). ожесточает Греческое слово буквально означает сделать что‑то твердым или прочным, но часто оно употреблялось и в переносном смысле и означало проявление упрямства. В Исх. 10 раз говорится о том, как Бог ожесточает сердце фараона (напр. 4:21; 7:3, 13) и несколько раз о том, что фараон ожесточает свое собственное сердце (напр. 8:32; 9:34). Это не значит, что Бог намеренно творил в сердце фараона неверие или какое‑либо другое зло (ср. Иак. 1:13). Он просто убирал Свое влияние, которое обычно противостояло греху и позволял злому сердцу фараона полностью отдаваться греху (ср. 1:24, 26, 28).

9:19 за что же еще обвиняет? Возникает возражение: как может Бог обвинять человека в грехе и неверии, если Он предопределил свыше его судьбу?

9:20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Форма ответа Павла ясно показывает, что он обращается не к тем, кто искренним сердцем ищет ответа на очень трудный вопрос, а к тем, кто ищет оправдания своим грехам и неверию.

9:20, 21 Приводя известный из Ветхого Завета пример с горшечником (ср. Ис. 64:6‑8; Иер. 18:3‑16), Павел показывает, что неразумно и губительно человеку ставить под сомнение выбор Божий ко спасению отдельных грешников, как невозможно горшку задавать вопросы о целях горшечника.

9:22, 23 В этих стихах не предполагается определить природу зла или объяснить, почему Бог допускает его, но в них даются три причины, по которым Он допускает его присутствие и действие: 1) чтобы явить Свой гнев; 2) чтобы показать Свою власть и 3) продемонстрировать неисследимое богатство своей милости. Одни получают заслуженную справедливость (6:23), другие получают милость даром благодати.

9:22 Что же, если Этими словами начинается констатация факта в форме риторического вопроса. желая Греческое слово носит оттенок божественного намерения, а не обычного желания. щадил По справедливости Бог мог бы уничтожать грешника после первого его согрешения, но Он долготерпит и не воздает сразу же за каждый грех вечную кару. См. пояснение к 2:4. сосуды гнева Возвращаясь к примеру горшечника, Павел говорит о тех, кого Бог не избрал ко спасению, но скорее допустил, чтобы они несли справедливое возмездие за свой грех – гнев Божий (см. пояснение к ст. 18). готовые к погибели Бог не делает людей греховными, а в ответ на их своеволие оставляет их в избранном ими грехе (см. пояснение к ст. 18).

9:23 славы Величие Его характера особенно ощутимо в благодати, милости, сострадании и прощении, которые Он дарует грешникам через Христа. сосудами милосердия Избранные Им ко спасению. которые Он приготовил Имеется в виду Божественное избрание (см. пояснение к ст. 29).

9:25‑33 В заключение Павел говорит о том, что неверие Израиля не входит в планы Божии относительно искупления, приводя места из Ветхого Завета, говорящие о предсказаниях пророков по этому поводу (8:25‑29) и обоснованиях веры (ст. 30‑33).

9:25, 26 Павел цитирует Ос. 1:9, 10; 2:23. Осия говорит о великом восстановлении Израиля для Бога, а Павел подчеркивает, что за таким восстановлением стоит нынешнее противление Богу. Именно поэтому неверие Израиля соответствует ветхозаветным откровениям.

9:27, 28 См. Ис. 10, 22, 23. Исаия пророчествовал о поражении и рассеянии Южного царства Иудеи, которое Бог допустит по причине неверия. Павел указывает на то, что предсказанное Исаией рассеяние будет лишь прообразом отвержения Израилем Мессии и последующего разрушения и рассеяния Израиля.

9:29 См. Ис. 1:9. Опять же от гнева Божьего спасется лишь часть Израиля и лишь по Его милости. Господь Саваоф Ср. Иак. 5:4. В Ветхом Завете это слово означало «Господин воинств», т. е. верховную и безграничную власть Бога.

9:30‑32 В заключение темы о Божественном выборе Павел напоминает своим читателям, что хотя Бог избирает одних на получение Его милости, Он не является причиной того, что другие получают осуждение, и ничего не делает к их погибели; причина заключается в их неверии в благую весть (ср. 1Фес. 2:10). Грешники осуждены за их собственные грехи, наивысшим из которых является отвержение Бога и Христа (ср. 2:2‑6, 9, 12; Ин. 8:21‑24; 16:8‑11).

9:30 праведность от веры Праведность, которая идет от Бога на основании веры (см. пояснение к 1:17).

9:31 закона праведности Праведность, заслуженная соблюдением закона (ср. 3:20; см. пояснение к 8:3).

9:32 не в вере См. пояснения к 3:21‑24. делах закона Исполнение всего, предписанного законом (ср. Гал. 2:16; 3:2, 5, 10).

9:33 См. Ис. 8:14 и 28:16. Задолго до прихода Христа ветхозаветные пророки предсказывали, что Израиль не примет Мессию, показав еще раз, что его неверие полностью совпадает с Писанием.