Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 10 глава

10:1 молитва к Богу об Израиле Апостольский призыв Павла к язычникам (11:13; Деян. 9:15) не умалил его рвения к молитвам (ср. 1Тим. 2:1‑3) за спасение Израиля (ср. 1:16; Ин. 4:22; Деян. 1:8) или к евангелизации среди евреев.

10:2 ревность по Боге Проявляющаяся в законническом поведении и яростном противлении оппонентам иудаизма (Деян. 22:3; 26:4, 5; Гал. 1:13, 14; Флп. 3:5, 6).

10:3 не разумея праведности Божией Не зная ни внутренне присущей Богу истины, раскрытой в законе и остальной части ВЗ (которая должна была бы показать иудеям их собственную неправедность), ни праведности, которая исходит от Него на основе веры (см. пояснение к 1:17). собственную праведность Основанную на соблюдении закона Божьего и зачастую на более низких требованиях их традиций (Мк. 7:1‑13).

10:4 конец закона – Христос Хотя греческое слово, переведенное как «конец», может означать либо «выполнение» либо «завершение», здесь речь не идет о том, что Христос совершенно исполнил закон через Свое учение (Мф. 5:17, 18) или через Свою безгрешную жизнь (2Кор. 5:21). Во второй части стиха Павел показывает, что вера во Христа как Господа и Спасителя завершает бесплодные попытки грешника обрести праведность и спасение подчинением закону (ср. 3:20‑22; Ис. 64:6; Кол. 2:13, 14).

10:5 праведности от закона Праведное хождение перед Богом на основе повиновения закону. исполнивший его человек жив будет им Цитата из Лев. 18:5. Упование на праведность, основанную на повиновении закону, требует абсолютного соблюдения всякой малости (Гал. 3:10; Иак. 2:10; ср. Втор. 27:26) – что является совершенно невозможным.

10:6, 7 Павел говорит о праведности, основанной на вере, как бы вкладывая в уста другого человека цитату из Втор. 30:12, 13. Он хочет подчеркнуть, что праведность от веры не требует каких‑то невероятных исканий для того, чтобы найти Христа.

10:8 Близко к тебе слово Цитата из Втор. 30:14. Искание, о котором говорится в ст. 6, 7 является ненужным, потому что Бог ясно открыл путь спасения – через веру. слово веры Свидетельство веры есть путь к Богу.

10:9 исповедывать Иисуса Господом Не просто признавать, что Он есть Бог и Господь Вселенной, поскольку это признают даже бесы (Иак. 2:19), а иметь твердое убеждение в том, что Иисус есть твой личный Господин и Повелитель. Здесь подразумевается раскаяние в грехе, вера в Иисуса как Спасителя и подчинение Ему как Господу. В этом заключается волевой аспект веры (см. пояснение к 1:16). сердцем твоим веровать См. пояснение к 1:16. Бог воскресил Его из мертвых Воскресение Христа было кульминацией Его служения (ср. н. 2:18‑21). Вера в это необходима для спасения, ибо это есть доказательство истинности слов Христа о Самом Себе и о том, что Отец принял Его жертву вместо грешника (4:24; ср. Деян. 13:32, 33; 1Пет. 1:3, 4). Без воскресения нет спасения (1 Кор. 15:14‑17). См. пояснение к 1:4.

10:10 исповедуют Это греческое слово означает говорить то же самое или соглашаться с кем‑либо. Человек, исповедующий Иисуса как Господа (ст. 9), соглашается с утверждением Отца, что Иисус есть Спаситель и Господь.

10:11 Цитата из Ис. 28:16 и 49:23. Эта цитата не только показывает, что спасение благодатью исключительно через веру всегда входило в Божий план спасения, но и то, что оно распространяется на всех, включая язычников (1:16; 3:21, 22; 2Пет. 3:9; см. также Ион. 3:5).

10:12 нет различия Ср. 3:22, 23; Гал. 3:28, 29; Еф. 2:11‑13; 3:4‑6.

10:13 Павел цитирует Иоил. 2:32 в подтверждение того, что спасение предлагается людям всех национальностей и рас. призовет имя Известное выражение из Ветхого Завета (Пс. 78:5, 6; 104:1; 114:4, 5) не означает отчаянного вопля к какому‑либо божеству, но к единственно истинному Богу, Каковым Он явил Себя – откровение, которое включает в себя Иисуса как Господа (ст. 9) и Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых (ст. 9).

10:14, 15 Этими несколькими риторическими вопросами Павел хочет четко показать, что истинной спасительной вере должно предшествовать ознакомление с содержанием благой вести. Истинная вера всегда предполагает содержимое – явленное Слово Божие. Спасение приходит к тем, кто слышит и верит в содержание – благую весть.

10:15 прекрасны ноги благовествующих мир Цитата из Ис. 52:7. Прекрасна именно благая весть, которую несут эти ноги.

10:16 послушались благовествования Благая весть – не только милостивый дар, но и повеление уверовать и покаяться (1:4‑6; 2:8; 6:17; Деян. 6:7; 2Фес. 1:7, 8; Евр. 5:9). поверил слышанному от нас Цитата из Ис. 53:1. Исаия говорит о заместительной смерти Христа (53:5) – сути благой вести (53:5).

10:17 вера от слышания. См. пояснения к ст. 14, 15. слова Божия Лучшим переводом было бы «слово Христа», что значит «весть о Христе», т. е. благая весть (ср. Мф. 28:19, 20; Деян. 20:21).

10:18 Павел привел эту цитату из Септуагинты (греч. Перевод иудейского Ветхого Завета) в виде Пс. 18:5, показывающего, что даже Давид понимал, что откровение Бога о Себе достигло всей земли (ср. 1:18‑20; Иер. 29:13; Мф. 24:14; Ин. 1:9; Кол. 1:5, 6).

10:19‑21 Израиль не знал истины о спасении, содержавшейся в его Писаниях, включая истину о том, что благая весть достигнет язычников, как и было обещано во Втор. 32:21; Ис. 65:1, 2.

10:19 не народом Т.е. язычники, которые не являются частью Израиля, особого и избранного Богом народа.

10:20, 21 Цитата из Ис. 65:1, 2.

10:21 непослушному Буквально «возражающий» или «выступающий против». Как это уже случалось не однажды, Израиль снова выступил против Слова Божьего – на этот раз против истины Евангелия (ср. Мф. 21:33‑41; Лк. 14:21‑24).