Комментарии учебной Библии МакАртура на послание К Римлянам 15 глава

15:1 Мы, сильные См. пояснение к 14:1‑12. сносить Этот слово обозначает «поднимать и нести груз». Оно употребляется в Мк. 14:13 (нести кувшин), в Деян. 21:35 (нести человека) и в переносном смысле говорит об обязательстве (Деян. 15:10). Сильные должны не просто терпеть слабости своих более слабых братьев, они должны помогать слабым носить их бремена, проявляя любовь и участие (Гал. 6:2; ср. 1Кор. 9:19‑22; Флп. 2:2‑4). немощи То же, что и «слабости». бессильных См. пояснение к 14:1.

15:2 назиданию Укреплению. По сути, этот призыв Павел уже сделал ранее (14:19), а здесь он еще подразумевает самопожертвование (1Кор. 20:23, 24; ср. Флп. 2:2‑5).

15:3 Христос не Себе угождал Его наивысшей целью было угодить Богу и исполнить Его волю (Ин. 4:34; 5:30; 6:38; 8:25, 27‑29; Флп. 2:6‑8). как написано Цитата из Пс. 68:10. злословия… пали на Меня Под «злословием» подразумевается клевета, лживые обвинения и оскорбления. Люди ненавидели Бога и проявили эту же самую ненависть к Тому, кого Он послал, чтобы явить Себя (ср. Ин. 1:10, 11, 18).

15:4 что писано было прежде В данном Богом Ветхом Завете. написано нам в наставление Хотя христиане живут по Новому Завету и не находятся под властью Ветхого Завета, моральный закон Божий не изменился и все Писание остается духовной ценностью (1Кор. 10:6, 10, 11; 2Пет. 1:20, 21). Говоря о ценности Писания, Павел, несомненно, имеет в виду и Новый Завет, но прежде всего он обращает внимание на «священные писания» – или Ветхий Завет (2Тим. 3:15‑17). терпением См. пояснение к 5:3. утешением Буквально «ободрением». Слово Божие не только говорит верующим как терпеть, но и ободряет их на это. надежду См. пояснение к 5:2. Без ясных и определенных обетований Слова Божьего у верующего нет основы для веры (ср. Пс. 118:81, 114; Еф. 2:12; Иер. 14:8).

15:5 быть в единомыслии между собою Павел призывает сильных и слабых (см. пояснение к 14:1‑12), несмотря на различие их взглядов по этим несущественным вопросам, стремиться к любви и духовной гармонии там, где есть неоговоренные Библией проблемы.

15:6 единодушно, едиными устами Наше единство должно быть настоящим (единомыслие) и очевидным (единые уста). Но подлинная цель единства – не угождение другим верующим, а прославление Бога. Бога и Отца Здесь подчеркивается сущность Христа как Бога. Иисус не усыновлен Богом. Он имеет ту же природу, что и Бог. Эта важная истина часто повторяется в Новом Завете (2Кор. 1:3; 11:31; Еф. 1:3; Кол. 1:3; 1Пет. 1:3).

15:7 принимайте См. пояснение к 14:1. как и Христос принял вас Если совершенный, безгрешный Сын Божий хотел привести грешников в семью Божью, насколько больше прощенные верующие должны хотеть обнять и принять друг друга, несмотря на их несогласия по вопросам совести (Мф. 10:24; 11:29; Еф. 4:32‑5:2).

15:8 служителем для обрезанных Иисус был рожден Иудеем (см пояснение к Мф. 1:1) и Его обрезание в младенчестве было физическим признаком исполнения завета (см. пояснение к 4:11; Быт. 17:10‑14). обещанное отцам Завет с Авраамом, который Бог повторил также для Исаака и Иакова (см. пояснение к 4:13).

15:9‑12 Для того чтобы показать, что план Божий одинаково предусматривал царство Божие и для иудеев, и для язычников, и чтобы смягчить предрассудки христиан‑евреев в отношении их братьев из язычников, Павел приводит цитаты из Закона, пророков и дважды из Псалмов. Все это авторитетные разделы Ветхого Завета, доказывающие через Писание его правоту.

15:9 для язычников – из милости, чтобы славили Бога Потому что Он простер Свою благодать и милость к народу, находившемуся вне завета (см. пояснения к 10:11‑21; 11:11‑18). как написано Цитата из 2Цар. 22:50; Пс. 17:50. Псалмопевец воздает хвалу Богу среди народов, что подразумевает спасение для язычников.

15:10 Цитата из Втор. 32:43.

15:11 Цитата из Пс. 116:1.

15:12 Цитата из Ис. 11:10. корень Иессеев Иисус называется потомком Давидовым, а Иессей является отцом Давида (см. пояснение к Отк. 5:5).

15:13 Бог же надежды Бог есть источник вечной надежды, жизни и спасения. Он же является объектом надежды для каждого верующего (см. пояснение к 5:2). силою Духа Святого Надежда верующего приходит через Писание (ср. 15:4; Еф. 1:13, 14). Оно было продиктовано Духом Святым и прилагается Им к каждому сердцу.

15:14‑22 Не желая усугублять свои отношения с верующими в Риме и показаться бесчувственным, предвзятым и лишенным любви, Павел сразу же объясняет, почему он счел возможным написать такое прямое и решительное письмо к церкви, которую он не основал и никогда ранее не посещал.

15:14 благости Высоконравственное качество. Верующие в Риме ненавидели зло и любили праведность, ясно продемонстрировав свою жизненную силу. познания Имеется в виду глубоко усвоенное знание, свидетельствующее о наличии у римских верующих здравого учения (Кол. 2:2, 3). Данный факт показывает, что истина и добродетель неотъемлемы друг от друга (ср. 1Тим. 1:19). наставлять Ободрять, предупреждать или советовать – то же, что и проповедовать (1Кор. 14:3) или оказывать личное духовное воздействие (см. пояснение к 12:1). Каждый верующий должен укреплять и ободрять других верующих с помощью Слова Божия, и для этого он достаточно снаряжен (2Тим. 3:16).

15:15 как бы в напоминание вам Несмотря на свою духовную силу, этим христианам нужно было напоминать истины, которые они уже знали, но которыми они могли легко пренебречь или даже забыть их (ср. 1Тим. 4:6; 2Тим. 2:8‑14; Тит. 3:1).

15:16 служителем В греческом языке словом «служитель» называлось любое официальное лицо. А в Новом Завете под этим словом чаще всего подразумеваются те, кто служат Богу и руководят богослужением (например, Флп. 2:17; Евр. 1:7, 14; 8:1, 2, 6), включая священническое служение (Лк. 1:23). язычников Хотя обычно Павел, приезжая в новый город, проповедовал благую весть иудеям (см. пояснение к Деян. 13:5), его первостепенным апостольским призванием было служение для язычников (11:13; Деян. 9:15). приношение Назвав себя служителем, Павел поясняет, что целью его священнического служения является приношение Богу в виде многих обращенных язычников.

15:17 похвалиться Павел никогда не хвалился своим апостольским трудом, а только тем, что совершил через него Христос (1Кор. 1:27‑29, 31; 2Кор. 10:13‑17; 12:5, 9; Гал. 6:14; 1Тим. 1:12‑16).

15:19 знамений и чудес См. пояснения к Деян. 2:19; 2Кор. 12:12. Бог употреблял их для удостоверения истинности проповеди и учения. Иллирика Регион, который приблизительно совпадает с бывшей Югославией. Расстояние между Иллириком и Иерусалимом составляло около 1400 миль (2150 км).

15:20 благовествовать. См. пояснение к 1:1. созидать на чужом основании Целью Павла было достичь тех, кто никогда прежде не слышал благую весть – главное дело благовестника Нового Завета (Еф. 4:11). А важнейшей частью служения пасторов‑учителей является строительство на основании, заложенном таким благовестником (ср. 1Кор. 3:6).

15:21 как написано Цитата из Ис. 52:15; см. пояснение к 3:10. Эти слова из Ветхого Завета относятся, прежде всего, ко Второму Пришествию Христа, но в более широком смысле они обозначают процесс евангелизации, начатый в дни Павла и продолжающийся на протяжении истории Церкви вплоть до прихода Христа.

15:22 препятствовало… придти Форма этого глагола в греческом указывает на протяженность действия, а также на наличие внешних причин. Бог создавал препятствия на пути Павла в Рим (ср. Деян. 16:7).

15:23, 24 Тщательное планирование и подготовка не означают недостатка веры в провидение Божие. Но любые планы должны оставаться под контролем Господа – именно так обстояло дело с планами Павла (ср. Пр. 16:9).

15:23 не имея такого места Павел полагал, что он уже достаточно проповедовал в данной местности и мог двигаться дальше. имея желание придти к вам См. 1:10‑13.

15:24 Испанию Город и местность, называемые в Новом Завете Фарсисом (3Цар. 10:22; Ион. 1:3), расположенные на крайнем западе европейского континента. Фарсис стал важным торговым и культурным центром благодаря разветвленной сети римских дорог. Самым знаменитым выходцем тех мест был Сенека, философ и государственный деятель, который был наставником Нерона и премьер‑министром империи. вы проводите меня туда Павел надеялся, что римская церковь снабдит его всем необходимым для путешествия в Испанию.

15:25 послужить См. пояснение к Деян. 6:2.

15:26 Македония и Ахаия См. пояснения к Деян. 16:9; 18:12. Павел служил в тех местах во время своих первого и второго миссионерских путешествий. подаянием Основное значение этого слова в греческом «делиться чем‑либо», и обычно оно переводится как «общение» или «единение». Здесь имеется в виду оказание финансовой помощи нуждающимся в Иерусалиме (1Кор. 16:1; 2Кор. 8:2‑4; Гал. 2:9, 10).

15:27 в их духовном «Духовное» – это истины благовестия, которые сперва проповедовались язычникам апостолами, пророками, учителями и евангелистами из иудеев.

15:28 сей плод Денежный дар для Иерусалимской церкви; плод их подлинной любви и благодарности. Испанию. См. пояснение к 15:24.

15:30 любовью Духа Это выражение встречается в Писании только однажды и говорит о любви Павла к Духу Святому, а не о любви Духа к нему (ср. Пс. 142:10).

15:30, 31 в молитвах… чтобы избавиться мне Многие в Иудее отвергли благую весть и были готовы напасть на Павла по его возвращении. Зная о предстоящих трудностях (Деян. 20:22‑24), он хотел, чтобы римские христиане молились за успешное завершение служения, которое Господь вручил ему. Ответ на их молитвы заключался в том, что он благополучно добрался до Иерусалима (Деян. 21:17, 19, 20) и избежал смерти, но не избежал заключения в тюрьму (Деян. 21:10, 11; 23:11).

15:31 было благоприятно Павел хотел, чтобы христиане из Иудеев в Иерусалиме получили денежную помощь от язычников с любовью и благодарностью и восприняли его как проявление братской любви и милости.

15:32 Богу угодно См. пояснение к 1:10. успокоиться с вами Павел впоследствии нашел радость и покой, которых он искал (Деян. 28:15).

15:33 Бог же мира Он есть Бог надежды (см. пояснение к ст. 13), и точно также Он есть Источник истинного мира (ср. Еф. 2:11‑14; Флп. 4:7).