11 глава

11:1 Будьте подражателями См. пояснения к 4:16; Еф. 5:1; Флп. 3:17; 4:9.

11:2 предания В строгом смысле это слово здесь является синонимом Слова Божия (ср. 2Фес. 2:15). В Новом Завете оно иногда употребляется в отрицательном смысле, означая человеческие мысли и дела, и особенно те, что противоречат Писанию (ср. Мф. 15:2‑6; Гал. 1:14; Кол. 2:8).

11:3‑15 Нет различия между мужчиной и женщиной в их личной ценности, интеллекте или духовности (ср. Гал. 3:28). Роль женщины согласно Божьему постановлению уникальна. Однако она неразрывно связана с подчинением власти мужчины. Павел обосновывает это следующими моментами: 1) божественным порядком подчиненности (ст. 3), 2) высочайшим замыслом сотворения мужчины и женщины (ст. 7), 3) очередностью творения (ст. 8), 4) предназначением женщины по отношению к мужчине (ст. 9), 5) служением Ангелов (ст. 10) и 6) природными особенностями физиологии (ст. 13‑15).

11:3 Христос Глава церкви как ее Спаситель и Господь (ср. Еф. 1:22, 23; 4:15; Кол. 1:18). Он также Господь над каждым неверующим (ср. Мф. 28:18; Евр. 2:8). Однажды все признают Его власть (ср. Флп. 2:10, 11). мужу Мужья имеют власть над женами как сотворенные в первую очередь (ср. ст. 8, 9; ср. Ис. 3:12; Еф. 5:22‑33). См. пояснения к 1Тим. 2:11‑15. Бог Христос никогда не был в чем‑либо ниже Отца (Ин. 10:30; 17:21‑24), но в Своем воплощении Он добровольно смирил Себя перед волей Отца в покорном послушании (3:23; 15:24‑28; ср. Ин. 4:34; 5:30; 6:38).

11:4 покрытою… постыжает Букв. «ниспадающее с головы». Возможно, это ссылка на какой‑то головной убор, по‑видимому, характерный для определенной местности. Иудеи начали носить головные уборы в четвертом веке по Р.Х., хотя некоторые, возможно, носили их уже во времена Нового Завета. Очевидно, то же самое делали и коринфяне, и Павел предупредил их, что это постыдно. Павел не утверждает всеобщего закона от Бога, а учитывая местный обычай, научает правильному поведению. В том обществе непокрытая голова мужа была знаком его власти над женами, которые должны были покрывать свои головы. Для мужа покрытая голова должна была означать перемену роли на противоположную.

11:5 жена, молящаяся или пророчествующая Павел ясно указывает, что женщины не должны начальствовать или говорить во время церковной службы (ср. 14:34; 1Тим. 2:12), но они могут молиться и возвещать истину неверующим, а также учить детей и других женщин (ср. 1Тим. 5:16; Тит. 2:3, 4). Молясь и возвещая Слово Божие в любом месте и в любое время, женщины должны постоянно помнить о своем отличии от мужчин. открытою Среди коринфян покрытая голова жены во время служения или поклонения была знаком ее подчиненности своему мужу. Апостол не постановляет абсолютного закона для жены носить платки или другие головные уборы во всех церквах во все времена, но заявляет о том, что признаки Богом установленного различия между мужчинами и женщинами должны глубоко почитаться в любом обществе. Как и в случае с употреблением в пищу идоложертвенного мяса (гл. 8, 9), нет ничего духовного в наличии или отсутствии головного убора. Но ошибкой является противление установленному Богом порядку. постыжает свою голову «Голову» можно отнести к ее внутреннему «я», которое бесчестит себя непризнанием установленных символов подчинения или своего мужа, которого бесчестит своим поведением.

11:6 стыдно быть остриженной В то время брили головы только блудницы или феминистки. Если христианка отказывалась от головного убора, который означал принятие обычаев того времени, она могла также и обрить свою голову – и то и другое было одинаково позором.

11:7 образ и слава Божия Хотя и мужчина и женщина были сотворены по образу Божию (Быт. 1:27), по своей роли только мужчина несет на себе славу Божию. Подобно Богу он наделен, по утвержденному Богом порядку, сферой власти как земной правитель. См. пояснения к 3:16, 17.

11:7, 8 жена есть слава мужа Как муж несет власть, ниспосланную ему Богом, так и жена несет власть, ниспосланную ей Богом через мужа. Мужчина произошел от Бога, женщина произошла от мужчины (ср. Быт. 2:9‑23; 1Тим. 2:11‑13).

11:9 См. Быт. 2:18‑23.

11:10 Ангелов Женщины должны покорно носить символы власти, чтобы не смущать самых святых и смиренных созданий, которые охраняют церковь (ср. Мф. 18:10; Еф. 3:9, 10), которые присутствовали (Иов. 38:4, 7) при сотворении, когда Бог устанавливал порядок власти для мужей и жен.

11:11, 12 Все верующие, мужчины и женщины, равны в Господе и участвуют в труде Господа. Их роли различны в социальном плане, но они одинаково важны и равны в духовном отношении (Гал. 3:28). См. пояснение к 1Тим. 2:15.

11:13 прилично ли Помимо апостольского повеления Павел еще и спрашивает: «Разве это не самоочевидно, что жена не может быть с непокрытою головою?»

11:14, 15 природа Речь идет о простом человеческом понятии, т.е. о внутреннем чувстве, что нормально и правильно. Мужской гормон тестостерон ускоряет облысение у мужчин. Эстроген улучшает рост женских волос и предохраняет от выпадения. Женщины редко бывают лысыми, независимо от возраста. Физиология находит свое отражение во многих культурах, когда женщины носят более длинные волосы. Бог дал им волосы, как покров нежности и красоты.

11:16 не имеем такого обычая Ни Господь, ни Апостолы, ни церкви не допускали непослушания женщины. Женщины должны были носить именно женские прически, а когда этого требовал обычай, они носили головной убор.

11:17‑34 В ранних церквах вечери любви обычно протекали в духе Вечери Господней. Мирская, плотская церковь в Коринфе превратила эти святые трапезы в разгул с чревоугодием и пьянством (ст. 17; ср. 2Пет. 2:13). Более того, состоятельные верующие приносили для себя дорогие блюда и напитки и не делились с более бедными братьями, которые уходили домой голодными (ст. 21).

11:17 худшее Переведенное так с греческого слово говорит о большем моральном зле.

11:18 разделения Церковь разрывали разногласия (см. 1:10‑17; 3:1‑3).

11:19 открылись… искусные Разномыслия показывали, кто прошел испытание на духовность и чистоту (ср. 1Фес. 2:4).

11:20 не значит вкушать вечерю Господню Вечери любви и церковные праздники были настолько извращены, что стали постыдным проявлением греховного себялюбия. Они не имели права сказать, что посвящают это Господу, потому что это не прославляло Его.

11:21, 22 Если они собирались удовлетворить только самих себя, то можно это было делать дома.

11:23‑26 Эти слова не были новостью для коринфян, потому что Павел говорил об этом ранее. Они являются важным напоминанием. Описание последней трапезы Христа со своими учениками – одно из самых прекрасных во всем Писании, а здесь оно приводится как сильный укор плотскому себялюбию. Если это послание было написано раньше любого из Евангелий (см. Мф. 26:26‑30; Мк. 14:22‑26; Лк. 22:17‑20; Ин 13:2), как полагает большинство консервативных богословов, тогда наставления Павла являются первым библейским упоминанием об установлении Вечери Господней, полученным непосредственно от Господа, а не через чтение других Апостолов (ср. Гал. 1:10‑12).

11:24 ломимое Нет сильных доказательств, что это слово включено в текст. См. Ин. 19:33, 36.

11:25 новый завет в Моей Крови По Ветхому Завету люди постоянно приносили в жертву кровь животных, а Новый Завет был исполнен раз и навсегда смертью Христа (Евр. 9:28). в Мое воспоминание Иисус превратил третью чашу Пасхи в чашу воспоминания о Его жертве (см. пояснение к 10:16).

11:26 Евангелие осуществляется через приобщение, по мере того, как объясняются отдельные элементы. Они указывают на Его физическое Воплощение, жертвенную смерть, Воскресение и грядущее царство.

11:27, 29 недостойно Т.е. как обряд, безразлично, без покаяния в сердце, с чувством горечи или другим нечестивым отношением.

11:27 виновен Прикасаться к чаше Господней, будучи прилепленным ко греху, означает не только осквернять таинство, но также оскорблять Его Тело и Кровь, игнорируя благодатную жертву Христа за нас. Необходимо сложить пред Господом всякий грех (ст. 28), а затем уже участвовать, чтобы не уничижить жертву за грех, прилеплением ко греху.

11:29 осуждение Т.е. наказание. не рассуждая о Теле Господнем Когда верующие не до конца понимают святость Причастия, они безразличны к Самому Господу – Его жизни, страданиям и смерти (Деян. 7:52; Евр. 6:6; 10:29).

11:30 умирают См. пояснение к 15:18. Нарушение настолько серьезно, что самых худших нарушителей Бог предал смерти. Это крайняя, но необходимая мера для очищения церкви (см. Лк. 13:1‑5; Деян. 5:11; 1Ин. 5:16).

11:32 Верующие не отправляются в ад не только Божьим решением, но и вмешательством Божьей силы. Бог карает Свой народ, чтобы вернуть его на праведный путь, а некоторым в церкви посылает смерть (ст. 30), чтобы забрать их до их осуждения (ср. Иуд. 24).

11:34 Нет смысла собираться вместе, чтобы грешить и получать наказание.