15 глава

15:1‑58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.

15:1‑11 Павел начинает свое учение о воскресении верующих обзором свидетельств сведений о Воскресении Иисуса: 1) от церкви (ст. 1, 2) 2) от Писаний (ст. 3, 4), 3) от свидетелей (ст. 4‑7), 4) от самого себя (ст. 8‑10) и 5) от всех верующих (ст. 11).

15:1, 2 благовествовал… приняли… утвердились Это не было сообщением о чем‑то новом. Они уже слышали о воскресении, поверили в него и получили спасение.

15:2 если только не тщетно уверовали Этими словами Павел обращает особое внимание на то, что, возможно, некоторые из них имеют поверхностную, не дающую спасения веру (см. пояснения к Мф. 7:13, 14, 22‑27; 13:24‑30, 34‑47, 47‑50; 25:1‑30). Некоторые веровали только так, как веруют и бесы (Иак. 2:19), т.е. признавали истинность Евангелия, но не имели любви к Богу, Христу и праведности. Истинные верующие «пребывают твердо» в Евангелии (ср. Ин. 8:31; 2Кор. 13:5; 1Ин. 2:24; 2Ин. 9).

15:3, 4 по Писанию В Ветхом Завете говорилось о страданиях и Воскресении Христа (см. Лк. 24:25‑27; Деян. 2:25‑31; 26:22, 23). Иисус, Петр и Павел цитировали или упоминали такие места из Ветхого Завета, как Пс. 15:8‑11; 21; Ис. 53, где говорилось о служении Христа.

15:5‑7 Свидетельства, записанные в Новом Завете, подтверждают факт воскресения. К таким свидетелям относятся: 1) Иоанн и Петр вместе (Ин. 20:19, 20), но, возможно, до того также и каждый в отдельности (Лк. 24:34); 2) 12 учеников (Ин. 20:19, 20; Лк. 24:36; Деян. 1:22); 3) 500 братий, упоминаемых только здесь (см. пояснения к 2Пет. 3:15, 16), которые видели воскресшего Христа (ср. Мф. 28:9; Мк. 16:9, 12, 14; Лк. 24:31‑39; Ин. 21:1‑23); 4) Иаков, один из двух Апостолов (либо сын Зеведеев, либо сын Алфеев; ср. Мк. 3:17, 18) или даже Иаков – брат Господа по плоти, автор одноименного послания, видный начальник в Иерусалимской церкви (Деян. 15:13‑21) и 5) Апостолы (Ин. 20:19‑29). Такие явления происходили в течение 40 дней (Деян. 1:3).

15:8 как некоему извергу Павел был спасен слишком поздно, чтобы стать одним из 12 Апостолов. Христос вознесся до его обращения. Но чудесным явлением (Деян. 9:1‑8; ср. 18:9, 10; 23:11; 2Кор. 12:1‑7) Христос открылся Павлу, и по Божьему предназначению Павел стал Апостолом. См. пояснение к 1:1. Он был «последним из всех» Апостолов и чувствовал себя «наименьшим» (ст. 9, 10; 1Тим. 1:12‑17).

15:10 более всех их потрудился По годам и масштабу служения он превзошел всех, упомянутых в ст. 5‑7. Иоанн пережил его, но не имел такого обширного служения, как Павел.

15:12 некоторые из вас говорят Коринфские христиане верили в Воскресение Христа, иначе они не были бы христианами (ср. Ин. 6:44; 11:25; Деян. 4:12; 2Кор. 4:14; 1Фес. 4:16). Но некоторым было крайне трудно принять и понять воскресение верующих. Отчасти это было результатом их прошлой связи с языческими философиями и религиями. Одним из основных догматов древнегреческой философии был дуализм, который учил, что весь физический мир пронизан злом; поэтому идея о воскрешении тела была отвратительна и неприемлема (Деян. 17:32). Кроме того, возможно, что некоторые иудеи церкви Коринфа в прошлом находились под влиянием саддукеев, которые не верили в воскресение, хотя учение об этом имеется в Ветхом Завете (Иов. 19:26; Пс. 15:8‑11; 16:15; Дан. 12:2). С другой стороны, Новый Завет словами Самого нашего Господа очень много говорит о воскресении (Ин. 5:28, 29; 6:44; 11:25; 14:19), и это было темой апостольской проповеди (Деян. 4:1, 2). Несмотря на это, церковь в Коринфе была в сомнениях относительно воскресения.

15:13‑19 В этих стихах Павел дает 6 страшных последствий, которые постигли бы мир, если бы не было воскресения: 1) проповедь Христа была бы тщетной (ст. 14); 2) вера в Христа была бы тщетной (ст. 14); 3) свидетели и проповедники воскресения были бы лжецами (ст. 15); 4) никто бы не очистился от греха (ст. 17); 5) все бывшие верующие погибли бы (ст. 18) и 6) христиане были бы самыми несчастными людьми на земле (ст. 19).

15:13, 16 Два воскресения – Христа и верующих – одно целое, если нет воскресения, то Христос мертв. Ср. Отк. 1:17, 18.

15:17 еще во грехах ваших См. пояснения к Деян. 5:30, 31; Рим. 4:24, 25.

15:18 умершие В других переводах употребляется слово «уснули» (ср. ст. 6, 20; 11:30; Мф. 27:52; Деян. 7:60; 2Пет. 3:4). Это не сон души, при котором тело умирает, а душа или дух пребывает, предположительно, в бессознательном состоянии.

15:19 несчастнее всех По причине жертв, принесенных в этой жизни ради надежды будущей жизни. Если нет будущей жизни, то лучше было бы «есть, пить и веселиться» пока мы не умрем.

15:20 первенец Речь идет о первой жатве к вечной жизни, при которой Воскресение Христа даст полную гарантию того, что все умершие святые будут также воскрешены. См. Ин. 14:19. умерших См. пояснение к ст. 18.

15:21, 22 человека… человека Адам, который через грех принес смерть всему роду человеческому, был человеком. Так же и Христос Своим Воскресением принес жизнь всему роду. См. пояснения к Рим. 5:12‑19.

15:22 все… все Оба этих слова одинаковы только в смысле наличия общего предка. Второе слово обозначает только верующих (см. Гал. 3:26, 29; 4:7; Еф. 3:6; ср. Деян. 20:32; Тит. 3:7) и не предполагают универсализма (спасение без веры). Множество других мест ясно указывают на вечное наказание для неверующих (напр., Мф. 5:29; 10:28; 25:41, 46; Лк. 16:23; 2Фес. 1:9; Отк. 20:15).

15:23 в своем порядке Христос был первым, Первенцем в жатве воскресения (ст. 20‑23а). Благодаря Его Воскресению «потом Христовы» восстанут и войдут в вечное небесное состояние при Пришествии

Христа. Это произойдет в три этапа (ср. Мф. 24:36, 42, 44, 50; 25:13) следующим образом: 1) те, которые пришли к спасительной вере от Пятидесятницы до Восхищения, вместе с воскресшими святыми встретятся с Господом на воздухе и поднимутся в небеса (1Фес. 4:16, 17); 2) те, которые пришли к вере во время скорби, вместе святыми Ветхого Завета восстанут царствовать с Ним тысячу лет (Отк. 20:4; ср. Дан. 12:2; ср. Ис. 26:19, 20) и 3) те, которые умирают в Тысячелетнем Царстве, могут сразу же перейти в свои вечные тела и души в момент смерти. Останется воскреснуть лишь нечестивым в конце тысячелетия, и они предстанут перед великим Белым Престолом суда Божия (см. пояснения к Отк. 20:11‑15; ср. Ин. 5:28, 29), а затем последует вечный ад (Отк. 21:8).

15:24 А затем конец Третий аспект воскресения – это воцарение на земле Христа, законного Правителя. Слово «конец» означает не только завершение чего‑то, а доведение до совершенства. Он предаст Царств Богу Кульминация мировой истории после того, как Христос восстановит мир для Своего Отца и будет царствовать тысячу лет, заключается в возвращении всему предназначенного Богом образа для пребывания в безгрешной славе нового неба и новой земли (см. Отк. 21, 22). упразднит всякое начальство Христос навсегда покорит каждого врага Бога и возьмет назад землю, которую Он создал и которая по праву принадлежит Ему. Во время Тысячелетнего Царства при правлении Христа все еще будет проявляться непослушание, и Христос должен будет пасти «их жезлом железным» (Отк. 19:15). По окончании Тысячелетия сатана будет освобожден из темницы и возглавит последнее восстание против Бога (Отк. 20:7‑9). Но со всеми теми, кто разделяет его ненависть к Богу и Христу, а также падшими ангелами, он будет брошен в ад, чтобы вечно страдать в озере огненном (Отк. 20:10‑15).

15:25 всех врагов под ноги Свои Этот образ восходит от обычая многих царей восседать над своими подданными, поэтому когда подданные кланялись или становились на колени, они оказывались ниже ног своего владыки. Если же то были враги, монарх мог поставить ногу на шею поверженного правителя, демонстрируя свое всевластие. В Тысячелетнем Царстве враги Христа будут Его подданными.

15:26, 27 Последний же враг… смерть На кресте Христос разрушил власть сатаны, который обладал властью смерти (Евр. 2:14). Но сатана будет лишен своего оружия смерти только в конце Тысячелетия (см. пояснения к Отк. 20:1‑10). В этот момент, полностью завершив пророчество Пс. 8:7 (ст. 27а), Христос передаст тогда Царство Своему Отцу, и начнется вечная слава Отк. 21, 22.

15:27 ясно Чтобы исключить недоразумения относительно того, что «ясно», Павел говорит, что слова «Ему все покорено» не относятся к Богу Отцу. Именно Отец дал Христу Его власть (Мф. 28:18; Ин. 5:26, 27) и именно Ему Сын служит безупречно.

15:28 все во всем Христос будет продолжать править, потому что Его Царство вечно (Отк. 11:15), но Он будет царствовать на Своем прежнем и славном месте как ипостась Троицы, в подчинении Богу (ст. 28), от начала века предначертанным для Него образом в полной славе Троицы.

15:29‑34 Павел подчеркивает, что воскресение дает людям побудительные мотивы для спасения (ст. 19), для служения (ст. 30‑32) и для освящения (ст. 33, 34).

15:29 Этот трудный стих имеет несколько возможных толкований. Однако другие места Писания проясняют некоторые моменты его содержания. Здесь нет, например, такой мысли, что мертвый может быть спасен через крещение другого человека от его имени, потому что крещение никак не является частью чьего‑либо спасения (Еф. 2:8; ср. Рим. 3:28; 4:3; 6:3, 4). Казалось бы резонно заметить, что «крещенные» относятся к живым верующим, которые дают внешнее подтверждение своей веры в водном крещении, потому что они были сперва приведены к Христу примерной жизнью, влиянием веры и свидетельством верующих, которые впоследствии умерли. Мысль Павла о том, что если после смерти нет воскресения и нет жизни, зачем же тогда люди приходят ко Христу, чтобы унаследовать надежду умерших?

15:30, 31 Я каждый день умираю Павел постоянно рисковал жизнью в своем жертвенном служении. Зачем стал бы он ежедневно и даже ежечасно рисковать, если бы не было надежды после смерти, не было награды, не было вечной радости за всю его боль? Ср. 1Пет. 1:3, 4.

15:32 зверями в Ефесе Возможно, в буквальном смысле это были дикие животные, или в переносно – разъяренная толпа ефесян, натравленных на него Димитрием (Деян. 19:23‑34). В любом случае, это была реальная опасность для жизни (ср. 2Кор. 11:23‑28). есть… пить… умрем Цитата из Ис. 22:13, отражающая отсутствие надежды у отпавших израильтян. Ср. Евр. 11:33, 34, 38 о страдающих и их желании смерти ради будущего воскресения (ст. 35).

15:33, 34 худые сообщества В греческом языке это слово имело также значение для устного высказывания. Словом или примером худые друзья оказывают тлетворное влияние. Надежда на воскресение освящает, она ведет к праведной жизни, а не к разложению. Некоторые в церкви не знали Бога и оказывали тлетворное влияние, но не на тех, кто надеялся на жизнь в Боге (см. 1Ин. 3:2, 3).

15:35 Они знали истину, но к сожалению, не верили и не следовали ей (ср. 2Кор. 13:5). Поэтому эти вопросы не отражали подлинного интереса к воскресению, а содержали насмешку со стороны тех, кто отрицал воскресение, возможно, под влиянием философии гностицизма. Но, предполагая, что оно существует, они недоумевали, как это могло когда‑либо произойти. Ср. Деян. 26:8.

15:36‑49 Здесь Павел дает четыре ответа на вопросы, поставленные в ст. 35: 1) пример из природы (ст. 36‑38), 2) описание небесных тел (ст. 39‑42а), 3) противопоставление земных и небесных тел (ст. 42б‑44) и 4) напоминание о прообразе Воскресения Иисуса Христа (ст. 45‑49).

15:36‑38 Когда зерно сеется в землю, оно умирает; разлагаясь, оно перестает существовать в форме семени, но жизнь исходит из этого мертвого семени (см. Ин. 12:24). Как Бог дает новое тело тому растению, которое восстает из мертвого семени, точно так же Он может дать небесное тело умершему.

15:39‑42а В сотворенной Богом Вселенной имеется огромное разнообразие тел и форм, которые предназначены для всех видов существования, поэтому Бог может создать совершенное тело для небесной жизни.

15:42б‑44 Говоря конкретно о небесном теле, Павел дает 4 отличия небесного тела от нынешнего (ср. ст. 54; Флп. 3:20, 21): 1) в нем больше нет болезни и смерти (тления); 2) нет больше стыда из‑за греха (бесчестия); 3) нет больше слабости перед искушениями (немощи); 4) нет больше границ в пространственно‑временной сфере (душевного).

15:45‑49 Здесь Павел более подробно отвечает на вопрос (ст. 35), показывая, что Воскресение тела Иисуса Христа есть прообраз. Вначале он приводит цитату из Быт. 2:7, добавляя два слова: «первый» и «Адам». Адам был сотворен с душевным телом, не совершенным, но хорошим во всех отношениях (Быт. 3:1). «Последний Адам» есть Иисус Христос (Рим. 5:19, 21). Павел говорит, что через первого Адама мы получили наши душевные тела, а через последнего Адама мы получим наши духовные тела в воскресении. Тело Адама было прототипом душевного, а тело Христа – небесного. Мы понесем образ Его тела, пригодного для небес (Деян. 1:11; Флп. 3:20, 21; 1Ин. 3:1‑3), как мы несли образ Адама на земле.

15:50 Люди не могут жить в вечной, небесной славе Божьей такими, как они есть. См. пояснение к Рим. 8:23. Мы должны измениться (ст. 51).

15:51 тайну Это понятие подразумевает истину, сокрытую в прошлом и раскрытую в Новом Завете. См. пояснения к 2:7 и Еф. 3:4, 5. Об этой стороне Восхищения Церкви никогда не говорилось в Ветхом Завете. Первое упоминание о нем содержится в Ин. 14:1‑3, а более подробное в 1Фес. 4:13‑18 (см. пояснения там же). умрем См. пояснение к ст. 18.

15:52 во мгновение ока Таким образом Павел показывает, насколько кратко будет этот «момент». Греч. выражение означает любое быстрое движение. Поскольку глаз может двигаться быстрее, чем любая другая часть нашего видимого тела, то это сравнение показывает мгновенное преображение верующих. при последней трубе Это будет сигнал для Церкви, при котором верующие будут взяты от земли и восхищены (1Фес. 4:16). мертвые воскреснут Согласно 1Фес. 4:16, они будут воскрешены первыми, живые святые последуют за ними (1Фес. 4:17).

15:54‑57 Павел выражает особую радость по поводу реальности воскресения, цитируя Ис. 25:8 и Ос. 13:14. Последняя цитата сравнивает смерть с пчелой, чье жало вырвано. Этим жалом был грех, обнаженный законом Божьим (см. пояснения к Рим. 3:23; 4:15; 6:23; Гал. 3:10‑13) и побежденный Христом через Его смерть (см. пояснения к Рим. 5:17; 2Кор. 5:21).

15:58 Надежда на воскресение оправдывает всякие усилия и жертвы в труде для Господа. Никакой труд во имя Его не может быть напрасным в свете вечной славы и награды.