16 глава

16:1 сборе Пожертвование для нуждающихся верующих и голодающих в перенаселенном городе Иерусалиме (ст. 3; см. Деян. 11:28). Ранее Павел собрал средства в церквах Галатии, Македонии и Ахаии (Рим. 15:26; ср. Лк. 10:25‑37; 2Кор. 8:1‑5; 9:12‑15; Гал. 6:10; 1Ин. 3:17).

16:2 первый день недели Указание на то, что ранняя Церковь собиралась по воскресеньям (Деян. 20:7). Пожертвования должны собираться регулярно, а не в порыве желания проявить щедрость или при необходимости решать какую‑либо задачу (ср. Лк. 6:38; ср. 2Кор. 9:6, 7). сколько позволит ему состояние В Новом Завете нет конкретных указаний о количестве или части приношения для Господа. Всякое приношение Господу должно быть добровольным и благоразумным (см. Лк. 6:38; 2Кор. 9:6‑8). Это не следует путать с требованием Ветхого Завета о трех десятинах (см. Лев. 27:30; Чис. 18:21‑26; Втор. 14:28, 29; Мал. 3:8‑10), которые в год составляли около 23% расходов на содержание правительства Израиля, проведение народных празднеств и благотворительные цели. Система налогов в некоторых странах в настоящее время напоминает ветхозаветную десятину (Рим. 13:6). Ветхий Завет не содержал указаний по количеству приношения Богу (см. Исх. 25:1, 2; 35:21; 36:6; Пр. 3:9, 10; 11:24).

16:3, 4 Вопрос об отправке денег в Иерусалим был для Павла достаточно важным, и в случае необходимости он мог отправиться туда сам.

16:5 В конце трехлетнего пребывания в Ефесе Павел написал свое послание и, возможно, поручил его доставить Тимофею (ст. 10). Павел первоначально планировал отправиться вслед за Тимофеем (4:19) и посетить Коринф на пути в Македонию и обратно (2Кор. 1:15, 16). Он вынужден был изменить этот план и пробыть больше в Ефесе (ст. 8) и Македонии, а затем недолго в Коринфе (ст. 6, 7).

16:9 противников много Возможно, ни одна Новозаветная церковь не встретила такого яростного противодействия, как в Ефесе (см. 2Кор. 1:8‑10, где он описал свое пребывание в Ефесе; ср. Деян. 19:1‑21). Но несмотря на противодействие, дверь для благовествования была распахнута (ср. 2Кор. 2:12, 13, где перед Павлом также была раскрытая дверь, но сердце его не было расположено, чтобы остаться и проповедовать там), и Павел остался. В конце всего пережитого от противников и описанного в 2Кор. 1:8‑10, он написал 1‑е Послание к Коринфянам.

16:10 Тимофей Павел послал его с Ерастом в Македонию (Деян. 19:22), а затем ему предстояло отправиться в Коринф, чтобы, возможно, доставить это послание (4:17). безопасен Т.е. на случай возможных угроз или козней со стороны верующих в Коринфе.

16:12 Аполлоса См. пояснение к Деян. 18:24. Павел считал, что Аполлос должен сопровождать в Коринф других братьев, Тимофея и Ераста,. Аполлос отказался и остался в Коринфе. Павел не осудил его за такое решение.

16:13, 14 Павел дает пять последних наставлений. Коринфянам пристало быть бдительными, стойкими, мужественными, твердыми и пребывать в любви.

16:13 вере Имеется ввиду христианская вера, т.е. здравое учение, как в Флп. 1:27; 1Тим. 6:12; Иуд. 3.

16:15 начаток Семейство Стефана относилось к числу первых обращенных в Коринфе, расположенном в Ахаии, южной провинции Греции. Стефан был одним из верующих Коринфян, кого Павел крестил лично (1:16). Он посещал Павла в Ефесе во время написания этого послания. Возможно, он с Фортунатом и Ахаиком (ст. 17) доставил из Коринфа предыдущее послание, упомянутое в 7:1 (см. пояснение там же).

16:17, 18 Павел был рад прибытию в Ефес троих друзей для встречи с ним (ср. Пр. 25:25). Коринфяне должны были почитать этих мужей за их труд для Господа (ср. 1Фес. 5:12, 13).

16:19 Акила и Прискилла См. пояснение к Деян. 18:2. Они подружились с Павлом, когда он гостил в их доме во время своего первого служения в Коринфе (Деян. 18:1‑3). Возможно, он провел с ними почти полтора года (ср. Деян. 18:18, 19, 24‑26). домашнею В ранней Церкви для проведения служений и для других целей пользовались домами верующих (см. напр. 2:46; 5:42; 10:23, 27‑48; 20:7, 8; 28:23).

16:20 целованием Чистое выражение христианской любви для мужчин с мужчинами и женщин с женщинами, не имеющей никакого отношения к половой чувственности (ср. Рим. 16:16; 2Кор. 13:12; 1Фес. 5:26; 1Пет. 5:14).

16:21 собственноручно Большую часть письма Павел продиктовал писцу (Рим. 16:22), но закончил и подписал сам.

16:22 анафема Т.е. предан погибели. Маран‑афа В переводе с арамейского «Гряди, Господи!» В этом контексте Павел, возможно, призывает удалить формальных лжехристиан, которые угрожают духовному благосостоянию церкви. Он выражает также страстное желание Пришествия Господа (ср. Отк. 22:20), (см. сноски на полях).