Введение

Название

Название послания связано с городом Коринфом, где находилась церковь, которой и было адресовано это послание. За исключением личных посланий Тимофею, Титу и Филимону, все послания Павла носят названия города, в котором располагалась та или иная церковь.

Автор и время написания

Как указано в первом стихе, послание написано Апостолом Павлом, авторство которого не вызывает каких‑либо обоснованных сомнений. Авторство Павла общепризнанно Церковью с первого столетия, когда и появились рукописи 1‑го Послания к Коринфянам. В самом послании имеются указания на личность автора (1:1, 13; 3:4‑6; 4:15; 16:21). Внешнее свидетельство заключается в том, что Климент Римский, состоявший в переписке с церковью в Коринфе, в 95 году признает факт существования послания. К числу других христианских лидеров, которые свидетельствуют о подлинном авторстве Павла, относятся Игнатий (ок. 110 г. по Р.Х.), Поликарп (ок. 135 г. по Р.Х.) и Тертуллиан (ок. 200 г. по Р.Х.).

Наиболее вероятно, что послание было написано в первой половине 55 г. по Р.Х. в Ефесе, во время третьего миссионерского путешествия Павла (16:8, 9, 19). Апостол намеревался завершить свое трехлетнее пребывание в Ефесе (Деян. 20:31) до Пятидесятницы (май‑июнь) 55 г. (16:8). Затем он надеялся провести зиму (55‑56 гг.) в Коринфе (16:6; Деян. 20:2). Он предвкушал свой отъезд в Коринф, когда писал это послание (4:19; 11:34; 16:8).

Исторический фон и предпосылки написания

Город Коринф находится в южной Греции, которая в эпоху римского владычества являлась провинцией Ахаия, в 45 милях (72,5 км) западнее Афин. Эта территория, называемая Пелопоннесом, соединяется с остальной Грецией перешейком, шириной в 4 мили (6,4 км), который омывается заливом Сароникос на востоке и Коринфским заливом на западе. Коринф расположен на высоком плато в центре перешейка. В течение многих столетий через этот древний город или поблизости от него проходили важные пути сообщения между севером и югом. Поскольку плавание по морю в обход Пелопоннеса составляло 250 миль (402,5 км) и было опасным и долгим, большинство капитанов предпочитало перетаскивать свои корабли по полозам или бревнам прямо около Коринфа. Коринф, естественно, процветал как важнейший торговый город не только Греции, но и всего Средиземноморья, включая Северную Африку, Италию и Малую Азию. Канал через перешеек, начатый императором Нероном в первом столетии по Р.Х., был закончен только в конце XIX столетия.

На перешейке проводились игры, представлявшие собою одно из двух самых выдающихся спортивных событий того времени (вторым были Олимпийские игры), во время которых в Коринф прибывало огромное число людей. Даже по языческим меркам культура Коринфа считалась настолько морально разложившейся, что название этого города стало синонимом разврата и нравственного падения. Глагол «коринфвовать» означал «пьянствовать, заниматься распутством». В 1Кор. 6:9, 10 Павел перечисляет некоторые из грехов, которыми так был примечателен город и которые были ранее характерны для многих верующих той церкви. К величайшему сожалению, некоторые из наихудших грехов все еще имелись у членов той церкви. Один из таких грехов – кровосмешение – считался позором даже среди большинства язычников (5:1).

Как и в большинстве греческих городов, в Коринфе был акрополь (букв. «высокий город»), высотой около 610 метров, который использовался как для оборонных целей, так и для поклонения богам. Самым высоким сооружением на акрополе был храм Афродиты, греческой богини любви. Там жили и работали около тысячи жриц, которые были «религиозными» проститутками. Вечером они спускались в город и предлагали свои услуги горожанам и иностранным гостям. Церковь в Коринфе была основана Павлом во время его второго миссионерского путешествия (Деян. 18:1 и далее). Как обычно, он начал свое служение в синагоге, и ему помогали иудеи Прискилла и Акила. Они занимались торговлей и предоставляли Павлу жилье. Вскоре к ним присоединились Сила и Тимофей, и Павел начал проповедовать в синагоге с еще большим рвением. Когда большинство евреев восстали против благовестия, он покинул синагогу, но до этого уверовал начальник синагоги Крисп, его семья и многие другие коринфяне (Деян. 18:5‑8).

Пробыв на служении в Коринфе более полутора лет (Деян. 18:11), Павел был доставлен некоторыми из иудейских начальников в римский суд. Поскольку обвинения носили чисто религиозный, а не гражданский характер, то проконсул Галлион прогнал жалобщиков. Через некоторое время Павел забрал с собой Прискиллу и Акилу и удалился в Ефес. Затем он вернулся в Израиль (ст. 18‑22).

Будучи не в состоянии полностью порвать с окружавшим ее миром, церковь в Коринфе не могла избежать разделений, проявлений похоти и духовной незрелости. После того, как в церкви некоторое время послужил одаренный Аполлос, его поклонники объединились в отдельную группу, которая не хотела иметь ничего общего с остальной церковью. Другая группа высказывала свою преданность Павлу, еще одна пошла за Петром (Кифой), а еще одна – только за Самим Христом (см. 1:10‑13; 3:1‑9).

Самой серьезной проблемой Коринфской церкви была дружба с миром, нежелание порвать со всеми его пороками. Большинство верующих не смогли решительно отречься от своей старой, эгоистичной, аморальной и языческой природы. Павел почел для себя необходимым написать обо всем этом ради их исправления, а также наставить истинных христиан в необходимости не только разорвать отношения с непослушными и нераскаявшимися, но и отлучить их от церкви (5:9‑13).

Перед тем, как написать это вдохновенное послание, Павел обратился к церкви с другим посланием (см. 5:9) примерно такого же поучительного содержания. Поскольку оно никогда не было обнаружено, то упоминается как «утерянное послание». После 1‑го Послания к Коринфянам было еще одно неканоническое послание, которое обычно называют «строгое послание» (2Кор. 2:4).

Исторические и теологические темы

Хотя острие данного послания нацелено на исправление и повеления, а на вероучения, Павел дает наставления по многим вопросам, которые имеют непосредственное отношение ко греху и праведности. Так или иначе, неправильный образ жизни всегда является следствием неправильных представлений. Например, грехи в сфере половых отношений, включая развод, неизбежно связаны с неприятием Божьего плана для брака и семьи (7:1‑40). Правильное поклонение определяется такими понятиями, как признание Божьей святости (3:17), духовный характер церкви (12:12‑27) и достойное участие в Вечере Господней (11:17‑34). Создание и рост церкви невозможны, если верующие не понимают сущности духовных даров и не пользуются ими (12:1‑14:40). Безусловно, нельзя переоценить учение о воскресении, потому что, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна; тщетна и вера наша (15:13, 14).

Помимо этих тем Павел останавливается на Божьем суде над верующими. Правильное понимание этого вопроса даст и правильные побуждения для благочестивой жизни (см. 3:13‑15). Правильное понимание отношения к идолам и лжебогам должно было помочь незрелым коринфянам обрести зрелое понятие о принятии в пищу идоложертвенного мяса (8:1–1:1). Должное понимание и выражение истинной, праведной любви было обязательно для верного использования даров и даже для правильного знания обо всем, что от Бога (13:1‑13).

Таким образом Павел говорит о кресте, о мудрости небесной и о мудрости земной, о работе Духа по просвещению, о побуждениях плоти, о вечных наградах, о спасении, об освящении, о природе Христа и о союзе с Ним, о высокой роли женщины, о браке и разводе, о крещении Духом, о дарах, о единстве Церкви в одном теле, о смысле любви и о воскресении. Все это составляет фундаментальную истину, которую необходимо знать, чтобы жить праведной жизнью.

Проблемы толкования

Наиболее сложная проблема толкования связана с духовными дарами, о которых идет речь в гл. 12‑14, и особенно с дарами чудотворения и говорения на иных языках. Многие полагают, что все дары постоянны и дар говорения на иных языках прекратится (13:8) только тогда, когда прекратятся дары пророчества и знания, т.е. когда наступит совершенное (ст. 10). Те, кто считают, что языки и все чудотворения все еще являются ценными дарами в современной Церкви, полагают, что они должны проявляться с такой же силой, как и у Апостолов во времена Нового Завета. Другие полагают, что дары чудотворения прекратились. Ясность по этому вопросу будет внесена в пояснениях к гл. 12‑14.

Многих волнует проблема развода. В гл. 7 поднимается этот вопрос, но в ней также содержится призыв к тщательному толкованию для разработки основательного библейского учения по этой проблеме.

Сторонники универсализма – идеи о том, что в конечном счете все люди будут спасены, – приводят в качестве своего аргумента 1Кор. 15:22, утверждая, что поскольку каждый человек умер духовно вследствие греха Адама, то все будут спасены через праведность Христа. В пояснении к этому стиху будет дан ответ таким универсалистам.

Слова «крестящиеся для мертвых» из этой же главы (ст. 29) используются в защиту положения о том, что умерший может быть спасен крещением, совершенным вместо него живым христианином. Предложено свыше 40 различных объяснений для такого крещения. В пояснениях указывается, что несмотря на любое толкование этого стиха, заблуждение о возможности спасения для умерших устраняется многими другими текстами, которые совершенно не допускают каких‑либо разночтений.

Значительно меньшей проблемой является толкование значения 1Кор. 6:4, касающееся христиан, которые обращаются в суд с жалобой на других христиан перед неверными. Решение этой проблемы заключается в непосредственном повиновении стиху, который не допускает разных толкований.

План

I. Вступление. Призыв к святости и благодарение Богу (1:1‑9)

II. Разделение в церкви (1:10–4:21)

А. Необходимость в единстве (1:10–3:23) Б. Необходимость в домостроительстве (4:1‑21)

III. Блудодеяние в церкви (5:1–6:20)

IV. Брак в церкви (7:1‑40)

V. Свобода в церкви (8:1–11:1)

VI. Поклонение Богу в церкви (11:2–14:40)

А. Мужчины и женщины в церкви (11:2‑16) Б. Вечеря Господня (11:17‑34) В. Духовные дары (12:1–14:40)

VII. Упование церкви. Воскресение (15:1‑58)

VIII. Наказ церкви (16:1‑24)

А. Материальное служение (16:1‑4) Б. Личные планы и приветствия (16:5‑24)