12 глава

12:1‑7 Павел продолжает неохотно хвалить себя (см. пояснение к ст. 1). Хотя это «не полезно» как возможное искушение его собственной плоти в гордыне, увлечение коринфян мнимыми видениями и откровениями лжеапостолов не оставляет ему иного выбора (ст. 11).

12:1 видениям и откровениям Шесть видений Павла записаны в Деян. 9:12, и в его посланиях говорится о полученных им откровениях (ср. Гал. 1:124 2:2; Еф. 3:3).

12:2‑4 Поскольку это случилось за 14 лет до написания 2‑го Коринфянам, то видение, о котором рассказывает Павел, нельзя связать с каким‑либо событием, описанным в Деяниях. Возможно, это произошло между его возвращением в Тарс из Иерусалима (Деян. 9:30) и началом его миссионерских путешествий (Деян. 13:1‑3). восхищен был до третьего неба… восхищен в рай Павел не описывает два различных видения. «Третье небо» и «рай» – это одно и то же место (ср. Отк. 2:7, где говорится, что дерево жизни находится в Раю, с Отк. 22:14, где говорится, что оно находится в небе). Первое небо – это атмосфера земли (Быт.8:2; Втор. 11:11; 3Цар. 8:35); второе – это межпланетное и межзвездное пространство (Быт. 15:5; Пс. 8:3; Ис. 13:10) и третье – жилище Бога (3Цар. 8:30; 2Пар. 30:27; Пс. 122:7).

12:2 человека во Христе Хотя нежелание хвалиться вынуждает Павла говорить о себе в третьем лице, контекст совершенно ясно показывает, что он говорит о самом себе. Пересказ о пережитом кем‑то иным вряд ли укрепил бы веру в его апостольство. Также и жало в плоть дано ему, а не кому‑то другому (ст. 7).

12:2, 3 в теле ли… вне ли тела Павел был так очарован небесным видением, что не запомнил отдельных подробностей. Однако не важно, был ли он восхищен на небо в теле (как Енох, Быт. 5:24 и Илия, 4Цар. 2:11), или его дух был временно отделен от тела.

12:4 неизреченные слова… нельзя пересказать Поскольку слова предназначались одному ему, их нельзя было повторять, даже если бы Павел способен был их произнести внятно.

12:5 Таким человеком могу хвалиться См. пояснение к ст. 2.

12:6 Если бы Павел хотел похвалиться этим исключительным событием (ст. 1‑4), он не был бы в постыжении, потому что это было реальное событие. Он воздерживается от такой хвалы, потому что хочет, чтобы коринфяне судили о нем, основываясь на его служении, а не его видениях.

12:7 откровений См. пояснение к ст. 1. жало в плоть, ангел сатаны Это было дано Богом, чтобы он хранил себя в смирении. Как и случае с Иовом, сатана был непосредственной причиной, а Бог был высшей причиной. Под словом «ангел (греч. angelos) сатаны» следует понимать, что «жало в плоть» (букв. «острый кол для плоти») означает демоническую личность, а не физическую болезнь. Всего в Новом Завете слово angelos употребляется 188 раз, и по меньшей мере в 180 случаях оно относится к ангелам. Этот ангел был от сатаны, чтобы досаждать Павлу. Возможно, наиболее вероятным было то, что такой ангел обитал в лидере коринфского заговора, лидере лжеапостолов. Через них он терзал возлюбленную церковь Павла и, таким образом, болезненно вонзал в Павла острый кол. Дальнейшее подтверждене этой мысли содержится в гл. 10‑13, где говорится о противостоянии неприятелям (лжеапостолам). Глагол, переведенный как «удручать» всегда говорит о чьем‑то плохом отношении к человеку (Мф. 26:67). И, наконец, в Ветхом Завете враги Израиля называются иглами, терниями, жалами (Чис. 33:55; Нав.23:13; Суд.2:3; Иез. 28:24). чтобы я не превозносился Нападение было болезненным, но оно имело свою цель. Бог допустил сатане причинять серьезный урон церкви с целью укротить Павла, чтобы тот, получив так много откровений, включая восхищение на небо, не впал в гордыню. Нападение дьявола через лжеапостолов на его труд в Коринфе было колом, пронзавшим его так или иначе гордую плоть.

12:8 Трижды молил я Павел, стремившийся преодолеть тяжелые препятствия его служения, обращался к Господу, моля Иисуса устранить их. Демонические силы подчинены только Его власти. Трехкратное повторение Павлом его прошения напоминает молитву Иисуса в Гефсимании (Мк. 14:32‑41). Как Павел, так и Иисус не получают просимого, но им даруется благодать преодолеть все испытания.

12:9 «довольно для тебя благодати Моей» Слово «довольно» относится к настоящему времени, подразумевая постоянную действенность высшей благодати. Бог не удалит жало, как просил Павел, но будет постоянно питать его силой для преодоления боли (1Кор. 15:10; Флп. 4:13; Кол. 1:29). «сила Моя совершается в немощи» Ср. 4:7‑11. Чем меньше снаряжен человек, тем ярче сияет Божья благодать.

12:9, 10 Павла не радует сама боль, но он ликует в силе Христа, которая проявляется через него.

12:11 дошел до неразумия См. пояснение к 11:1, 16; ср. 11:17, 21, 23. вы меня к сему принудили См. пояснение к 11:1. высших Апостолов См. пояснение к 11:5.

12:12 Признаки Апостола Сюда входят и не только дни «знамения, чудеса и силы» (чудо спасения коринфян было также печатью апостольства Павла, 1Кор. 9:2). Целью чудотворений было удостоверить Апостолов как посланников Божиих (ср. Деян. 2:22, 43; 4:30; 5:12; 14:3; Рим. 15:18, 19; Евр. 2:3, 4).

12:13 Павел не проявил неуважения к Коринфянам, разве что отказавшись быть обузой (см. пояснение к 11:7). С легкой иронией он просит прощения за это «зло».

12:14 в третий раз Первым было посещение, описанное в Деян. 18; вторым было «скорбное посещение» (2:1, см. во Введении : исторический фон и предпосылки написания). не буду отягощать Накануне предстоящего посещения Павел хотел по‑прежнему оставаться без материальной поддержки коринфян. я ищу не вашего, а вас Павла интересовали Коринфяне, а не их деньги (ср. 6:11‑13; 7:2, 3). дети… родителей… родители… детей Чтобы подкрепить свою мысль, Павел напоминает аксиому, что родители несут финансовую ответственность за детей, а не дети (до взросления, ср. 1Тим. 5:4) за родителей.

12:15 Павел искал не получить от коринфян, а дать им. Глагол, переведенный как «издерживать», означает расходование денег и, возможно говорит о желании Павла трудиться, чтобы содержать себя во время пребывания в Коринфе (Деян. 18:3). «Истощать себя» говорит о желании отдавать себя – вплоть до полного самопожертвования.

12:16‑18 Хотя всем очевидно, что Павел не имел никакой личной выгоды от коринфян, его неприятели распространили еще более гнусный слух о том, что он хитро и ловко обманывает коринфян (ср. 4:2). В частности, лжеапостолы обвинили Павла, что он посылал своих помощников для сбора средств в Иерусалим, намереваясь присвоить их себе.

Таким образом, неприятели Павла назвали его лживым лицемером (потому что в конце концов он действительно взял деньги от коринфян, несмотря на его слова в ст. 14, 15) и вором. Это обвинение было всего больнее Павлу, потому что оно порочило репутацию его друзей. Разъяренный тем, что коринфяне могли поверить в такую нелепую ложь, Павел говорит, что его помощники ни в чем не дискредитировали себя ни в предыдущие посещения, ни во время этого сбора (8:6, 16‑22). Правда заключалась в том, что ни Павел, ни его представители не лукавили перед коринфянами.

12:19 Чтобы коринфяне не считали себя судьями Павла, Апостол сразу же и прямо говорит: ему судья только Бог (ср. 5:10; 1Кор. 4:3‑5). Павел хочет назидать коринфян, а не оправдываться перед ними.

12:21 Во время нового посещения Павел не хотел застигнуть коринфян в том же печальном духовном состоянии, как это было во время «скорбного посещения» (2:1; Вступление: историко‑географическая справка). Если бы он застал их не таковыми, какими он их хотел бы видеть (т.е. по‑прежнему пребывающими в грехах, которые он назвал), то и они нашли бы его не таковым, каким они хотели бы его видеть – он вынужден был бы привести их к порядку (ср. 13:2). Найти коринфян в нераскаянном грехе было бы для Павла печальным и унизительным. Это предупреждение (а также содержащееся в 13:2) имело целью предотвратить такой ход событий.