Введение

Название

Это второе новозаветное послание, написанное Апостолом Павлом христианам в городе Коринфе (см. Введение к 1‑му Коринфянам).

Автор и время написания

То, что 2‑е Коринфянам написал Апостол Павел, бесспорно. Даже самые критически настроенные исследователи признают авторство Павла в силу отсутствия мотивов для подделки данного глубоко личного и биографического послания.

Некоторые обстоятельства дают возможность установить дату этого послания. Небиблейские источники указывают, что июль 51 г. по Р.Х. является наиболее вероятной датой для начала проконсульства Галлиона (ср. Деян. 18:12). Павел предстал перед ним для суда в Коринфе (Деян. 18:12‑17), возможно, вскоре после того, как Галлион приступил к исполнению своих обязанностей. Покинув Коринф, Павел (возможно, в 52 г. по Р.Х.) отправился в Палестину (Деян. 18:18), завершая тем самым свое второе миссионерское путешествие. Возвратившись в Ефес во время третьего миссионерского путешествия (возможно, в 52 г. по Р.Х.), Павел трудился там около двух с половиной лет (Деян. 19:8, 10). Апостол писал 1‑е Коринфянам в конце предыдущего пребывания в Ефесе (1Кор. 16:8), скорее всего в 55 г. по Р.Х. Поскольку Павел планировал пробыть в Ефесе до следующей весны (ср. ссылку на Пятидесятницу в 1Кор. 16:8), а 2‑е Коринфянам написано после убытия из Ефеса (см. Исторический фон и предпосылки написания) наиболее вероятной датой написания Второго Послания Коринфянам представляется конец 55 г. по Р.Х. или начало 56 г. по Р.Х.

Исторический фон и предпосылки написания

Павел впервые посетил важный торговый город Коринф (см. во Введении к 1‑му Коринфянам: Название) во время своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:1‑18), нес там служение в течение 18 месяцев (Деян. 18:11). Покинув Коринф, Павел услышал о разврате в коринфской церкви и написал письмо (до сих пор не найденное) с осуждением этого греха, упомянутое в 1Кор.5:9. Во время служения в Ефесе, он получил новые известия о бедах Коринфской церкви, которые заключались в отсутствии единства (1Кор. 1:11). Более того, коринфяне обратились к Павлу с письмом и просили разрешить некоторые вопросы. Ответ Павла известен как Первое послание к Коринфянам. Планируя пробыть в Ефесе еще некоторое время (1Кор. 16:8, 9), Павел послал в Коринф Тимофея (1Кор. 4:17; 16:10, 11). Из Коринфа пришли неприятные известия (возможно от Тимофея) о новых проблемах, включая появление самозванных лжеапостолов (11:13; см. пояснение к 11:4).

Чтобы создать основу для проповеди своего лжеевангелия, они обрушились с нападками на характер Павла. Чтобы преуспеть в проповеди своего бесовского учения, они должны были отвратить людей от Павла и привлечь их к себе. Временно оставив труд в Ефесе, Павел сразу же отправился в Коринф. Это посещение (известное как «скорбное посещение» 2:1) не было успешным по мнению Павла. Кто‑то в коринфской церкви (возможно, один из лжеапостолов) даже открыто оскорбил его (2:5‑8, 10; 7:12). Огорченный тем, что среди коринфян не нашлось кому защитить его, сдерживая в себе дальнейшие упреки (ср. 1:23) и, возможно, надеясь, что время образумит их, Павел вернулся в Ефес. Из Ефеса Павел послал так называемое «суровое письмо» (2:4), которое доставил коринфянам Тит (7:15, 16). Покинув Коринф после восстания, организованного Димитрием (Деян. 19:23‑20:1), Павел направился в Троаду для встречи с Титом (2:12, 13). Но Павел с таким нетерпением ждал ответа коринфян на свое «суровое письмо», что не смог нести свой труд там, хотя Господь открыл двери благовестию (2:12; ср. 7:5). Поэтому он направился в Македонию, чтобы найти Тита (2:13). К великому облегчению и радости Павла Тит сообщил ему, что большинство коринфян раскаялись в противостоянии Павлу (7:7). Прекрасно осознавая, что угли бунта, возможно, еще тлеют и могут снова воспламениться, Павел написал (возможно из Филиппии, ср. 11:9 с Флп. 4:15, а также Филиппия упоминается как возможное место написания в некоторых ранних рукописях) коринфянам письмо, известное как Второе Послание Коринфянам. В этом письме, хотя Апостол и выразил свои облегчение и радость в связи с их покаянием (7:8‑16), главной его заботой было защитить свое апостольство (гл. 1‑7), побудить коринфян к возобновлению сборов для бедных в Иерусалиме (гл. 8, 9) и противостать лжеапостолам (гл. 10‑13). Тогда он и отправился в Коринф, как написал (12:14; 13:1, 2). Пожертвование, сделанное коринфянами для Иерусалима (Рим. 15:26), указывает на то, что третье посещение этой церкви Павлом было успешным.

Исторические и теологические темы

Второе послание Коринфянам дополняет историю взаимоотношений Павла с коринфской церковью, отраженную в Деяниях и 1Коринфянам. Оно содержит также важные биографические сведения о жизни Павла. Хотя оно носит во многом личный характер и написано в пылу борьбы против нападок на его апостольство, Второе Коринфянам затрагивает несколько важных теологических тем. Оно показывает Бога Отца как милостивого Утешителя (1:3; 7:6), Творца (4:6), Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых (4:14; ср. 13:4) и Того, Кто также воскресит и верующих (1:9). Иисус Христос – это Тот, Кто страдал (1:5), Кто исполнил Божьи обетования (1:20), Кто открылся как Господь (4:5), Который явил славу Божью (4:6), и Тот, Кто через Свое воплощение уничижился ради верующих (8:9; ср. Флп. 2:5‑8). Послание показывает Святого Духа как Бога (3:17, 18) и залог спасения верующих (1:22; 5:5). Сатана определяется как «бог века сего» (4:4; ср. 1Ин. 5:19), обманщик (11:14) и начальник обманщиков человеческих и ангельских (11:15). Последнее время включает в себя как прославление верующего (4:16‑5:8), так и суд над ним (5:10). Прекрасная истина о спасении через владычество Божие является темой 5:14‑21, а в 7:9, 10 определяется ответ человека на Божье предложение о спасении – искреннее покаяние. Второе послание к Коринфянам дает также самое ясное и самое сжатое описание жертвенного подвига Христа из всех имеющихся в Писании (5:21; ср. Ис. 53) и предписывает Церкви возвещать примирение (5:18‑20). И наконец, наиболее полно раскрывается природа Нового Завета за исключением Послания к Евреям (3:6‑16).

План

I. Приветствие Павла (1:1‑11)

II. Служение Павла (1:12–7:16)

А. Планы Павла (1:12–2:4) Б. Наказание обидчика (2:5‑11) В. Отсутствие Тита (2:12, 13) Г. Сущность служения (2:14–6:10)

1. Торжество служения (2:14‑17) 2. Способность к служению (3:1‑5) 3. Основание для служения (3:6‑18) 4. Тема служения (4:1‑7) 5. Испытания служения (4:8‑18) 6. Стимул служения (5:1‑10) 7. Идея служения (5:11‑21) 8. Путь служения (6:1‑10)

Д. Призыв к коринфянам (6:11–7:16)

1. Открыть свои сердца Павлу (6:11‑13) 2. Отделиться от неверующих (6:14–7:1) 3. Быть уверенными в любви Павла (7:2‑16)

III. Павел о вспоможении святым (8:1–9:15)

А. Примеры даяния (8:1‑9)

1. Македоняне (8:1‑7) 2. Иисус Христос (8:8, 9)

Б. Цель даяния (8:10‑15) В. Порядок даяния(8:16–9:5) Г. Надежда даяния (9:6‑15)

IV. Апостольство Павла (10:1–12:13)

А. Власть апостольства (10:1‑18) Б. Апостольское поведение (11:1‑15) В. Апостольское страдание (11:16‑33) Г. Апостольские полномочия (12:1‑13)

V. Посещение Павла (12:14–13:14)

А. Самоотречение Павла (12:14‑18) Б. Предостережения Павла (12:19–13:10) В. Благословение Павла (13:11‑14)