5 глава

5:1 земной наш дом… хижина Метафора Павла для физического тела (ср. 2Пет. 1:13, 14). Вполне естественный образ для того времени, когда многие кочевники жили во временных хижинах, а Павел занимался изготовлением палаток (Деян. 18:3) и знал в этом толк. Также шатер‑святилище у иудеев символизировал Божье присутствие среди народа при выходе из Египта и формировании нации. Павел хочет сказать, что подобно палатке земное существование человека является ненадежным, опасным и невозвышенным (ср. 1Пет. 2:11). от Бога жилище Метафора Павла для воскресшего, прославленного тела верующего (ср. 1Кор. 15:35‑50). «Жилище» подразумевает прочность, безопасность, надежность и постоянство в отличие от непрочной, временной палатки. Как израильтяне воздвигли вместо шатра храм, так и верующие должны стремиться поменять свои земные тела на вечные (см. пояснения к 4:16; Рим. 8:19‑23; 1Кор. 15:35‑50; Флп. 3:20, 21). на небесах, дом Небесное, вечное тело. Павел мечтает о новом теле, которое в совершенной форме выразит его преображенную природу. нерукотворенный Прославленное тело не является земным творением по определению (см. пояснение к Мк. 14:58; Евр. 9:11; ср. Ин. 2:19; Кол. 2:11).

5:2 мы… воздыхаем Павлом владело страстное желание расстаться со своим земным телом и всеми присущими ему грехами, скорбями и немощами (см. пояснение к Рим. 7:24; 8:23). облечься в небесное наше жилище Совершенство бессмертия (см. пояснение к ст. 1).

5:3 не оказаться нагими Павел поясняет, что надежда верующего на будущую жизнь не предполагает бесплотную духовную жизнь, а реальное вечное воскресшее тело. В отличие от язычников, которые считали материю злом, дух – добром, Павел знал, что смерть не будет означать переход в духовную реальность. Она будет означать принятие прославленного, духовного, бессмертного, совершенного, качественно отличного, но тем не менее реального тела, именно такого, какое принял Иисус (см. пояснение к 1Кор. 15:35‑44; Флп. 3:20, 21; ср. 1Ин. 3:2).

5:4 не… совлечься, но облечься См. пояснение к ст. 2, 3. Павел повторяет, что едва может дождаться принятия своего небесного тела (ср. Флп. 1:21‑23). смертное поглощено было жизнью Павел хочет полноты предусмотренного Богом для его вечной жизни, когда прекратится все земное и человеческое.

5:5 На сие самое Более точный перевод «цель». Павел подчеркивает, что небесное существование верующего будет протекать в соответствии с высочайшей Божьей целью (см. пояснение к Рим. 8:28‑30; ср. Ин. 6:37‑40, 44). Бог… дал нам… Духа См. пояснение к 1:22; Рим. 5:5; Еф. 1:13. залог См. пояснение к 1:22; Еф. 1:13.

5:6 водворяясь в теле… устранены от Господа Живя на земле, верующий лишен полноты Божьего присутствия. Однако Павел не утверждает, что он лишен всякого контакта, поскольку есть молитва и общение через Духа и Слово. Павел просто выражает сильную тоску по дому, где он будет со своим Господом (ср. Пс. 74:25; 1Фес. 4:17; Отк. 21:3, 23; 22:3).

5:7 Христианин может надеяться на небеса, которые для него невидимы. Его надежда основывается на Писании и вере в них (см. пояснение к Евр. 11:1; ср. Ин. 20:29).

5:8 выйти из тела и водвориться у Господа Поскольку небо есть лучшее место, нежели земля, Павел предпочел бы быть там с Господом. Это чувство выражает стремление Павла, описанное в ст. 6 в противоположность сказанному в пояснении к Флп. 1:21, 23.

5:9 ревностно стараемся Павел говорит о своем жизненном стремлении, но не о гордыне или эгоистичном желании, которое выражается в англ. словом «тщеславие». «Стараться» происходит от греч. слова, означающего «любить то, что почетно». Павел говорит о правильном и благородном стремлении верующего к высоким духовным целям, которые похвальны перед Богом (ср. Рим. 15:20; 1Тим. 3:1). водворяясь ли, выходя ли См. пояснение к ст. 6, 8. Помыслы Павла не зависят от того, находится ли он на земле или на небе, – ему важно, чтобы он жил для Господа (см. пояснение к Рим. 14:6; Флп. 1:20; ср. 1Кор. 9:27). быть Ему угодными Наивысшая цель Павла (ср. 1Кор. 4:1‑5), и так должно быть с каждым верующим (ср. Рим. 12:2; Еф. 5:10; Кол. 1:9; 1Фес. 4:1). Слово, переведенное как «угодными», присутствует и в Тит. 2:9, где говорится о рабах, страстно желающих угождать своим господам.

5:10 Здесь говорится о глубочайшей мотивации и наивысшей цели верующего угождать Богу – осознании того, что каждый христианин в конце концов неизбежно даст Ему отчет. судилище Христово Метофорическое напоминание о том месте, где будет сидеть Господь и оценивать жизнь верующих с целью выдачи им вечных наград. В греческом слово bema обозначало возвышение, на которое поднимались атлеты (например, на Олимпийских играх) для получения своих венцов за победу. В Новом Завете это слово также употребляется как определение места судилища, когда Иисус стоял перед Понтием Пилатом (Мф. 27:19; Ин. 19:13), но здесь аналогия явно относится к спорту. В Коринфе было такое место, где вручались награды спортсменам, а также осуществлялось правосудие (Деян. 18:12‑16), поэтому коринфянам слова Павла были ясны. делал, живя в теле Поступки, которые верующий совершал во время земного служения. Сюда не входят грехи, поскольку суд над ними состоялся на кресте (Еф. 1:7). Павел говорит о тех поступках, совершенных верующими при жизни, за которые последует награда и похвала от Бога. То, что христиане совершают в своих временных телах, будет иметь значение в Его глазах, для вечности (см. пояснение к 1Кор. 4:3‑5; ср. Рим. 12:1,2; Отк. 22:12). доброе или худое Эти греч. слова не определяют моральное добро или моральное зло. Вопросы греха уже полностью решены со смертью Спасителя. Павел же сравнивает пригодные для вечности ценные дела с бесполезными. Он говорит не о том, что верующие не должны наслаждаться полезными земными вещами, а что они должны через них прославлять Господа и расходовать большую часть времени и усилий на то, что имеет вечную ценность (см. пояснение к 1Кор. 3:8‑14).

5:11 страх Господень Более понятно «бояться Господа». Речь идет не о состоянии испуга, а о благоговейном хождении Павла перед Богом. И это является как внутренним основанием для такого почитания Господа, которое обеспечило бы наивысшую награду от Него (ср. 7:1; Пр. 9:10; Деян. 9:31). мы вразумляем людей Греч. эквивалент слова «вразумлять» означает искать чьего‑либо расположения (ср. Гал. 1:10). Это слово может означать проповедь Евангелия (Деян. 18:14; 28:23), но здесь Павел вразумляет других не по поводу спасения, а по поводу своей честности. Если бы коринфяне пошли за лжеучителями и оставили Божественное учение Павла, это могло лишить их вечной награды. открыты Истинное духовное состояние и искренность Павла обозреваются Богом (см. пояснение к 1:12; ср. Деян. 23:1; 24:16), и он хочет, чтобы коринфянам это тоже было известно.

5:12 хвалятся лицем Нечестивые оппоненты Павла в Коринфе гордятся внешними вещами, к которым может относиться любое лживое учение, сопровождаемое показным лицемерием (ср. Мф. 5:20; 6:1; Мк. 7:6, 7).

5:13 выходим из себя Эта греч. фраза обычно означает невменяемого или лишенного рассудка, но здесь Павел употребляет это выражение в отношении самого себя, как догматически преданного истине. Так он отвечает критикам, которые утверждали, что он просто невменяемый фанатик (ср. Ин. 8:48; Деян. 26:22‑24). скромны Первоначально это слово означало быть умеренным, здравомыслящим и под полным контролем. Павел именно так вел себя среди коринфян, являя им свою честность и истинное свидетельство.

5:14 любовь Христова Любовь Христа к Павлу и другим верующим, явленная на кресте (ср. Рим. 5:6‑8). Заместительная жертва Христовой крови подвигла Павла служить Ему (ср. Гал. 2:20; Еф. 3:29). объемлет Подразумевается давление, вызывающее действие. Павел указывает на силу своего желания отдать свою жизнь Господу. один умер за всех Выражение истины о заместительной смерти Христа. Предлог «за» подразумевает, что Он умер «от имени» или «вместо» всех (ср. Ис. 53:4‑12; Гал. 3:13; Евр. 9:11‑14). Эта истина является сердцевиной учения о спасении. Гнев Божий против греха потребовал смерти; Иисус принял этот гнев и умер вместо грешника. Таким образом, Он устранил гнев Божий и умилостивил Бога совершенной жертвой (см. пояснение к ст. 21; Рим. 5:6‑11, 18, 19; 1Тим. 2:5, 6; ср. Еф. 5:2; 1Фес. 5:10; Тит. 2:14; 1Пет. 2:24). то все умерли Каждый умерший во Христе получает преимущества Его заместительной смерти (см. пояснение к Рим. 3:24‑26; 6:8). В трех словах Павел определил масштаб искупления и ограничил его применение. Это выражение логически завершает значение предыдущей фразы в том смысле, что «Христос умер за всех умерших в Нем» или «Один умер за всех, поэтому все умерли» (см. пояснение к ст. 19‑21; ср. Ин. 10:11‑16;, Деян. 20:28). Павел преисполнен благодарности Христу за любовь к нему и дарованное право быть частью «всех» умерших в Нем.

5:15 Отстаивая свою честность перед коринфянами, Павел хочет, чтобы они знали о том, что с его прежним эгоизмом покончено и он всецело проникнут желанием праведной жизни (см. пояснение к Рим. 6:3, 4, 8, 10). Для всех истинных верующих их смерть во Христе – не только смерть греха, но воскресение к новой праведной жизни (ср. Гал. 2:19, 20; Кол. 3:3).

5:16 Со времени обращения Павла его первейшим делом было удовлетворять духовные нужды людей (ср. Деян. 17:16; Рим. 1:13‑16; 9:1‑3; 10:1). по плоти Павел больше не судит о людях по внешним, человеческим мирским меркам (ср. 10:3). то ныне уже не знаем Будучи христианином, Павел избавляется от ошибочных человеческих взглядов на Иисуса Христа (см. Деян. 9:1‑6; 26:9‑23).

5:17 во Христе Эти два слова кратко, но очень глубоко выражают неисчерпаемое значение искупления верующего, которое включает в себя: 1) безопасность верующего во Христе, Который понес в Своем теле Божье осуждение против греха; 2) принятие верующего в Нем, ибо только Он один угоден Господу; 3) упование верующего на будущность в Нем, Воскрешенном для жизни вечной и Единственном Гаранте наследования верующим неба; и 4) участие верующего в Божественной природе Христа, непреходящем Слове (ср. 2Пет. 1:4). новая тварь Речь идет о сотворении качественно нового уровня величия. Имеется в виду новое рождение или возрождение (ср. Ин. 3:34 Еф. 2:1‑3; Тит. 3:5; 1Пет. 1:23; 1Ин. 2:29; 3:9; 5:4). Эти слова заключают в себе прощение грехов христианина, оплаченное заместительной смертью Христа (ср. Гал. 6:15; Еф. 4:24). древнее прошло От возрожденного человека уходят старая система ценностей, приоритеты, представления, привязанности и планы. Зло и грех еще остаются, но верующий видит их в новом свете (см. пояснение к ст. 16). Они больше не управляют им. все новое Греч. грамматика показывает, что это новое есть свойство непрерывное. Новое духовное восприятие мира верующим является для него постоянным обретением и теперь он живет для вечного, а не земного. Иаков определяет это преображение как веру в действии (см. пояснение к Еф. 2:10; Иак. 2:14‑26).

5:18 Все же от Бога Во многих современных переводах перед словом «все» стоит определенный артикль, который усиливает смысл обобщения, заключенный в словах Павла (ст. 14‑17). Все, относящееся к обращению человека и преображению жизни во Христе, осуществляется только Богом. Грешники сами по себе не могут получить обновление (см. пояснение к Рим. 5:10; ср. 1Кор. 8:6; 11:12; Еф. 2:1). служение примирения Это говорит о том, что Бог действительно хочет примириться с грешниками (ср. Рим. 5:10; Еф. 4:17‑24). Бог призвал верующих провозглашать другим благую весть о примирении (ср. 1Кор. 1:17). В греческом слово «служение» подразумевает работу официанта. В буквальном смысле Бог хочет, чтобы христиане служили неверующим благовествованием примирения.

5:19 Бог во Христе Бог по Своей воле и Своему замыслу употребил Своего Сына, единственно приемлемую и совершенную жертву, как средство примирения грешников с Собою (см. пояснения к ст. 18; Деян. 2:23; Кол. 1:19, 20; ср. Ин. 14:6; Деян. 4:12; 1Тим. 2:5, 6). примирил… мир Бог инициирует изменение в положении грешника, переводя его из состояния вражды в состояние прощения и правильного отношения к Себе. Это также есть суть Евангелия. Слово «мир» не следует понимать во всеобъемлющем смысле, будто бы каждый спасется или даже примирится. «Мир» подразумевает скорее человечество в целом (ср. Тит. 2:11; 3:4) – тех, кому Бог предлагает примирение, всем народам без исключения. Примирительная смерть Христа – бесконечная милость и безграничный дар. Однако, искупление является реальным только для тех, кто верует (ср. Ин. 10:11, 15; 17:9; Деян. 13:48; 20:28; Рим. 8:32, 33; Еф. 5:25). Остальное человечество будет платить личную цену за свой грех в вечном аду. вменяя Можно было бы также перевести как «подсчитывать» или «считать». Это сердцевина учения об оправдании, которое говорит о том, что Бог объявляет раскаявшегося грешника праведным и не считает его грехов, потому что Бог покрывает его праведностью в тот момент, когда он полагается в чистосердечной вере на Христа и Его жертвенную смерть (см. пояснения к Рим. 3:24–4:5; ср. Пс. 33:2; Рим. 4:8). слово примирения См. пояснение к ст. 18. Здесь Павел представляет другой аспект значения Евангелия. Он употребил греч. эквивалент слова «слово», который означал верное и надежное сообщение в противопоставление лживому или не заслуживающему доверия (ср. Деян. 13:26). В мире, полном лжи, верующие имеют твердое и надежное слово Евангелия.

5:20 посланники Слово, родственное другому греч. слову, часто переводимому как «старший». Оно описывает старшего, более опытного человека, который был представителем царя одной страны в другой. Павел описал подобным образом свою роль (и роль всех верующих) посланника, представляющего небесного Царя с благой вестью, который предлагает людям всего мира примириться с Богом, Который есть их полноправный Царь (ср. Рим. 10:13‑18). как бы Сам Бог увещевает Когда верующие провозглашают Евангелие, через них говорит (букв. «призывает» или «просит») Бог и побуждает неверующих грешников приходить в состояние веры и принимать Евангелие, что значит покаяться в своих грехах и положиться на Иисуса (ср. Деян. 16:31; Иак. 4:8).

5:21 Здесь Павел дает саму суть Евангелия, разрешая загадку и парадокс ст. 18‑20, и объясняя, как грешники могут примириться с Богом через Иисуса Христа. Эти 15 греч. слов лучше любого другого стиха выражают суть заместительной жертвы. не знавшего греха Иисус Христос, безгрешный Сын Божий (см. пояснение к Гал. 4:4, 5; ср. Лк. 23:4, 14, 22, 47). для нас жертвою за грех Бог Отец поставил Христа в положение грешника, хотя Он таковым не был (см. пояснение к ст. 19), и принял Его смерть в уплату за грехи тех, кто будет веровать в Него (ср. Ис. 53:4‑6; Гал. 3:10‑13; 1Пет. 2:24). На кресте Он не стал грешником (как полагают некоторые), но остался святым, как и был вечно. С Ним обошлись так, как будто Он был виновен за все совершенные когда‑либо грехи всеми, кто некогда уверует, хотя Он не совершил никакого греха. Гнев Божий исчерпался на Нем, и Он удовлетворил все требования Божьего закона к тем, за кого Он умер. праведными пред Богом Еще один аспект заместительной жертвы. Праведность верующего есть заслуга праведности Иисуса Христа, Сына Божьего (см. пояснение к Рим. 1:17; 3:21‑24; Флп. 3:9). Поскольку с Христом обошлись как с грешником, хотя Он не был таковым, поэтому с верующими, которые еще не обрели праведность (до прославления), обходятся так, как если бы они были праведными. Бог обошелся с Ним так, как если бы Он совершил грехи верующих, а с верующими обходится так, как если бы они делали только праведные дела безгрешного Сына Божия.