2 глава

2:1 подвиг Это же слово в 1:29 переведено как «подвизаюсь». Среди многих других, о духовной зрелости которых так радел Павел, были колоссяне и лаодикийцы. Лаодикии Это главный город Римской провинции Фригии в Асии, который располагался на юг от Иераполя в долине реки Ликус (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания; см. пояснение к Отк. 3:14; ср. 4:13).

2:2 совершенного разумения «Разумение» полноты евангелия с внутренним ободрением и взаимной любовью отличают зрелых верующих, которые имеют «совершенное» спасение (см. пояснения к 2Пет. 1:5‑8). тайныСм. пояснение к 1:26. Бога… Христа Ср. 4:3. Если опустить фразу между словами «Бога» и «Христа» (см. сноску на полях), которой, вероятно, не было в оригинале, то это ничего не меняет. Суть заключается в том, что Павел здесь говорил о тайне воплощения Самого Бога в Христе Мессии (ср. 1Тим. 3:16).

2:3 все сокровища Ср. ст. 9, 10; 1:19. Лжеучители утверждали, что владеют тайнами мудрости и познания, которые доступны только духовной элите. Павел же наоборот утверждает, что все богатство истины, необходимой для спасения, освящения или для прославления, сокрыто в Иисусе Христе, явившем в Себе и Собой Бога. Ср. Ин. 1:14; Рим. 11:33‑36; 1Кор. 1:24, 30; 2:6‑8; Еф. 1:8, 9; 3:8, 9.

2:4 чтобы кто‑нибудь не прельстил вас Павел не хотел, чтобы колоссяне поддались убедительной риторике лжеучителей, в которой они нападали на Личность Христа. Вот почему на протяжении первых двух глав он ставит ударение на Божьей природе Христа и Его способности как спасать верующих, так и приводит их к духовной зрелости.

2:5 отсутствую телом, но духом… с вами Находясь в узах, Павел не мог быть среди колоссян. Однако это значило, что его любовь и забота о них уменьшились (ср. 1Кор. 5:3, 4; 1Фес. 2:17). Их «благоустройство» и «твердость веры» — оба военных термина описывали готовый к бою плотный строй солдат — наполняли сердце Апостола великой радостью.

2:6 ходите в Нем В Новом Завете слово «ходить» часто употребляется в значении обычного поведения (1:10; 4:5; Рим. 6:4; 8:1, 4; 13:13; 1Кор. 7:17; 2Кор. 5:7; 10:3; 12:18; Гал. 5:16, 25; 6:16; Еф. 2:10; 4:1, 17; 5:2, 8, 15; Флп. 3:16‑18; 1Фес. 2:12; 4:1, 12; 2Фес. 3:11; 1Ин. 1:6, 7; 2:6; 2Ин. 6; 3Ин. 3, 4). Ходить во Христе означает жить по Его примеру.

2:7 вере Здесь это слово использовано в реальном смысле, говорящем об истине христианского учения. Духовное развитие идет к зрелости от основания библейской истины через труд апостолов. Ср. 3:16. Весь этот процесс строится на здравом учении (Ср. 1Тим. 4:6; 2Тим. 3:16, 17; Тит. 2:1).

2:8 увлек вас Переведенное так слово в греческом означает кражу. Лжеучители, которым удается обманывать людей, крадут у них истину, спасение и благословение. философиею и пустым обольщением Слово «философия» (буквально — «любовь к мудрости») в Новом Завете встречается только здесь. Под этим словом подразумевается не просто академическая дисциплина, а любая теория о Боге, мире или смысле жизни. Еретики в колоссянской церкви прибегали к ней, чтобы продемонстрировать свое якобы высшее знание. Павел же сравнивает философию лжеучителей с «пустым обольщением», т.е. обманом. Ср. 1Тим. 6:20; см. пояснение к 2Кор. 10:5. стихиям мира См. пояснения к ст. 20; Гал. 4:3. Далекие от истинного глубокого знания, представления лжеучителей были примитивными и незрелыми вроде прочих идеологий, порождаемых падшим разумом дьявола и человека.

2:9 полнота Божества Христос обладает всей полнотой сущности и качеств Бога (см. пояснения к 1:19; Ин. 1:14‑16). телесно В греч. философии материя представляла собою зло, а дух — добро. Поэтому считалось невероятным, что Бог может облечься в человеческое тело. Павел опровергает это лжеучение, указывая на реальность Воплощения Христа. Иисус был не только полностью Богом, но и полностью Человеком. См. пояснения к Флп. 2:5‑11.

2:10 полноту в Нем См. пояснения к ст. 3, 4; ср. Ин. 1:16; Еф. 1:3. Верующие имеют полноту во Христе как в положении пред Богом через вмененную им праведность Христа (см. пояснение к 1:22), так и в том, что имеют совершенно достаточно всех небесных источников для достижения духовной зрелости (см. пояснения к 2Пет. 1:3, 4). глава всякого начальства и власти Иисус Христос — Творец и Правитель вселенной и всех ее духовных существ (см. пояснение к ст. 1:16), а не творение Бога, как то утверждали сеятели лжи среди колоссян (см. во Введении: Исторический фон и предпосылки написания).

2:11, 12 обрезанием нерукотворенным Об обрезании см. пояснение в Быт. 17:11. Обрезание символизировало человеческую нужду в очищении сердца (ср. Втор. 10:16; 30:6; Иер. 4:4; 9:26; Деян. 7:51; Рим. 2:29) и было внешним знаком очищения от греха, которое происходит через веру в Бога (Рим. 4:11; Флп. 3:3). При спасении над верующими совершается духовное «обрезание» «совлечением греховного тела плоти» (ср. Рим. 6:6; 2Кор. 5:17; Флп. 3:3; Тит. 3:5). При обращении человек получает новое рождение и становится новым творением. Внешним подтверждением такого внутреннего изменения является водное крещение верующего (Деян. 2:38).

2:13 мертвы во грехах См. пояснения к Еф. 2:1, 5. Т.е. настолько привязаны ко греху, к миру (Еф. 2:12), к плоти (Рим. 8:8) и к дьяволу (1Ин. 5:19), что неспособны воспринимать духовное — другими словами, полностью лишены духовной жизни. Павел описывает подробнее это состояие неспасенных в 1Кор. 2:14; Еф. 4:17‑19; Тит. 3:3. оживил вместе с Ним См. пояснения к Еф. 2:1, 5. Мертвые в грехах люди могут обрести вечную жизнь (ср. Еф. 2:5) только через союз с Иисусом Христом (ст. 10‑12). Важно отметить, что Бог берет на Себя инициативу и дает животворящую силу для пробуждения и соединения грешников с Его Сыном. Духовно мертвые сами по себе ожить не могут (ср. Рим. 4:17; 2Кор. 1:9). простив нам все грехи Ср. 1:14. Дарованное Богом (Рим. 3:24) и полное (Рим. 5:20; Еф. 1:7) прощение вины грешников, которые принимают веру в Иисуса Христа — это самая важная истина Писания (ср. Пс. 31:1; 129:3, 4; Ис. 1:18; 55:7; Мих. 7:18; Мф. 26:28; Деян. 10:43; 13:38, 39; Тит. 3:4‑7; Евр. 8:12).

2:14 истребив… рукописание Греческое слово, переведенное как «рукописание», обозначало долговую расписку. Все люди (Рим. 3:23) находятся в неоплаченном долгу перед Богом за нарушение Его закона (Гал. 3:10; Иак. 2:10; ср. Мф. 18:23‑27), и поэтому им вынесен смертный приговор (Рим. 6:23). Павел дает яркое сравнение прощения грехов верующих Богом с выведением следов от чернил. Через жертвенную смерть Христа на кресте Бог полностью стер нашу долговую расписку и сделал наше прощение полным. пригвоздил ко кресту Для прощения есть еще один образ. В те времена к кресту вместе с преступником прибивали перечень всех совершенных им злодеяний, чтобы все знали, за что он несет наказание (как было и в случае с Иисусом Христом, о чем говорится в Мф. 27:37). Христу были предъявлены обвинения за всех грешников, их грехи были прибиты к кресту, и таким образом Он удовлетворил гнев Божий, понеся наказание за всех.

2:15 отняв силы Павел говорит еще об одном действе, совершенном на кресте. Там был вынесен окончательный приговор сатане и его воинству, состоящему из падших ангелов (ср. Быт. 3:15; Ин. 12:31; 16:11; Евр. 2:14). начальств и властей См. пояснение к 1:16. Пока Его тело было мертво, Его живой Дух спустился к бесам и объявил им о Своей победе над грехом, сатаной, смертью и адом. См. пояснения к 1Пет. 3:18, 19. подверг… позору, восторжествовав над ними Эта картина напоминает триумф римского военачальника, прогоняющего по улицам Рима своих побежденных врагов (См. пояснения к 2Кор. 2:14‑16). Христос на кресте одержал победу над бесовскими силами. Там были окончательно разбиты все их попытки сорвать план Божьего искупления. Подробнее об этом см. пояснение к 2Кор. 14:16.

2:16, 17 Павел предупреждает, чтобы колоссяне не разменивали свою свободу на бесполезные, человеческие постановления (ср. Гал. 5:1). Закон не имеет силы спасать или удерживать от греха.

2:16 пищу… питие Лжеучители пытались внедрить некоторые запреты на принятие пищи, возможно, основанные на законе Моисея (ср. Лев. 11). Поскольку они находились под Новым Заветом, колоссяне (как и все христиане) не обязаны были соблюдать запреты Ветхого Завета относительно пищи (ср. Мк. 7:14‑19; Деян. 10:9‑15; Рим. 14:17; 1Кор. 8:8; 1Тим. 4:1‑5; Евр. 9:9, 10). праздник Имеются в виду ежегодные религиозные празднования по иудейскому календарю (например, Пасха, Пятидесятница, праздник кущей; ср. Лев. 23). новомесячие Т.е. приношение ежемесячной жертвы на первый день каждого месяца (Чис. 10:10; 28:11‑14; Пс. 80:4). субботу Это еженедельное празднование седьмого дня, которое отображало отдых Бога после творения. В Новом Завете от христиан оно не требуется (см. пояснения к Деян. 20:7; Рим. 14:5, 6).

2:17 тень… тело Обряды Ветхого Завета были лишь тенью, указывавшей на Христа. После того, как пришел Христос, тень не имеет значения. Ср. Евр. 8:5; 10:1.

2:18 обольщает вас Павел предупреждает колоссян, чтобы они не попались на удочку иррационального мистицизма, которую забрасывают лжеучителя с целью лишить их благословений и вечной награды (ср. 2Ин. 8). самовольным смиренномудрием Поскольку лжеучители сильно хвалились своим «смиренномудрием», на самом деле оно было гордыней, ненавистной Богу (Пр. 6:16, 17). служением Ангелов Это начало ереси, охватившей ряд церквей в окрестностях Колоссов на несколько столетий вперед и ясно запрещенной Библией (Мф. 4:10; Отк. 19:10; 22:8, 9). чего не видел Как это в сущности присуще всем культам и лжерелигиям, лжеучители среди колоссян основывали свое учение на якобы полученных видениях и откровениях. Их утверждения были лживы, потому что Иисус Христос — окончательное и полное (см. пояснения к ст. 3, 4) Божье откровение человечеству (Евр. 1:1, 2). плотским… умом См. пояснение к Рим. 8:6. Это — описание не возрожденного человека, которое дополнено в Еф. 4:17‑19.

2:19 Ср. 1:18; см. пояснения к Еф. 4:15, 16. Для тела (Церкви) не бывает духовного роста иначе, как в союзе с Главой, Христом (ср. Ин. 15:4, 5; 2Пет. 1:3).

2:20 со Христом умерли Имеется в виду союз верующего со Христом в Его смерти и Воскресении (см. пояснения к Рим. 6:1‑11), которым он преображен к новой жизни и оторван от мирского безумия. стихий мира См. пояснение к ст. 8. То же самое, что и «заповеди и учения человеческие» (ст. 22).

2:21‑23 В этих стихах говорится о бесполезности аскетизма, который является попыткой достичь святости строгим изнурением тела, самоотречением (ст. 21) и даже самоистязанием. Поскольку речь главным образом идет о вещах, истлевающих от употребления, аскетизм бессилен удержать от греха или привести человека к Богу. Если разумный уход за телом и воздержание имеют временное значение (1Тим. 4:8), то для вечности это ничто, и все крайние проявления аскетизма служат только угождению плоти. И очень часто аскеты стремятся лишь к тому, чтобы произвести впечатление на публику своей видимой святостью (Мф. 6:16‑18).