Введение

Название

В оригинале на греческом языке 1‑е Послание к Фессалоникийцам называется буквально «Фессалоникийцам». Оно было первым каноническим посланием Апостола Павла, отправленным в церковь в Фессалонике (ср. 1:1).

Автор и время написания

Апостол Павел дважды называет себя автором данного послания (1:1; 2:18). В приветствии упоминаются также (1:1) Силуан (Сила) и Тимофей (3:2, 6), сопровождавшие Павла в его втором миссионерском путешествии, когда и была основана эта церковь (Деян. 17:1‑9). Хотя Павел был единственным автором, большинство местоимений первого лица, множественного числа (мы, нас, наши), относятся ко всем троим. Однако во время возвращения Тимофея в Фессалонику, Павел говорит только о себе и Силуане (3:1, 2, 6). Павел обычно говорит о себе во множественном числе, потому что его товарищи целиком поддерживали содержание послания.

Авторство Павла стало подвергаться сомнению лишь в последнее время. Попытки критиков подорвать веру в авторство Павла провалились в свете полноты свидетельств, говорящих в его пользу: 1) прямых указаний на авторство Павла (1:1; 2:18); 2) полного соответствия послания событиям, описанным в Деян. 16‑18; 3) множества деталей, касающихся лично Павла и 4) множество исторических подтверждений раннего периода, начиная с канона Марциона (140 г. по Р.Х.).

Первое из двух посланий Павла, отправленных из Коринфа в Фессалонику, датируется 51 г. по Р.Х. Эта дата получила археологическое подтверждение надписью в храме Аполлоса в Дельфах неподалеку от Коринфа, где указывается время проконсульства Галлиона в провинции Ахаия в 51‑52 гг. по Р.Х. (Деян. 18:12‑17). Поскольку первое каноническое послание Павла церквам Галатии было написано ок. 49‑50 г. по Р.Х., то данное послание является вторым.

Исторический фон и предпосылки написания

Фессалоника (современные Салоники) расположена вблизи древнего поселения Терма на берегу залива Термикос, на севере Эгейского моря. Этот город стал столицей Македонии (ок. 168 г. до Р.Х.) и получил статус «свободного города», в котором существовало гражданское правление (Деян. 17:6) на территории Римской империи. Благодаря своему расположению на важной дороге с востока на запад, называемой «Виа Эгнация», Фессалоника была средоточием политической и торговой активности в Македонии и стала называться «матерью всей Македонии». Во времена Павла ее население достигло 200 тысяч человек.

Павел уже побывал в Фессалонике во время второго миссионерского путешествия, когда он преодолел 100 миль (160 км) от Филиппов, пройдя через Амфиполь в Аполлонию (50 г. по Р.Х.; Деян. 16:1–18:22). Как обычно, по прибытии он нашел синагогу и учил там местных Иудеев благой вести (Деян. 17:1, 2). Он беседовал с ними о местах из Ветхого Завета, касающихся смерти Христа и Его Воскресения и доказывал, что Иисус из Назарета действительно был обещанным Мессией (Деян. 17:2, 3). Сначала уверовали несколько иудеев, а вскоре обратились также несколько прозелитов и богатых женщин (Деян. 17:4). Среди этих уверовавших были Иасон (Деян. 17:5), Гаий (Деян. 19:29), Аристарх (Деян. 20:4) и Секунд (Деян. 20:4). Увидев их большое влияние, иудеи изгнали соратников Павла из города (Деян. 17:5‑9) и те отправились благовествовать на юг в Верию (Деян. 17:10). Как и в Фессалонике, после обращения многих к Богу, последовала враждебность иудеев и верующие отослали Павла. Он направился в Афины, а Силуан и Тимофей остались в Верии (Деян. 17:11‑14). Затем они воссоединились в Афинах (ср. Деян. 17:15, 16 с 1Фес. 3:1), откуда Тимофей был послан назад в Фессалонику (3:2). Очевидно, потом Сила отправился из Афин в Филиппы, а Павел – в Коринф (Деян. 18:51). После того, как Павел вновь встретился с Тимофеем и Силуаном в Коринфе (Деян. 18:5), он написал 1‑е Фессалоникийцам в ответ на рассказ Тимофея о делах в той церкви.

У Павла, несомненно, для написания этого послания было несколько причин, но главной из них была забота о своей пастве, с которой он был разделен. Павел хотел: 1) ободрить церковь (1:2‑10); 2) развеять некоторые заблуждения (2:1‑12), 3) утешить гонимых (2:13‑16), 4) выразить радость за их веру (2:17–3:13), 5) напомнить им о важности нравственной чистоты (4:1‑8), 6) осудить пороки поведения (4:9‑12), 7) исправить неправильное понимание будущих событий (4:13–5:11), 8) снять напряжение между отдельными членами (5:12‑15) и 9) призвать стадо к основам христианской жизни (5:16‑22).

Исторические и теологические темы

Оба послания к Фессалоникийцам относятся к «эсхатологическим посланиям». Однако, учитывая их содержание, лучше было бы отнести их к категории церковных посланий. В 1‑м Фессалоникийцам переплетаются пять важнейших тем: 1) апологетическая тема с историческим соотнесением между книгой Деяний и 1‑го к Фессалоникийцам, 2) церковная тема об образе здоровой растущей церкви, 3) пасторская тема о примере деятельности служителя, 4) эсхатологическая тема о будущих событиях как надежде Церкви и 5) миссионерская тема о благовестии и основании церквей.

Проблемы толкования

Наибольшие трудности при понимании данного послания связаны с местами эсхатологического характера: 1) грядущий гнев (1:10; 5:9), 2) возвращение Христа (2:19; 3:13; 4:15; 5:23), 3) Восхищение Церкви (4:13‑18) и 4) значение и время Дня Господня (5:1‑11).

План

I. Приветствие Павла (1:1)

II. Личные размышления Павла (1:2–3:13)

А. Благодарение за церковь (1:2‑10) Б. Напоминание для церкви (2:1‑16) В. Заботы церкви (2:17–3:13)

III. Практические наставления Павла (4:1–5:22)

А. О нравственной чистоте (4:1‑8) Б. О дисциплине в жизни (4:9‑12) В. О смерти и Восхищении (4:13‑18) Г. О святой жизни и Дне Господнем (5:1‑11) Д. Об отношениях в церкви (5:12‑15) Е. Об основах христианской жизни

IV. Благословение Павла (5:23, 24)

V. Прощальные замечания Павла (5:25‑28)