5 глава

5:1 же Павел здесь употребил привычное в греческом языке слово, чтобы отметить переход к другому предмету из той же темы, касающейся пророчества (ср. 4:9, 13; 1Кор. 7:1, 25; 8:1; 12:1; 16:1). Здесь подчеркивается мысль о том, что в более широком контексте последнего времени и Пришествия Иисуса Христа происходит перемена предмета обсуждения от благословений восхищения верующих – к суду над неверующими. временах… и сроках Эти два понятия означают соответственно меру времени и характер времени (ср. Дан. 2:21, Деян. 1:7). Многие ожидали прихода Господа при своей жизни и оказывались в смятении и скорби, когда их братья умирали до Его Пришествия (см. пояснения к 4:13‑18). Это обстоятельство их волновало. Очевидно, фессалоникийцы понимали, что Богу угодно, чтобы верующие знали о предстоящем суде, и Павел учил их о том, чего они еще не знали – о Восхищении (4:13‑18). Поэтому Павел призывает их жить праведной жизнью в свете предстоящего суда над миром, а не отвлекаться на пророчества о сроках. Они не могли знать о времени окончательного суда Божия, но они хорошо знали, что он наступит внезапно (ст. 2).

5:2 день Господень Имеется 19 случаев употребления слов «день Господень» в Ветхом Завете и 4 в Новом Завете (ср. Деян. 2:20; 2Фес. 2:2; 2Пет. 3:10). Значение их не бывает предметом споров. Пророки Ветхого Завета под «днем Господним» понимали нечто вроде близких в историческом смысле судов (см. Ис. 13:6‑22; Иез. 30:2‑19; Иоил. 1:15; Ам. 5:18‑20; Соф. 1:14‑18) или отдаленных эсхатологических судов (см. Иоил. 2:30‑32; 3:14; Зах. 14:1; Мал. 4:1, 5). Шесть раз о нем говорится как о «дне судном», 4 раза – как о «дне мщения». В Новом Завете он называется «днем гнева», «днем посещения», и 4 раза великим днем Бога Всемогущего (Отк. 16:14). Все это устрашающие суды от Бога (ср. Иоил. 2:30, 31; 2Фес. 1:7‑10) за всеобъемлющую греховность мира. Грядущий «день Господень», в который разразится гнев Божий, распадается на две части: 1) конец семилетней скорби (ср. Отк. 19:11‑21) и 2) конец Тысячелетия. Эти два периода разделяет практически 1000 лет, и Павел говорит о конце Тысячелетия в связи с окончательным «днем Господним» (ср. 2Пет. 3:10; Отк. 20:7‑15). Здесь Павел имеет в виду такой аспект «дня Господня», как завершение скорби. тать ночью Это выражение никогда не связано с восхищением церкви. Оно используется в связи с Пришествием Христа в день суда Господня в конце семилетней скорби, что не равняется Восхищению церкви (см. пояснение к 4:5) и относится к суду, завершающему Тысячелетие (2Пет. 3:10). Как вор приходит неожиданно и без предупреждения, так наступит и День Господень в обеих его завершающих фазах.

5:3 «мир и безопасность» Как лжепророки древности предсказывали светлое будущее, невзирая на неизбежность Божьего суда (Иер. 6:14; 8:11; 14:13, 14; Плач. 2:14; Иез. 13:10, 16; Мих. 3:5), так они будут поступать и в будущем, накануне гибели в последний День Господень. мука родами Примерно то же сказал Господь на горе Елеонской (см. пояснение к Мф. 24:8), подразумевая неизбежность, неожиданность, неминуемость и боль Дня Господня.

5:4 Но вы, братия Павел хочет подчеркнуть особое значение своих слов, переходя от третьего лица (3 раза в ст. 3) ко второму. Поскольку Церковь будет восхищена до судного Дня Господня, верующих не будет на земле посреди ужаса и разрушения (ст. 3). не во тьме Верующие не имеют части с Днем Господним, поскольку они уже взяты из тьмы в царство света (Кол. 1:13). Иисус учил, что уверовавший в Него будет взят из духовной тьмы (Ин. 8:12; 12:46). Всем содержанием стиха 7 Павел подчеркивает различие между верующими и погибшими. Верующие не ощутят гнева Божия вследствие их иной природы. Неверующие находятся во тьме (ср. ст. 2, «ночью»), погрузившись в умственную, нравственную и духовную темноту из‑за греха и неверия (ср. Ин. 1:5; 3:19; 8:12; 2Кор. 4:6; Еф. 4:17, 18; 5:8, 11). Все эти люди есть дети сатаны (ср. Ин. 8:44), который обладает властью тьмы (Лк. 22:53). День Господень застанет их внезапно, и в результате они погибнут.

5:5 сыны света Это евр. выражение, характеризующее верующих как детей Божиих, имеющих небесного Отца, Который есть свет и в Котором нет никакой тьмы (1Ин. 1:5‑7). Ср. Лк. 16:8; Ин. 8:12; 12:36. Верующие обитают в совершенно другой сфере жизни, в отличие от тех людей, которые увидят День Господень.

5:6 не будем спать Поскольку верующие удалены от царства тьмы, они взяты из ночи греха и неведения и находятся в свете Божием. Поскольку христиане ходят во свете, они не должны спать в духовном безразличии и самодовольстве, а должны находиться на духовном посту. Они не должны уподобляться спящему во тьме народу, который выйдет из оцепенения в День Господень (ст. 7), но должны жить в бодрствовании, благочестии, под контролем истины.

5:8 броню Павел описывает христианскую жизнь военными терминами, как жизнь трезвую и готовую ко всему. «Броня» прикрывает жизненно важные органы тела. «Вера» – это надежная защита от искушений, потому что она есть доверие Божьему обетованию, Его плану и истине. Именно неуклонная вера в Слово Божье защищает нас от стрел искушения. Неприятие Слова есть неверие, которое характеризует всякий грех. Если верующие грешат, значит они поверили дьявольской лжи. Совершенная любовь к Богу приносит плод совершенного послушания Ему. Слово «броня» всегда означает праведность (Ис. 59:17; Еф. 6:14). Вера всегда передается через образ щита (Еф. 6:16). «Шлем» всегда ассоциируется с будущим спасением (ср. Ис. 59:17; Еф. 6:17). Наше спасение гарантировано, и никто не может его отнять (Рим. 13:11). Павел снова соединяет веру, любовь и надежду (ср. 1:3). См. пояснения к Еф. 6:10‑17.

5:9 гнев Тот же гнев, о котором говорится в 1:10 (см. пояснение там же). В этом контексте (обратите внимание на контраст), здесь, очевидно, говорится о вечном гневе Божием, а не о Его временном гневе во время великой скорби (ср. Рим. 5:9).

5:10 бодрствуем ли, или спим Аналогичная тема затрагивалась в 4:13‑15 относительно физической жизни или смерти. В любом случае нам дано обетование, что однажды мы будет жить вместе (ср. 4:17; Ин. 14:1‑3) вечно со Спасителем, умершим за наши грехи. Ср. Рим. 4:9; Гал. 1:4; 2Кор. 5:15, 21.

5:12 уважать Речь идет не о внешнем уважении, а о том, что люди должны знать своих пастырей достаточно хорошо и уважать их за их достоинства. К пасторам предъявляются следующие требования: 1) трудиться до изнеможения, 2) идти впереди стада и вести его в направлении праведности, 3) наставлять в духе истины Слова Божьего. Ср. Евр. 13:7, 17.

5:13 почитать Кроме того, что прихожане, должны знать своих пастырей (см. пояснение к ст. 12), они должны относится к ним с пониманием и любовью не из‑за их личного обаяния, а из‑за того, что они трудятся для Первосвященника как Его особые служители (ср. 1Пет. 5:2‑4). Они должны повиноваться их руководству для того, чтобы в церкви преобладал мир.

5:14, 15 Умоляем… вас Павел сказал о том, как должны трудиться пастыри и как люди должны относиться к пастырям (ст. 12, 13). В этих же стихах он говорит о том, как люди должны относится друг к другу в церкви. «Бесчинствующих», т.е. выбившихся из строя, следует назидать и предупреждать, чтобы вернуть назад в строй. «Малодушных», т.е. боящихся и сомневающихся, следует ободрять и воодушевлять. «Слабых», т.е. лишенных духовной и нравственной силы, следует твердо поддерживать. Терпение, прощение и добрые дела должны преобладать между всеми людьми.

5:16‑22 Павел перечисляет христианские добродетели. В этих стихах кратко и четко изложены основные принципы и приоритеты здоровой духовной жизни, которые, несмотря на краткость, показывают верующим приоритеты для успешной христианской жизни.

5:16 радуйтесь Радость уместна в любое время. Ср. Флп. 2:17, 18; 3:1; 4:4.

5:17 молитесь Это не значит молиться непрерывно (ср. Мф. 6:7, 8), а скорее молиться настойчиво (ср. Лк. 11:1‑13; 18:1‑8) и регулярно (ср. Еф. 6:18; Флп. 4:6; Кол. 4:2, 12).

5:18 благодарите Неблагодарность – черта неверующих (ср. Рим. 1:21; 2Тим. 3:1‑5). «Такова о вас воля Божия» включает ст. 16, 17.

5:19 не угашайте Нельзя гасить огонь Духа Божьего грехом. Верующие должны не огорчать Святого Духа (Еф. 4:30), а повиноваться Ему (Еф. 5:18) и ходить по Духу Святому (Гал. 5:6).

5:20 пророчества Это слово может означать откровение от Бога (ср. Деян. 11:27, 28; 1Тим. 1:18; 4:14), но чаще всего подразумевает Слово Божие (ср. Мф. 13:14; 2Пет. 1:19‑21; Отк. 1:3; 22:7, 10, 18, 19). Эти «пророчества» являются авторитетными, передаваемыми через признанного Им представителя, посланиями от Бога, к которым нужно относится серьезно по причине их происхождения от Бога. К чтению или проповеди Слова Божьего нельзя относиться легкомысленно.

5:21, 22 Все испытывайте Эти слова призывают к тщательному исследованию и разумению в ответ на повеление ст. 20. Никогда нельзя пренебрегать Словом Божьим, а тщательно обдумывать проповедуемое слово (ср. Деян. 17:10, 11). То, что воспринимается как «хорошее», должно приниматься всем сердцем. Следует избегать всего, что есть «зло» и не соответствует Библии.

5:23 Бог… освятит вас В заключение призывов, начиная с 4:1 и особенно со ст. 16‑22, Павел говорит об источнике послушания для всех и исполнительности. Подобное освящение – не в человеческих силах (ср. Зах. 4:6; 1Кор. 2:4, 5; Еф. 3:20, 21; Кол. 1:29). Только Бог (ср. Рим. 15:33; 16:20; Флп. 4:9; Евр. 13:20, где говорится о Боге как о «мире») «Сам» может отделить нас от греха для праведности «во всей полноте». дух и душа и тело во всей целостности Говоря о духе и душе, Павел не имеет в виду, что нематериальная часть человека может быть поделена на два компонента (ср. Евр. 4:12). Эти два слова, взаимозаменяют друг друга по всему Писанию (ср. Евр. 6:19; 10:39; 1Пет. 2:11; 2Пет. 2:8). Эти два понятия нельзя разделить, их различие носит, скорее всего, стилистический характер в разных текстах (ср. Втор. 6:5; Мф. 22:37; Мк. 12:30; Лк. 10:27). Также и Павел не верил, что человек состоит из трех частей (ср. Рим. 8:10; 1Кор. 2:11; 5:3‑5; 7:34; 2Кор. 7:1; Гал. 6:18; Кол. 2:5; 2Тим. 4:22), а скорее всего он склонялся к двум: материальной и нематериальной. в пришествие Четвертое упоминание о parousia Христа относится к Восхищению Церкви, как это имело место в 2:19; 3:13; 4:15.

5:24 Призывающий вас Как и на протяжении всего Ветхого Завета, этот призыв подразумевает действенный Божий призыв Своих избранных к спасению (ср. 2:12; 4:7; Рим. 1:6, 7; 8:28; 1Кор. 1:9; Еф. 4:1, 4; 2Тим. 1:9; 1Пет. 2:9; 5:10; 2Пет. 1:10). Бог Призывающий также и соберет тех, кого Он призывает к славе, и никто не будет потерян (ср. Ин. 6:37‑44; 10:28, 29; Рим. 8:28‑39; Флп. 1:6; Иуд. 24).

5:26 лобзанием святым В Новом Завете имеется пять повелений об этом знаке любви (Рим. 16:16; 1Кор. 16:20; 2Кор. 13:12; 1Пет. 5:14). Это был общепринятый между первыми христианами поцелуй как праведный знак признания того, что верующие являются братьями и сестрами в семье Божьей.

5:27 Послание должно было быть прочитано при всех, что служило основой духовной ответственности (ср. Гал. 4:16; 2Фес. 3:14).

5:28 Ср. Рим. 16:20, 24; 2Фес. 3:18.