Введение

Название

В греческом тексте Нового Завета данное послание называется «К Фессалоникийцам». Оно является вторым каноническим посланием Апостола Павла, адресованного верующим города Фессалоника (ср.1:1).

Автор и время написания

Как и в Первом послании к Фессалоникийцам, Павел дважды называет себя автором данного послания (1:1; 3:17). При написании его присутствовали Силуан (Сила) и Тимофей, сотрудники Павла при создании церкви. Однако, лексика, стиль и содержание учения убедительно свидетельствуют о единоличном авторстве Павла. Данное послание было, скорее всего, написано через несколько месяцев после первого, когда Павел еще находился в Коринфе вместе с Силой и Тимофеем (1:1; Деян. 18:5), т.е. в конце 51 или начале 52 г. по Р.Х. (см. во Введении к 1‑му Фессалоникийцам: Автор и время написания).

Исторический фон и предпосылки написания

Сведения об истории города Фессалоника даны во Введении к 1‑му Фессалоникийцам: Исторический фон и предпосылки написания. Некоторые полагают, что данное послание вышло из‑под пера Павла в Ефесе (Деян. 18:18‑21), но его 18‑месячное пребывание в Коринфе не оставляет сомнений в том, что и Первое и Второе послания к Фессалоникийцам были написаны именно там (Деян. 18:11).

Очевидно, Павел был в курсе состояния дел в Фессалонике благодаря письмам или сообщениям курьеров. Возможно, что посланец, доставивший первое послание, вернулся к Павлу с последними новостями об укреплении и расширении церкви (1:3), а также об усилении гонений. Уже были посеяны первые семена лжеучений, которые начали проявляться в поведении людей. Поэтому Павел обратился к своему возлюбленному стаду, которое было: 1) обескуражено гонениями и нуждалось в укреплении, 2) обмануто лжеучителями в вопросе Пришествия Господа, 3) непослушно Божьим заповедям, в частности, некоторые там отказывались трудиться. В связи с этими тремя моментами Павел пишет следующее: 1) утешение гонимым за веру (1:3‑12), 2) исправление лжеучения и ободрение верующих (2:1‑15) и 3) вразумление для непослушных и недисциплинированных верующих (3:6‑15).

Исторические и теологические темы

Хотя в гл. 1, 2 содержится обширный материал пророческого характера, так как Павел был озабочен опасной ересью лжеучителей по вопросам Дня Господня (Павел показывает, что этот день еще не настал и не настанет, пока не произойдут определенные события), все же лучше всего было бы назвать это послание «пасторским». Главное внимание в нем уделено тому, как сохранить здоровую церковь с действенным свидетельством на основании правильного понимания здравой эсхатологии и повиновения истине.

Эсхатология занимает главное место среди богословских тем. В 1:9 содержится одно из яснейших утверждений о будущем, ожидающем каждого неверующего человека. О церковной дисциплине идет речь в 3:6‑15, и это место следует рассматривать вместе с Мф. 18:15‑20; 1Кор. 5:1‑13; Гал. 6:1‑5 и 1Тим. 5:19, 20. Данные тексты дают полное понимание библейского учения по данной теме.

Проблемы толкования

Проблема вечной награды и вечного наказания, затронутая в 1:5, 12, обсуждается в общих словах, поэтому трудно точно определить некоторые подробности, касающиеся времени. Требуют подробного толкования и вопросы пророческого характера, связанные с Днем Господним (2:2), удерживающим (2:6, 7) и беззаконником (2:3, 4, 8‑10).

План

I. Приветствие Павла (1:1, 2)

II. Утешение Павла для страждущих (1:3‑12)

А. Ободрением (1:3, 4) Б. Увещеванием (1:5‑12)

III. Исправление Павлом ошибок в пророчестве (2:1‑17)

А. Кризис пророчества (2:1, 2) Б. Апостольское наставление (2:3‑12) В. Пасторское утешение (2:13‑17)

IV. Забота Павла о церкви

А. О молитве (3:1‑5) Б. О бесчинном образе жизни (3:6‑15)

V. Благословение Павла (3:16‑18)