Введение

Название

Это одно из двух богодухновенных посланий Апостола Павла, адресованных его возлюбленному сыну в вере. Имя Тимофей, означающее «почитающий Бога», дали мальчику его мать (Евника) и бабушка (Лоида), которые вначале исповедовали иудаизм, а затем приняли Господа Иисуса Христа (2Тим. 1:5) и с детства научили Тимофея Священным Писаниям (2Тим. 3:15). Отец его был греком (Деян. 16:1) и умер, вероятно, до того, как Тимофей познакомился с Павлом.

Тимофей проживал в Листре (Деян. 16:1‑3), городе, расположенном в римской провинции Галатии (часть современной Турции). Павел привел Тимофея ко Христу (1:2, 18; 1Кор. 4:17; 2Тим. 1:2) во время служения в Листре, совершая свое первое миссионерское путешествие (Деян. 14:6‑23). Посетив Листру во время второго миссионерского путешествия, Павел избрал Тимофея себе в попутчики (Деян. 16:1‑3). Несмотря на то, что Тимофей был очень молод (вероятно, ему не было еще и двадцати, или только что исполнилось двадцать, так как и 15 лет спустя Павел обращается к нему как к молодому человеку, 4:12), он имел репутацию праведного человека (Деян. 16:2). Тимофей был учеником Павла, его другом и соратником до конца дней Апостола, совершая с ним служение в Верии (Деян. 17:14), Афинах (Деян. 17:15), Коринфе (Деян. 18:5; 2 Кор. 1:19) и сопровождая его в путешествии в Иерусалим (Деян. 20:4). Он находился вместе с Павлом в его первом римском заключении и отправился в Филиппы (2:19‑23) после освобождения Павла. Кроме того, Павел часто упоминает Тимофея в своих посланиях (Рим. 16:21; 2Кор. 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1:1; 1Фес. 1:1; 2Фес. 1:1; Флм. 1). Павел часто посылал Тимофея в церкви как своего представителя (1 Кор. 4:17; 16:10; Фил. 2:19; 1 Фес. 3:2), и в 1‑ом Послании к Тимофею мы видим его в новом качестве – как пастора церкви в Ефесе (1:3). Согласно Евр. 13:23, Тимофей был заключен в темницу, а впоследствии освобожден.

Автор и время написания

Многие современные критики часто оспаривают очевидные факты Писания и отрицают, что Павел написал пасторские послания (1‑е, 2‑е Тимофею, Титу). Игнорируя свидетельства самих посланий (1:1; 2Тим. 1:1; Тит. 1:1) и свидетельства ранней Церкви, которые имеют силу для пасторских посланий так же, как и для остальных посланий Апостола Павла, (кроме Римлянам и 1‑го Коринфянам), эти критики утверждают, что пасторские послания написал последователь Павла во втором столетии. В подтверждение своего мнения они предлагают пять «доказательств»: 1) исторические ссылки в пасторских посланиях не совпадают с хронологией жизни Павла, описанной в Деяниях; 2) ложное учение, описанное в пасторских посланиях, является окончательно сформировавшимся гностицизмом, относящимся ко второму столетию; 3) организационная структура церкви в пасторских посланиях соответствует второму столетию и является слишком развитой для современников Павла; 4) в пасторских посланиях отсутствует глубокая богословская тематика Павла; 5) греческий словарный состав пасторских посланий содержит много слов, не встречающихся не только в других посланиях Павла, но и во всем остальном Новом Завете.

Было бы излишним уделять слишком пристальное внимание нападкам атеистов, но иногда все же следует проливать свет на истину. Итак, в ответ на аргументы критиков, следует указать следующее: 1) утверждение об историческом несоответствии верно только в том случае, если Павел никогда не был освобожден из заключения в Риме, упомянутого в Деяниях. Однако он был освобожден, так как в Деяниях не описана казнь Павла, и Павел сам ожидает освобождения (Флп. 1:19, 25, 26; 2:24; Флм. 22). Исторические события в пасторских посланиях не вписываются в хронологию Деяний, так как они происходили после изложенного в книге Деяний, которая заканчивается рассказом о первом заключении Павла в Риме; 2) ересь, описанная в пасторских посланиях, и гностицизм второго века имеют как сходство (см. во Введении к Посланию к Колоссянам: Исторический фон и предпосылки написания), так и различия. В отличие от гностицизма второго века, лжеучителя, упоминаемые в пасторских посланиях, все еще находились внутри церкви (ст. 1:3‑7), и учение их было основано на иудейском законничестве (1:7; Тит. 1:10, 14; 3:9); 3) организационная структура церкви, упоминаемая в пасторских посланиях, на самом деле согласуется с установленной Павлом (Деян. 14:23; Флп. 1:1); 4) пасторские послания содержат основные богословские идеи и темы Павла, включая Богодухновенность Писания (2Тим. 3:15‑17), избрание (2Тим. 1:9; Тит. 1:1, 2), спасение (Тит. 3:5‑7), Божью природу Христа (Тит. 2:13), Его посредничество (2:5) и заместительную жертву искупления (2:6); 5) предмет обсуждения в пасторских посланиях отличается от такового в других посланиях Павла и потому требует иного словарного состава. Современный пастор в личном письме к своему другу, тоже пастору, будет использовать совсем другие слова, чем в работе по систематическому богословию.

Мысль о том, что «религиозный подражатель» написал пасторские послания, вызывает следующие возражения: 1) история ранней Церкви не упоминает о подобной практике, и такая «уловка» не осталась бы незамеченной, если бы она действительно имела место (ср. 2Фес. 2:1, 2; 3:17); 2) зачем подделывать три письма с аналогичным содержанием, не содержащие ни одной доктрины? 3) если это подделка, почему бы не выдумать путевые заметки, которые согласовывались бы с Деяниями? 4) мог ли позднейший, преданный последователь Павла, вложить слова, написанные в 1:13, 15, в уста своего учителя? 5) почему он включил в послания предупреждение об обманщиках (2Тим. 3:13; Тит. 1:10), если сам являлся одним из них?

Кажется очевидным то доказательство, что Павел написал 1‑ое Послание к Тимофею и Послание к Титу вскоре после своего освобождения из первого заключения в Риме (приблизительно в 62‑64 гг. по Р.Х.), а 2‑ое Послание к Тимофею – из тюрьмы во время своего второго римского заключения (приблизительно 66‑67 гг. по Р.Х.), незадолго до своей смерти.

Исторический фон и предпосылки написания

После освобождения из первого заключения в Риме (Деян. 28:30) Павел снова посетил некоторые из городов, в которых он совершал служения, включая Ефес. Оставляя Тимофея среди проблем, возникших в ефесской церкви, таких как ложные учения (1:3‑7; 4:1‑3; 6:3‑5), беспорядок в поклонении (2:1‑15), потребность в достойных руководителях (3:1‑14) и материализм (6:6‑19), Павел отправился в Македонию, где и написал Тимофею это письмо, чтобы помочь ему выполнить свою задачу в церкви (ср. 3:14, 15).

Исторические и теологические темы

Первое Послание к Тимофею представляет собой пасторское наставление (ср. 3:14, 15). Поскольку Тимофей был хорошо сведущ в богословии Павла, у Апостола не было необходимости давать ему подробные наставления в учении. В послании, однако, содержится ряд важных богословских истин, например, назначение закона (1:5‑11), спасение (1:14‑16; 2:4‑6), свойства Бога (1:17), грехопадение (2:13, 14), Личность Христа (3:16; 6:15, 16), избрание (6:12), Второе Пришествие Христа (6:14, 15).

Проблемы толкования

Существуют разногласия в определении понятия лжеучителей (1:3) и родословий (1:4), затронутых в их учении. Выражение «предал сатане» (1:20) также является источником споров. Послание содержит ключевые места, вызывающие дебаты о мере искупления (2:4‑6; 4:10). Учение Павла о роли женщин (2:9‑15) вызвало обширную дискуссию, в частности, его утверждение, что женщины на могут занимать руководящие посты в церкви (2:11, 12). Многих смущает утверждение, что женщины могут быть спасены посредством рождения детей (2:15). Епископ должен быть мужем «одной жены». Исключает ли это понятие разведенных и холостых мужчин? Споры ведутся и вокруг слов Павла в 3:11 – относятся ли эти слова к женам диаконов или к диакониссам? Те, кто верит, что христиане могут потерять свое спасение, ссылаются на 4:1 как на подтверждение своей точки зрения. Спорят и о том, какие вдовы имеются в виду в 5:3‑16: нуждающиеся женщины, поддерживаемые церковью, или организация пожилых женщин, служащих в церкви? Относятся ли слова «оказывать сугубую честь» к руководителям, которые хорошо управляют (5:17, 18), к деньгам или к уважению? Все эти вопросы будут рассмотрены в соответствующих пояснениях.

План

I. Приветствие (1:1, 2)

II. Наставления относительно лжеучений (1:3‑20)

А. Лжеучение в Ефесе (1:3‑11) Б. Истинное учение Павла (1:12‑17) В. Увещевание Тимофея (1:18‑20)

III. Наставления относительно церкви (2:1–3:16)

А. Значение молитвы (2:1‑8) Б. Роль женщин (2:9‑15) В. Качества руководителей (3:1‑13) Г. Причина написания послания Павлом (3:14‑16)

IV. Наставления относительно лжеучителей (4:1‑16)

А. Описание лжеучителей (4:1‑5) Б. Описание истинных учителей (4:6‑16)

V. Наставления относительно обязанностей пресвитеров (5:1–6:2)

А. Отношение к согрешающим членам церкви (5:1, 2) Б. Отношение к вдовам (5:3‑16) В. Отношение к начальствующим (5:17‑25) Г. Отношения рабов и господ (6:1, 2)

VI. Наставления относительно человека Божия (6:3‑21)

А. Опасность лжеучений (6:3‑5) Б. Опасность сребролюбия (6:6‑10) В. Характер и побуждения человека Божия (6:11‑16) Г. Правильное отношение к богатству (6:17‑19) Д. Правильное отношение к истине (6:20, 21)