Введение

Название

Это послание является вторым из двух богодухновенных посланий Апостола Павла своему сыну в вере Тимофею (1:2; 2:1). Биографические сведения о Тимофее см. во Введении к 1‑му Тимофею: Название. Послание названо по имени адресата (1:2), как и другие личные письма Павла (1‑е Тимофею, Титу и Филимону).

Автор и время написания

Вопрос об авторстве Апостола Павла в отношении пасторских посланий обсуждается во Введении к 1‑му Тимофею: Автор и время написания. Павел написал 2‑е Тимофею, последнее из его богодухновенных посланий, незадолго до своей мученической смерти (приблизительно в 67 г. по Р.Х.).

Исторический фон и предпосылки написания

Павел был освобожден из первого римского заключения для кратковременного служения, во время которого он и написал 1‑е Тимофею и Титу. 2‑е Тимофею написано Павлом в римской тюрьме (1:16; 2:9). Павел был вновь арестован в результате преследования христиан императором Нероном. В отличие от твердой надежды Павла на освобождение при его первом заключении (Флп. 1:19, 25, 26; 2:24; Флм. 22), в этот раз у него такой надежды не было (4:6‑8). Во время первого римского заключения (приблизительно 60‑62 гг. по Р.Х.), до того как Нерон начал преследования христиан (64 г. н. э.), Павел находился под домашним арестом и обладал возможностью общения с людьми и совершения служения (Деян. 28:16‑31). Теперь же, спустя 5 или 6 лет (приблизительно 66‑67 гг. по Р.Х.), Павел находился в холодной камере (4:13), в цепях (2:9) и без надежды на освобождение (4:6). Покинутый фактически всеми близкими людьми, испугавшимися преследований (ср. 1:15; 4:9‑12, 16), и ожидая близкой казни, Павел писал Тимофею, убеждая его поспешить в Рим для последней встречи с Апостолом (4:9, 21). Неизвестно, посетил ли Тимофей Рим до казни Апостола Павла. Согласно преданию, Павел не был освобожден из второго римского заключения, но принял мученическую смерть, которую и предвидел (4:6).

В этом послании Павел, сознавая, что конец близок, передавал служение Тимофею (ср. 2:2) и призывал его хранить верность своему долгу (1:6), держаться здравого учения (1:13, 14), избегать ошибок (2:15‑18), принять гонения за благую весть (2:3, 4; 3:10‑12), довериться Писанию и настойчиво проповедовать его (3:15–4:5).

Исторические и теологические темы

Вероятно, у Павла были причины предполагать, что Тимофей может духовно ослабеть. Это вызывало у Павла беспокойство, поскольку Тимофей нужен был в служении (ср. 2:2). В Новом Завете нигде больше не существует исторических указаний, поясняющих причину столь сильного беспокойства Павла. Доказательство его тревоги находится в самом послании. Беспокойство явно звучит в призыве Павла к Тимофею «возгревать» свой дар (1:6), заменить страх осознанием силы, любовью и целомудрием (1:7), не стыдиться Павла и Господа, но добровольно страдать ради благовестия (1:8) и держаться истины (1:13, 14). Обобщая возможные проблемы Тимофея, который мог ослабеть под давлением церкви и преследованием мира, Павел призывает его: 1) «укрепляться» вообще (2:11) (основное увещевание первой части послания), и 2) продолжать «проповедовать слово» (4:2) (основное увещевание второй части). Эти последние слова, обращенные к Тимофею, содержат несколько рекомендаций и множество предостережений, включая 25 повелений.

Поскольку Тимофей хорошо знал богословие Павла, Апостол далее не учит его доктринам. Однако, он упомянул несколько важнейших из них, включая спасение по Божьей благодати (1:9, 10; 2:10), Личность Христа (2:8; 4:1, 8) и стойкость (2:11‑13). Павел написал также один из важнейших текстов Нового Завета о богодухновенности Писания (3:16, 17).

Проблемы толкования

В толковании этого послания нет существенных разногласий, в том числе и по богословским вопросам. Послание ограничено датами, связанными с определенными лицами, упомянутыми в послании. Таковы Фигелл и Ермоген (1:15), Онисифор (1:16; ср. 4:19), Именей и Филит (2:17, 18), Ианний и Иамврий (3:8) и Александр (4:14).

План

I. Приветствие и благодарение (1:1‑5)

II. Стойкость человека Божия (1:6‑18)

А. Увещевание (1:6‑11) Б. Примеры (1:12‑18)

1. Павел (1:12‑14) 2. Онисифор (1:15‑18)

III. Примеры людей Божьих (2:1‑26)

А. Павел (2:1, 2) Б. Воин (2:3, 4) В. Спортсмен (2:5) Г. Земледелец (2:6, 7) Д. Иисус (2:8‑13) Е. Делатель (2:14‑19) Ж. Сосуд (2:20‑23) З. Раб (2:24‑26)

IV. Опасности, подстерегающие человека Божия (3:1‑17)

А. Столкновение с отступничеством (3:1‑9) Б. Победа над отступничеством (3:10‑17)

V. Проповедь человека Божия (4:1‑5)

А. Призыв к проповеди (4:1, 2) Б. Потребность в проповеди (4:3‑5)

VI. Заключение (4:6‑18)

А. Триумф Павла (4:6‑8) Б. Нужды Павла (4:9‑18)

VII. Прощание Павла (4:19‑22)