Введение

Название

Филимон, адресат послания, был почетным членом церкви в Колоссах (ст. 1, 2; ср. Кол. 4:9), которая собиралась в его доме (ст. 2). Послание предназначалось Филимону, его семье и церкви.

Автор и время написания

В книге говорится, что автором ее был Апостол Павел (ст. 1, 9, 19). В истории Церкви были люди, которые оспаривали авторство Апостола Павла, тем не менее в Послании к Филимону нет ничего, что могло бы служить мотивом для подделки этого послания. Это одно из «тюремных» посланий, к которым относятся также послания к Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам. Оно тесно связано с Посланием к Колоссянам, написанным Павлом примерно в это же время (60‑62 гг. по Р.Х.; ср. ст. 1, 16). Безусловное авторство Павла подтверждается отцами ранней церкви (например, Иеронимом, Хризостомом и Феодором из Маркиона). Самый первый новозаветный канон (канон Муратори – 170 г. по Р.Х.) включает Послание к Филимону. О биографических данных Павла см. во Введении к Римлянам: Автор и время написания. О дате и месте написания Послания к Филимону см. во Введении к Ефесянам и Филиппийцам: Автор и время написания.

Исторический фон и предпосылки написания

Филимон был спасен во время служения Павла, вероятно в Ефесе (ст. 19), несколькими годами раньше написания послания. Достаточно богатый, имевший большой дом (ср. ст. 2), Филимон имел также и раба, человека по имени Онисим (буквально «полезный» – имя, распространенное среди рабов). Когда Онисим украл у Филимона деньги (ст. 18) и убежал, он не был верующим. Подобно бесчисленному числу сбежавших рабов, Онисим прибыл в Рим, стараясь затеряться в столице империи среди огромной массы рабов самого разнообразного вида. В Риме Онисим встретил Апостола Павла и стал христианином, хотя обстоятельства этой встречи не указаны в Писании.

Апостол вскоре полюбил сбежавшего раба (ст. 12, 16) и желал оставить Онисима в Риме (ст. 13), где тот помогал Павлу, находившемуся в заточении, проводить полноценное служение (ст.11). Однако совершив кражу и убежав от Филимона, Онисим нарушил римский закон и обманул своего хозяина. Павел знал об этом и решил отослать Онисима назад в Колоссы. Онисиму рисковано было путешествовать в одиночку (из‑за опасности быть арестованным отрядом по поимке рабов), поэтому Павел отсылает его вместе с Тихиком, который возвращался в Колоссы с Посланием к Колоссянам (Кол. 4:7‑9). Вместе с Онисимом Павел передал Филимону это чудесное личное письмо, призывая его простить Онисима и принять его опять на службу как брата во Христе (ст. 15‑17).

Исторические и теологические темы

Послание к Филимону способствует глубокому историческому пониманию отношения ранней Церкви к институту рабства. Рабство было широко распространено в Римской Империи (согласно некоторым данным, рабы составляли не менее третьей части населения) и являлось частью жизни империи. Во времена Павла рабство постепенно вытеснялось наемным трудом. Среди рабов были врачи, музыканты, учителя, художники, библиотекари и счетоводы. Практически все работы могли быть выполнены и выполнялись рабами.

По закону рабы не имели прав, они считались имуществом своих хозяев. Их можно было купить, продать, унаследовать, обменять или отдать в уплату за долги хозяина. Хозяева имели практически неограниченную власть по отношению к рабам и иногда строго наказывали их за незначительные проступки. Во времена Нового Завета институт рабства стал изменяться. Сознавая, что довольные рабы трудились более продуктивно, хозяева старались обращаться с ними мягче. Не было ничего необычного в том, что хозяин обучал раба своему ремеслу, и порой хозяин и раб становились близкими друзьями. Не наделяя рабов законными правами, римский сенат в 20‑ом г. по Р.Х. предоставил рабам, обвиненным в преступлениях, право на судебное разбирательство. Все чаще рабы могли получить (или купить) свободу. Некоторые рабы были удовлетворены обеспеченной жизнью и прибыльной службой у хозяев и жили лучше многих свободных граждан, поскольку имели пропитание и заботу. Многие свободные граждане жили в нищете.

В Новом Завете рабство нигде прямо не осуждается. В противном случае, это могло бы привести к восстаниям рабов и к жестокому их подавлению, а идея благой вести оказалась безнадежно смешана с идеей о социальных реформах. Христианство разрушало зло, причиняемое системой рабства, через изменение сердец рабов и господ. Подчеркивая духовное равенство раба и господина (ст. 16; Гал. 3:28; Еф. 6:9; Кол. 4:1; 1Тим. 6:1, 2), Библия устраняла унизительное отношение к рабам.

Преобладающая в послании богословская тема – прощение – тема, характерная для всего Нового Завета (ср. Мф. 6:12‑15; 18:21‑35; Еф. 4:32; Кол. 3:13). Наставление Павла дает библейское определение прощения, причем само слово «прощение» даже не упоминается.

Проблемы толкования

Это личное послание Павла своему другу Филимону не вызывает существенных проблем в толковании.

План

I. Приветствие (1‑3)

II. Характер умеющего прощать (4‑7)

III. Поступки умеющего прощать (8‑18)

IV. Побуждения умеющего прощать (19‑25)