8 глава

8:1‑10:18 Эта часть полностью посвящена толкованию нового завета, обещанного в Иер. 31:31‑34, и его противопоставлению закону ветхого завета.

8:1‑5 Краткое описание священства Иисуса в небесном святилище, которое лучше Ааронового, так как Он служит в лучшем святилище (ст. 1‑5; ср. 9:1‑12).

8:1 Главное Здесь автор подходит к главной теме. То, что «мы имеем» (настоящее положение вещей), – это превосходство одного Первосвященника, Иисуса Христа, Который является исполнением всего того, что было сказано в виде образов Ветхого Завета. воссел См. пояснения к 1:3, 13.

8:2 священнодействователь То же слово, используемое для Ангелов в 1:7. В Иер. 33:21 оно использовалось для священников. святилища Ср. 9:3. Святейшее место, где обитал Бог (ср. Исх. 15:17; 25:8; 26:23, 24; 1Пар. 22:17). скинии истинной Ее определение дается фразой «которую воздвиг Господь, а не человек», точно так же, как в 9:11, 24 (ср. ст. 5). Выражение относится к небесному жилищу Бога.

8:3 даров и жертв См. пояснение к 5:1.

8:4 не был бы и священником Иисус не подходил на должность левита, так как не был родом из колена Левия. См. пояснения к 7:12‑14. Так как здесь используется настоящее время, этот стих показывает, что система левитов все еще действовала во время написания послания, т. е. оно было написано до разрушения храма в 70 г. по Р.Х. (см. пояснения к 5:1‑4).

8:5 Цитата из Исх. 25:40. образу и тени Это не означает, что на небе есть строения, с которых была скопирована скиния, но скорее то, что скиния символизировала и отражала небесное.

8:6 лучшего… завета… лучших обетованиях См. пояснения к 7:19, 22; Ин. 1:17. Этот завет отождествляется с «новым заветом» в стихах 8, 13; 9:15. ходатай Ср. 9:15. Слово означает «тот, кто стоит между» или «судья». В данном случае между человеком и Богом. См. пояснение к 1Тим. 2:5 (ср. Гал. 3:19, 20).

8:7 Ср. то же доказательство в 7:11. Старый завет, незавершенный и несовершенный, с самого начала был лишь временным.

8:8‑12 Цитата из Иер. 31:31‑34 (см. пояснение там же).

8:9 Я пренебрег их Иер. 31:32 говорит «Я оставался в союзе с ними». Новозаветный автор цитирует из Септуагинты, которая использует данный вариант с несколько измененным значением.

8:10 мысли… сердцах По своей природе завет закона был с самого начала внешним, а новый завет – внутренним (ср. Иез. 36:26, 27).

8:12 Септуагинта несколько расширяет последнее предложение Иер. 31:34.

8:13 близко к уничтожению Вскоре после написания Послания к Евреям храм в Иерусалиме был разрушен, и поклонение левитов закончилось (см. пояснения к 5:1‑4; см. во Введении: Автор и время написания).