9 глава

9:1‑10 В этих стихах автор кратко описывает скинию, которой в Ветхом Завете посвящено около 50 глав, включая служение в скинии (ср. Исх. 25–40). Этот раздел характеризуется тем, что в самом начале говорит о «восстановлении» (ст. 1) и заканчивается упоминанием о «постановлениях» (ст. 10).

9:2 скиния первая… «святое» Это святое место, первая комната скинии (Исх. 26:33). Описание вещей в святилище см. в Исх. 25:23‑40; 40:22‑25 и в Лев. 24:5‑9.

9:3 «Святое‑святых» Это самое святое место, где находился ковчег завета и его крышка (очистилище) – место искупления (Исх. 26:33, 34).

9:4 золотую кадильницу Это лучше понимать как золотой алтарь воскурений. См. пояснения к Исх. 30:1‑10 (ср. Исх. 40:5, 26, 27). Хотя это находилось вне святилища (Исх. 30:6), автор Послания к Евреям описывает золотой алтарь внутри Святого святых, так как самое важное для него – роль алтаря в день искупления. В этот день первосвященник брал воскурения с этого алтаря в Святое Святых (Лев. 16:12, 13). Золотой алтарь воскурений вместе с завесой разделяли Святое святых и святилище. Первосвященник заходил за алтарь воскурений только один раз в году. ковчег См. пояснения к Исх. 25:10‑18; 26:31‑34. золотый сосуд с манною См. пояснения к Исх. 16:32‑36. жезл Ааронов См. пояснения к Чис. 17:2‑10. скрижали завета См. пояснение к Исх. 25:16 (ср. 3Цар. 8:9).

9:5 херувимы… очистилища См. пояснения к Исх. 25:17, 18. не нужно теперь говорить подробно Автор не желает отягощать подробностями основное, что он хочет сказать (ср. 8:1).

9:7 Это был день искупления. См. пояснения к 4:14; 7:27; Лев. 16:16, 20‑22, 30. не без крови См. пояснение к ст. 22. Первая из многочисленных ссылок на жертвоприношения. Выражение является ключевым в 9:1–10:18, где означает смерть ветхозаветных жертв и Христа (ср. ст. 12‑14). Заметьте, однако, что пролитие крови – недостаточная жертва. Христос не только пролил Свою кровь, но и умер. Евр. 10:10 показывает, что Он отдал Свое тело в качестве жертвоприношения. Без Его смерти Его кровь не имела бы спасающей цены. См. пояснения к ст. 14, 18, 22; 10:10.

9:8 Система левит не обеспечивала народу Божьему прямой доступ в присутствие Бога. Скорее она не допускала его. Близость необходимо было обеспечить иным способом (ст. 12). Это основной урок, который дает Святой Дух о скинии: Бога нельзя достичь иначе, как через смерть Иисуса Христа. См. во Введении: Исторические и теологические темы. См. продолжение этого урока в 10:20. Дух Святый См. пояснение к 2:4. Посредством богодухновенного наставления о Святом святых, Он показывает, что система обрядов не давала возможности прийти к Богу. Только Иисус может открыть этот путь (ср. Ин. 14:6).

9:9 образ Так с греческого переведено слово параболе, от которого произошло слово «притча» («парабола»). Система служения левитов была лишь притчей, наглядным уроком того, что должно было прийти во Христе. настоящего времени Здесь может быть два различных значения и толкования: 1) «во время» Ветхого Завета или 2) «до» и «указывающий на» данную христианскую эпоху. Следующая далее в Синодальном переводе фраза «в которое» указывает на первое толкование. Второе толкование «согласно которому» (из древнегреческих источников) относится, скорее, к «образу», чем ко времени: «Это был наглядный урок из прошлого, указывающий на настоящее время». Последнее толкование предпочтительнее из‑за объяснения в ст. 10. «Настоящее время» – это «время перемен». дары и жертвы См. пояснение к 5:1. в совести совершенным Вновь это слово относится к спасению. См. пояснения к 5:14; 7:11; 10:1 (ср. 7:25). Жертвоприношения Ветхого Завета не могли заменить виновную совесть человека или дать ему полное прощение грехов (ср. 10:1‑4). Совесть – это Богом данный инструмент предупреждения, который реагирует на грех и вызывает обличение и чувство вины (см. пояснения к Рим. 2:14, 15), которые может удалить только Христос (ср. ст. 14; 10:22). Во время спасения она утихает, освобождаясь от своих убедительных свидетельств, но не перестает действовать. Скорее совесть продолжает свою работу, предупреждая верующего о грехе. Верующие должны стремиться иметь чистую совесть (см. пояснение к 2Кор. 1:12).

9:10 яствами и питиями См. пояснения к Лев. 11:1‑47; Втор. 14:3‑21 (ср. Кол. 2:16). омовениями См. пояснение к 6:2. обрядами, относящимися до плоти Обряды левитов управляли видимыми действиями, не меняя внутреннего человека (ср. 10:4). исправления Переведенное так с греческого слово, означает «восстановление того, что неисправно». Все приводится в порядок во Христе. Исправление – заключить новый завет и применять его. См. пояснение к ст. 9.

9:11 будущих благ Ссылка на «вечное искупление» (ст. 12). В 10:1 «будущие блага» относятся к «спасению» в ст. 28 (ср. Рим. 10:15). Большинство греческих изданий Нового Завета представляют дополнение «которые наступили». В своей сути и тот, и другой вариант относятся к понятиям Нового Завета. Это лишь вопрос взглядов: либо с точки зрения системы служения левитов, где «блага искупления» должны были наступить в будущем, либо с точки зрения тех, кто живет в христианскую эпоху, где «блага искупления» уже «наступили», так как Христос завершил Свое дело. не такового устроения Фраза может читаться «нерукотворного», т. е. творения Самого Бога. Святилище, в котором служит Христос, – само небо (ср. ст. 24; 8:2).

9:12 козлов и тельцов В день искупления жертву приносили только по одному животному из тех и других в (ср. Лев. 16:5‑10). Множественное число здесь представляет общее количество принесенных в жертву животных, так как день искупления праздновался каждый год. со Своею Кровию Лучше перевести «через Свою Кровь». Та же фраза используется в 13:12. Ничего не сказано о том, действительно ли Христос принес с Собой в небесное святилище реальную кровь. Жертвующий был также Жертвой. однажды См. пояснение к 7:27. вечное искупление Это слово в значении искупления употребляется лишь здесь и в Лк. 1:68; 2:38. Первоначально его употребляли тогда, когда отпускали рабов, т. е. когда за них был заплачен выкуп.

9:13‑22 Смерть Христа была необходимой для исполнения старого завета и установления нового.

9:13 пепел телицы См. пояснение к Чис. 19. Говорят, что за всю историю Израиля было убито лишь 6 рыжих телок, а их прах был использован для определенных целей. Пепла одной телицы хватило бы на века, но требовалось лишь то количество пепла, которое получалось от сгорания за минуту. оскверненных В греческом слово буквально означало «обыкновенный» или «профан». Не то чтобы это было ритуально нечистым, но это не было свято или отделено для Бога. Иисус использовал это слово в фразе о том, что оскверняет человека (ср. Мф. 15:11, 18, 20; Мк. 7:15, 18, 20, 23). Оно использовано также в жалобе иудеев, что Павел осквернил храм, приведя туда язычников (Деян. 21:28), а также относительно яств, которые было предложено съесть Петру (Деян. 10:15; 11:9). Согласно требованиям закона Моисеева, пепел рыжей телицы необходимо было поместить вне стана и использовать в ритуале символического очищения от грехов (Чис. 19:9; ср. 13:11‑13).

9:14 то кольми паче Очищающая сила жертвы Христа превосходнее очищающей силы пепла животного. Кровь Христа Это выражение относится не просто к жидкости, но ко всей искупительной жертве Христа, к Его смерти. Кровь используется в качестве синонима слова «смерть» (ср. Мф. 23:30, 35; 27:6, 8, 24, 25; Ин. 6:54‑56; Деян. 18:6; 20:26). См. пояснения к Мф. 26:28; Рим. 3:25; 5:9; Кол. 1:14. Духом Святым См. пояснение к 2:4; ср. Ис. 42:1; 61:1; Лк. 4:1, 14. Некоторые толкователи утверждают, что отсутствие определенного артикля в греческом означает, что это относится лишь к «вечному духу» Самого Христа (в смысле вечной жизни, ср. 7:16). Однако в 2:4 и 6:4 Святой Дух упоминается также без определенного артикля. Использование слова «вечного» в одном из вариантов в виде «вечный Дух» отождествляет Дух с «вечным искуплением» (ст. 12) и «вечным наследием» (ст. 15), которое совершил Иисус Своей смертью. принес Себя См. пояснения к ст. 7; Ин. 10:17, 18. Животных в системе жертвоприношений убивали принудительно, они не могли понимать цели своей смерти. Христос пришел Сам, полностью сознавая необходимость и цель Своей жертвы. Его жертвой была не просто Его кровь, а вся Его человеческая природа (ср. 10:10). непорочного В Септуагинте это слово используется для описания пригодных жертв, включая рыжую телицу (Чис. 19:3; ср. Исх. 29:1; Лев. 1:3). Подобное употребление слова встречается в 1 Пет. 1:19 (См. пояснение там же). совесть См. пояснение к ст. 9. мертвых дел См. пояснение к 6:1. Эти дела еще мертвы, так как те, кто их делает, «мертвы по преступлениям и грехам» (Еф. 2:1), их дела ничего не стоят и ни к чему доброму не приводят (Гал. 2:16; 5:19‑21) и ведут к смерти (Рим. 6:23). для служения Богу живому Спасение само по себе еще не все. Верующие освобождаются от греха для служения Богу, спасаются для служения (ср. Рим. 6:16‑18; 1Фес. 1:9). Контраст между мертвыми делами и живым Богом (ср. 3:12; 10:31; 12:22) поразителен. Ср. Иак. 2:14‑26.

9:15 ходатай См. пояснение к 8:6. смерти При заключении некоторых Библейских заветов приносились жертвы. Когда Бог заключил завет с Авраамом, в жертву были принесены пять различных животных с соблюдением специального ритуала (Быт. 15:9, 10). Завет Моисея был скреплен жертвами животных (Исх. 24:5‑8).искупления Примененный здесь составной термин используется чаще, чем слово, употребленное в ст. 12 (ср. 11:35; Лк. 21:28; Рим. 3:24). Смерть Иисуса обратным действием освободила всех, кто верил в Бога по Ветхому Завету (ср. Рим. 3:24‑26). Это все согласовывалось с символикой дня искупления. Каждый год первосвященник очищал или покрывал грехи, которые люди совершили в тот год (Лев. 16:16, 21, 30). в первом завете См. пояснение к Быт. 9:16. Фактически первый завет был заключен с Ноем (Быт. 6:18; 9:9). Далее был завет с Авраамом (Быт. 15:18). В данном контексте, однако, завет в послании – это завет с Моисеем, или завет закона (Исх. 19:1‑20:21). «Первый» в этом стихе, таким образом, означает предыдущий, старый завет, с которым была связана система служения левитов. призванные Буквально «те, которых позвали». Относится в Ветхом Завете к призванным к спасению Богом на основании жертвы Иисуса Христа, которая произойдет много лет спустя, после их смерти. Ссылка, как обычно в новозаветных посланиях, относится к ответившим на призыв, связанный со спасением (ср. 3:1), и в этом контексте говорит о ветхозаветных верующих. вечному наследию… обетованное Т. е. спасение во всей его полноте (см. пояснения к слову «покой» в 3:11; 4:1, 9; 6:12; 1Пет. 1:3‑5).

9:16, 17 Последняя воля и завет показывают необходимость смерти Христа. «Завет» в греческом передается тем же словом, что и «завещание». В данном контексте термин употребляется более специфично. Блага и обеспечение, предоставляемые по завещанию, – всего лишь обещания до тех пор, пока тот, кто написал завещание, не умрет. Смерть приводит обещания в исполнение.

9:18‑20 Пролитие крови при скреплении завета на горе Синай (Исх. 24:1‑8) также говорит о необходимости смерти Христа (см. пояснение к ст. 15).

9:18 крови Слово «Смерть» в ст. 15, 16 заменена «кровь» (см. пояснения к ст. 7, 14). Термин используется для того, чтобы подчеркнуть насильственный характер жертвенной смерти Иисуса.

9:19 водою и шерстью червленою и иссопом Эти вещи были использованы во время Пасхи в Египте (Исх. 12:22), для того чтобы помазать кровью косяки дверей, а также в ритуале очищения прокаженного (Лев. 14:4) и в ритуале с рыжей телицей (Чис. 19:6). Здесь же говорится о большем. Эти вещи были частью обряда окропления кровью в ритуале завета, описанного в Исх. 24:1‑8, хотя и не упоминаются там. Дополнительные подробности появились либо как прямое откровение автору, либо были сохранены в других записях или преданиях, известных автору и его читателям. книгу… народ См. пояснения к Исх. 24:1‑8. Призвание Аарона и его сынов к священству – второй и последний случай в Ветхом Завете, когда людей окропляли кровью (Исх. 29:21; Лев. 8:30; ср. 1Пет. 1:2). Подробность, что книга была также окроплена кровью, не записана в Исходе.

9:20 это кровь Ср. Исх. 24:8 с Мф. 26:28. Та же формулировка, что и в Новом Завете, использовалась в ритуале установления завета с Моисеем.

9:21 Также Освящение скинии и всех сосудов в ней также происходило с окроплением кровью – ритуалом, напоминающим тот, что был проведен при заключении завета с Моисеем (ср. Исх. 29:10‑15, 21, 36, 37).

9:22 все почти Было лишь несколько исключений. Для очищения также использовались вода, воскурения и огонь (ср. Исх.19:10; Лев. 15:5; Чис. 16:46, 47; 31:21‑24). Тем, которые были слишком бедны, чтобы принести в жертву даже маленькое животное, разрешалось вместо того принести пшеничную муку (Лев. 5:11). крови… прощения «Кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Слова, употребленные здесь, напоминают слова Самого Христа (Мф. 26:28). «Пролитие крови» относится к смерти (см. пояснения к ст. 7, 14, 18). «Прощения» – последнее слово, на котором делается акцент в этом разделе (ст. 18‑22) греческого Нового Завета, и оно служит переходом к следующему разделу (ст. 23‑28).

9:23‑28 Служение Христа как Первосвященника должно было осуществляться в совершенной скинии на небесах. Настоящий Первосвященник, принесший настоящую жертву за грех, служит в настоящей скинии. Он – полное исполнение смутных образов системы служения левитов.

9:23 образы См. пояснение к 8:5. Земная скиния и сосуды в ней были лишь символическими изображениями реальной скинии на небе (8:2) и также были осквернены грехами людей (Лев. 16:16). небесного Как показывает предыдущий контекст, при заключении завета с Моисеем жертвы были необходимы (ст. 18‑21). Это же понятие применяется здесь и к небесной скинии: она посвящена или построена как главное святилище Нового Завета жертвой Христа. Лучший завет потребовал лучшей жертвы. лучшими… жертвами Превосходство жертвы Христа – основная тема в 9:13‑10:18. Многие жертвы в системе жертвоприношения левитов были заменены лучшими жертвами, которые представлены в одной всеобщей совершенной жертве Христа (ср. 10:12). См. пояснение к 7:22.

9:24 образу Слово совершенно иное, чем в стихе 23 и 8:5, буквально означающее «прототип». В Новом Завете оно используется всего два раза. Прототип либо предшествует типу (как в данном случае), либо является позднейшей иллюстрацией типа (как в 1Пет. 3:21). В обоих случаях прототип не является настоящей вещью, а всего лишь ее копией. Земные «святые места» в скинии были всего лишь копиями небесного жилища. предстать ныне В день искупления первосвященник входил в Святое святых, где он представал перед Богом (Лев. 16:2). Первосвященник был, однако, скрыт от присутствия Бога облаком воскурений (Лев. 16:12, 13). См. также «явился» (ст. 26) и «явится» (ст. 28). В греческом эти глаголы различаются. Слово, обозначающее будущее появление Христа на небе (ст. 24), перекликается со словом, говорящим о Его официальном приходе для того, чтобы доложить Отцу об исполнении возложенной на Него миссии. Идея появления или откровения сопряжена с идеей воплощения, чтобы умереть однажды за грехи (ст. 26). Для появления Христа при Втором Пришествии (ст. 28) используется слово, которое делает акцент на видимом образе явления (ср. 2:8; 12:14). Охвачены все три периода служения Христа: 1) Его Первое Пришествие, чтобы спасти нас от наказания за грех; 2) Его настоящая ходатайственная работа на небесах, чтобы спасти нас от силы греха и 3) Его Второе Пришествие, чтобы избавить нас от присутствия греха. за нас Христос – наш представитель и обеспечение наших духовных благ (ср. 2:9; 6:20; 7:25; Ин. 14:12‑14; Еф. 1:3).

9:26 от начала мира Относится к сотворению мира (см. пояснение к 4:3). к концу веков Все эпохи и века были собраны вместе и завершились с Пришествием Мессии. Началась эра эсхатологии (см. пояснение к 1:2; ср. Гал. 4:4).

9:27 однажды умереть Это относится ко всему человечеству. Существует всего лишь несколько исключений (например, Лазарь и многие другие, ожившие при Воскресении Христа, умерли дважды; ср. Ин. 11:43, 44; Мф. 27:51‑53). Те, кто, подобно Лазарю, были воскрешены из мертвых чудом нашего Господа, не были воскрешены в чудесном теле и для вечной жизни. Они просто были воскрешены. Другим исключением станут те, которые не умрут даже однажды, а будут «восхищены в сретение Господу на воздухе» (1Фес. 4:17; ср. Енох – Быт. 5:24; Илия – 4Цар. 2:11). суд Общее слово для обозначения суда над всеми людьми: верующими (см. пояснение к 2Кор. 5:10) и неверующими (см. пояснения к Отк. 20:11‑15).

9:28 подъять грехи многих См. пояснение к Ис. 53:12 (ср. 2Кор. 5:21; 1Пет. 2:24). во второй раз В день искупления люди с нетерпением ожидали, когда первосвященник выйдет из Святого святых. Когда он появлялся, они уже знали, что жертва за них была принята Богом. Подобно этому Второе пришествие Христа будет подтверждением тому, что Отец полностью удовлетворен жертвой Сына за всех верующих. В этот момент спасение завершится (ср. 1Пет. 1:3‑5). не для очищения греха См. пояснения к 2:17, 18; 4:15. Эта фраза свидетельствует о том, что Христос Своей жертвой завершил дело очищения греха людей во время Своего Первого Пришествия. Во время Второго Пришествия этого бремени на Нем уже не будет. ожидающих См. пояснение к Флп. 3:20.