11 глава

11:1‑40 11‑я глава представляет собой последовательный список верных ветхозаветных святых. Ей даются такие названия, как «парад святых», «почетный список ветхозаветных святых» и «герои веры». Они все показывают важность жизни верой. Они составляют «облако свидетелей» (12:1) и дают мощное свидетельство евреям, что они верой должны прийти к Божьей истине во Христе.

11:1 Этот стих написан в стиле еврейской поэзии (широко представленной в псалмах), в которых используются две параллельные и почти идентичные фразы, обозначающие одно и то же. Ср. 1Пет. 1:7, где Бог проверяет нашу веру в действии. осуществление Так переведено греческое слово, которое в 1:3 переводится как «образ ипостаси» и в 3:14 «жизнь». Вера, описанная здесь, зиждется на самом серьезном обетовании, данном Богом в свидетельстве о будущем. уверенность в невидимом Настоящая вера не основана на эмпирических свидетельствах, но на Божественном убеждении и является даром Божиим (Еф. 2:8).

11:2 свидетельствованы Буквально «им были приведены свидетельства» (ср. ст. 4, 39). Бог свидетельствует об этих святых, что они жили верой и что Божье одобрение им обеспечено. древние Означает «люди древности». В этом контексте слово относится ко всем святым, и мужчинам, и женщинам, жившим во времена Ветхого Завета; некоторые из них упоминаются в ст. 4‑40.

11:3 Верою Каждый пример веры в ст. 3‑31 формально начинается этой фразой. Настоящая вера ко спасению действует в послушании Богу (см. пояснения к Иак. 2:14‑26). познаем Относится к автору и всем другим истинным верующим в прошлом и настоящем. веки Физический мир, вселенная, управление ею и ее законами. устроены Это слово (также использованное в 13:21) означает овладение чем‑то, что после может быть использовано для осуществления цели. словом Божиим По‑другому, сказанным Богом словом (см., например, Быт. 1:3, 6, 9, 11, 14). невидимого Бог создал вселенную из невидимого. Есть вероятность, что это невидимое было собственной энергией и силой Бога. Более подробную информацию о сотворении см. в пояснениях к Быт. 1:1‑31.

11:4‑40 Адам и Ева здесь не упоминаются, так как они видели Бога, общались с Ним и говорили с Ним. Их дети первыми употребили веру в невидимого Бога.

11:4 Авель См. Быт. 4:1‑15. лучшую Настоящая причина превосходства жертвы Авеля прямо не раскрывается автором Послания к Евреям, но подразумевается в 12:24 (см. пояснение там же). Вот что автор говорит по поводу веры Авеля. Оба брата знали, что требовал Бог. Авель послушался, а Каин нет. Авель действовал по вере, а Каин по неверию (см. пояснения к Быт. 4:4, 5). ею… ею То, что подразумевается под «ею», и в том, и в другом случае – вера Авеля, а не его жертва. Вероятно, он оставил свидетельство всем последующим поколениям, что человек приходит к Богу, чтобы обрести праведность. праведен По своей вере, будучи послушным к Божьему требованию к жертве, Авель считался праведным перед Богом (ср. Рим. 4:4‑8). Сам Христос говорил о праведности Авеля (Мф. 23:35). Жертва Каина была свидетельством, что он выполнил ритуал вне послушания, не показав подлинной веры. Без веры не может быть вменена праведность (ср. Быт. 15:6). засвидетельствовал… о дарах его Жертва Авеля показала его веру, а жертва Каина – его неверие.

11:5 Цитата из Быт. 5:24. Енох См. пояснение к Быт. 5:24.Септуагинта переводит еврейскую идиому «Енох ходил с Богом» как «он угодил Богу». Автор соединяет то и другое в своей ссылке. Енох чудесным образом был взят на небо, так и не увидев смерти (ср. 1Фес. 4:17).

11:6 угодить… невозможно Енох угодил Богу, потому что у него была вера. Без такой веры невозможно «ходить с Богом» или «угодить Ему» (ср. 10:38). Он есть Акцент здесь на слове Он, т. е. на истинном Боге. Истинная вера – не просто вера в какое‑то божество, но вера в то, что Бог Писаний – Единственный Настоящий и Истинный Бог. Не верить в то, что Бог существует, равносильно тому, что назвать Его лжецом (ср. 1Ин. 5:10). воздает Человек должен верить не только в то, что Бог есть, но также и в то, что Он воздает людям за веру в Него прощением и праведностью, потому что Он это обещал (ср. 10:35; Быт. 15:1; Втор. 4:29; 1Пар. 28:9; Пс. 57:12; Ис. 40:10).

11:7 Ной См. Быт. 5:28‑9:29; Иез. 14:14. что еще не было видимо См. пояснения к ст. 1, 6. Мир не видел ничего подобного великому потопу (даже дождя; см. пояснение к Быт. 7:11). Однако Ной провел 120 лет (Быт. 6:3), исполняя Божье повеление построить громадный ковчег (Быт. 6:13‑22). благоговея Ной воспринял Божье откровение с великим уважением и страхом (ср. 5:7). Его вера выразилась в послушании (ср. Быт. 6:22; 7:5). осудил Ной предупреждал своих современников о грядущем Божьем гневе (ср. 1Пет. 3:20), и его называли «проповедником правды» (2Пет. 2:5). наследником праведности См. пояснения к 6:12; 9:15.Он был проповедником правды (2Пет. 2:5) и также стал наследником праведности. Он верил в то, что проповедовал. Подобно Еноху до него (см. пояснение к ст. 5), Ной ходил перед Богом в вере и послушании (Быт. 6:9).

11:8‑19 Авраам См. Быт. 11:27‑25‑11.

11:8 страну… наследие Речь идет о земле Ханаанской, далекой от родного дома Авраама в Уре Халдейском (Быт. 11:31). Авраам пошел верой.

11:9 обетованной Ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков не имели возможности постоянно жить или владеть землей, которую Бог обещал им (ст. 10). Авраам первый отправился туда верой, а все остальные жили верой, ожидая, что обетование владеть землей будет исполнено лишь через много поколений (Быт. 12:7).

11:10 города Конечной и обетованной землей Авраама было небо, которое, по вере, он знал, что получит в наследство. Этот город вновь упоминается в ст. 16; 12:22; 13:14.

11:11,12 Сарра См. Быт. 11:27‑23:2; 1Пет. 3:5, 6.

11:11 не по времени возраста В 90 лет (Быт. 17:17) Сарра уже давно не могла иметь детей и не могла забеременеть, но Бог дал ей эту возможность по вере в Его обетования (Быт. 21:1‑3).

11:12 омертвелого Когда ему было 99 лет, Авраам уже не мог иметь детей, кроме как по Божьему вмешательству (Быт. 17:1, 15‑17; 21:1‑5).звезд… песок Эта гипербола подчеркивает громадное множество народа, который должен был произойти из чресл Авраама (см. Быт. 15:4, 5; 22:17).

11:13 Все сии Относится к патриархам (Авраам, Исаак и Иаков). Такое толкование подтверждается тем фактом, что обетования начались с Авраама (ср. Деян. 7:17; Рим. 4:13; Гал. 3:14‑18) и были переданы Исааку (Быт. 26:2‑5, 24) и Иакову (Быт. 28:10‑15). Кроме того, лишь эти люди и не видевший смерти Енох подходят под описание в ст. 15. См. пояснение к 6:15. Эти мужи веры не знали, когда они наследуют обетование. Они жили в земле, но не владели ею.

11:13‑16 странники и пришельцы См. Быт. 23:4. Их вера была терпеливой и выдержала великие трудности, потому что они верили, что у Бога есть нечто лучшее. Они не желали возвращаться в Ур, но хотели пойти на небеса (Иов. 19:25, 26; Пс. 26:4).

11:16 их Богом Бог называл себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова» (Исх. 3:6; ср. Быт. 28:13; Мф. 22:32). Это – важная формулировка завета, посредством которой человек или люди отождествляли себя с Богом, а Он Себя с ними (ср. Лев. 26:12). город См. пояснение к12:22.

11:17‑19 См. Быт. 22:1‑18. Авраам вновь доказал свою веру, пожелав отдать Богу своего обещанного сына, Исаака, которого он чудесным образом получил по вере. Понадобилось бы еще большее чудо, чтобы заменить Исаака естественным путем. Авраам верил, что Бог воскресит его сына. Ср. Рим. 4:16‑21.

11:17, 18 единородного Исаак не был единственным сыном Авраама, был еще Измаил от Агари (Быт. 16:1‑16). Это выражение означает кого‑то уникального, единственного в своем роде (ср. Ин. 1:14). Исаак был единственным сыном, рожденным по Божьему обетованию, и был единственным наследником этого обетования. Цитата из Быт. 21:12 доказывает это утверждение.

11:19 и из мертвых Веря в непреходящие Божьи обетования насчет Исаака, Авраам пришел к выводу, что Бог исполнит Свое обетование, даже если для этого понадобится воскресить Исаака из мертвых (ср. Быт. 22:5). предзнаменованиеПереведенное так слово, что и в 9:9, от которого произошло слово «парабола» и слово «притча». Авраам вновь получил Исаака из мертвых, хотя Исаак и не был убит.

11:20 Исаак См. Быт. 27:1‑28:5.

11:21 Иаков См. Быт. 47:28‑49:33. каждого сына Оба сына Иосифа, Ефрем и Манассия, получили благословение от Иакова. Соответственно, от Иосифа произошли два колена, в то время как от его братьев произошло только по одному колену (см. Быт. 47:31; 48:1, 5, 16). верх жезла своего Согласно Быт. 47:31, Иаков поклонился на своей «постели». Оба слова (жезл, постель) в иврите содержат одни и те же согласные. Рукописи Ветхого Завета на иврите переписывались без гласных. Поздние еврейские рукописи (VI–IX века по Р.Х.) приняли вариант «постель». Сепуагинта в III веке до Р.Х. перевела его как жезл, что кажется более вероятным, хотя и то, и другое вполне могло произойти.

11:22 Иосиф См. Быт. 37:1‑50:26. Иосиф провел всю свою зрелую жизнь в Египте, хотя он был обетованием Авраама уже в четвертом поколении. Иосиф никогда при жизни не возвращался в Ханаан, но пред лицом смерти у него все равно была вера, что Бог исполнит Свое обещание, и он проявил эту веру в том, что взял со своих братьев обещание – забрать его кости обратно в Ханаан для погребения (Быт. 50:24, 25; ср. Исх. 13:19; Нав. 24:32).

11:23‑29 Моисей См. Исх. 1‑15; Деян. 7:17‑36;

11:23 дитя прекрасно Иначе «отлично». В данном случае, дитя отделено Богом (Деян. 7:20; ср. Исх. 2:2). Вера, описанная здесь, это вера родителей Моисея, хотя неясно, откуда родители Моисея знали о Божьем плане для их ребенка.

11:24 Моисей отказался от славы, которую он мог бы иметь в Египте, если бы остался на своем месте как приемный сын дочери фараона (ср. Исх. 2:10).

11:25 с народом Божиим Моисей согрешил бы, если бы отказался принять ответственность, которую налагал на него Бог по отношению к Израилю; у него было четкое и ясное убеждение, что «Бог рукою его дает им спасение» (Деян. 7:25). Моисей презрел все удовольствия Египта.

11:26 поношение Христово Моисей сносил поношение ради Христа, в том смысле, что отождествлял себя с народом Мессии в его страданиях (ст. 25). Кроме того, Моисей отождествлял себя с Мессией из‑за роли лидера и пророка (ср. 12:2; Втор. 18:15; Пс. 68:10; 88:52). Моисей знал о страданиях и славе Мессии (ср. Ин. 5:46; Деян. 26:22, 23; 1Пет. 1:10‑12). Всякий, кто страдает из‑за истинной веры в Бога и за спасающее Евангелие, страдает за Христа (ср. 13:12,13; 1Пет. 4:14).

11:27 оставил он Египет Впервые Моисей оставил Египет, спасаясь бегством после убийства египетского надсмотрщика (Исх. 2:14, 15). В то время он боялся гнева фараона. Во втором случае он отвернулся от Египта и всего, связанного с ним. Он покинул его уже не из‑за страха перед фараоном, и здесь рассматривается именно этот уход. видя Невидимого Вера Моисея была такова, что он отвечал на Божьи повеления, как если бы Бог реально стоял перед ним. Это было основанием его верности Богу, и это должно быть примером верности для всякого верующего (ср. 2Кор. 4:16‑18).

11:28 Пасху См. Исх. 12.

11:29 Чермное море См. Исх.14, 15. Когда евреи впервые подошли к берегам Чермного моря, они боялись за свою жизнь (Исх. 14:11, 21). Слыша, что Моисей говорит о Божьей защите (Исх. 14:13, 14), люди верой пошли вперед.

11:30 Иерихонские См. Нав. 6. Люди не вели никаких военных действий, чтобы пали стены Иерихона. Они просто верой следовали Божьим повелениям. Ср. 2Кор. 10:4.

11:31 Раав См. Нав. 2:1‑24; 6:22‑25; Мф. 1:5; Иак. 2:25.

11:32 Все люди, перечисленные в этом списке, стояли во главе и имели власть. Но ни один из них не восхваляется за личные заслуги или положение. Вместо этого, их заслугами считается то, что каждый из них совершил верой в Бога. Они не перечисляются в хронологическом порядке, но перечислены парами, в которых на первом месте стоит более важный (ср. 1Цар. 12:11). См. Суд. 6–9 (Гедеон); 4, 5 (Варак); 13‑16 (Самсон); 11,12 (Иеффай). Давиде Давид – единственный царь, упомянутый в этом стихе. Все другие – либо судьи, либо пророки. Давид также мог считаться пророком (см. 4:7; 2Цар. 23:1‑3; Мф. 12:36). Ср. 1Цар. 13:14; 16:1, 12; Деян. 13:22. Самуиле и… пророках Самуил был последним судьей и первым пророком (ср. 1Цар. 7:15; Деян. 3:24; 13:20). Он помазал Давида на царство (1Цар. 16:13) и был известен как молитвенный ходатай (1Цар. 12:19, 23; Иер. 15:1).

11:33‑38 Многие достижения и страдания, описанные в этих стихах, в основном, относятся к этим верным слугам. Некоторые испытали великий успех, в то время как другие очень сильно пострадали. Суть в том, что они мужественно и бескомпромиссно следовали за Богом, независимо от земных результатов. Они доверяли Ему и Его обетованиям (ср. 6:12; 2Тим. 3:12).

11:33 побеждали царства Как таковые приводятся Иисус Навин, судьи, Давид и другие. творили правду Это праведные цари, такие как Давид, Соломон, Аса, Иософат, Иоав, Езекия и Иосия. получали обетования Авраам, Моисей, Давид и Соломон. заграждали уста львов Самсон (Суд. 14:5, 6), Давид (1Цар. 17:34, 35), Даниил (Дан. 6:22).

11:34 угашали силу огня Седрах, Мисах и Авденаго (Дан. 3:19‑30).избегали острия меча Давид (1Цар. 18:4, 11; 19:9, 10), Илия (3Цар. 19:1‑3, 10) и Елисей (4Цар. 6:15‑19). немощи Аод (Суд. 3:12‑30), Иаиль (Суд. 4:17‑24), Гедеон (Суд. 6:15, 16; 7:1‑25), Самсон (Суд. 16:21‑30) и Езекия (Ис. 38:1‑6). Ср. 1Кор. 1:27; 2Кор. 12:10.

11:35 жены получали умерших своих Вдова сарепская (3Цар. 17:22) и сонамитянка (4Цар. 4:34). замучены Слово означает, что их били до смерти, привязав к чему‑либо. лучшее воскресение См. пояснение к 9:27. Избавление от смерти или от опасности смерти было подобно возвращению из мертвых, но не было обещанным воскресением. Особенно это касалось тех, кто умер, а затем был воскрешен. Первый раз, когда их воскрешали из мертвых, это была просто большая радость, а не настоящее и славное последнее воскресение (Дан. 12:2; ср. Мф. 5:10; Иак. 1:12).

11:36 другие Иосиф (Быт. 39:20), Михей (3Цар. 22:27), Елисей (4Цар. 2:23), Анания (2Пар. 16:10), Иеремия (Иер. 20:1‑6; 37:15) и другие (2Пар. 36:16).

11:37 побиваемы камнями Таким образом был убит пророк Захария, сын Иодая (см. пояснения к 2Пар. 24:20‑22; см. во Введении к книге пророка Захарии: Автор и время написания). перепиливаемы Согласно преданию, такую казнь избрал Манассия для Исаии. умирали от меча Подобным образом умер пророк Урия (Иер. 26:23; ср. 3Цар. 19:10). Однако выражение это может относиться и к массовым убийствам Божьего народа. Несколько подобных случаев произошло во времена Маккавеев, за 400 лет между Ветхим и Новым Заветами (см. во Введении к Периоду между Заветами). скитались Многие Божьи люди страдали от бедности и гонений (ср. Пс. 106:4‑9).

11:38 См. 3Цар. 18:4, 13; 19:9.

11:39, 40 нечто лучшее Они верили, что вечные обетования завета исполняться (ст. 13). См. во Введении: Исторические и теологические темы.

11:40 не без нас Верой ветхозаветные святые видели будущее спасение, в то время как вера тех, которые жили после Христа, смотрит назад, на исполнение обетования. Обе группы имеют истинную веру и спасены искуплением Христа на кресте (ср. Еф. 2:8, 9).