3 глава

3:1‑6 Этот раздел говорит о превосходстве Христа над почитаемым иудеями Моисеем. Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11) и дал ему закон (Неем. 9:13, 14). Соблюдение заповедей и обрядов закона было наиважнейшим делом для евреев, поэтому для них Моисей и закон стали синонимами. И в Ветхом, и в Новом Заветах говорится о заповедях Бога как о «законе Моисеевом» (Нав. 8:31; 3Цар. 2:3; Лк. 2:22; Деян. 13:39). Но, несмотря на все величие Моисея, Иисус был гораздо выше его.

3:1 братия святые Это обращение употребляется лишь здесь и в 1Фес. 5:27, где в некоторых рукописях слово «святые» опущено. Автор обращается к верующим, которые имеют «небесное звание» (ср. Флп. 3:14). Далее они описываются как стремящиеся к «небесному» (11:16) и как приступившие к «небесному Иерусалиму» (12:22). Они святы в том смысле, что они отделяются Богом и отождествляются с небесным измерением. Они скорее граждане небес, чем земли. звании Это относится, как и во всех новозаветных посланиях, к отвеченному призыву на спасение во Христе (ср. Рим. 8:30; 1Кор. 7:21). уразумейте Автор призывает читателей быть предельно внимательными и глубоко продумать вопрос превосходства Иисуса Христа.Посланника и Первосвященника «Посланник» (то же, что греческое «апостол») – «посланный», наделенный всеми правами, силой и властью того, кто его посылает. Иисус был послан на землю Отцом (ср. Ин. 3:17, 34; 5:36‑38; 8:42). Вопрос о первосвященничестве Христа, поднятый в 2:17, 18, вновь упоминается здесь и будет снова рассматриваться подробно в 4:14–10:18. Тем временем, автор доказывает превосходство Христа над Моисеем (ст. 1‑6), Иисусом Навином (4:8) и над всеми национальными героями и ветхозаветными пророками, которых евреи очень чтили. Иисус Сам говорил о Своем превосходстве над Моисеем в том же контексте, где Он говорил, что был послан Отцом (Ин. 5:36‑38, 45‑47; ср. Лк. 16:29‑31). Моисей был послан Богом вывести Свой народ из реального Египта и его рабства (Исх. 3:10). Иисус был послан Богом вывести Свой народ из духовного Египта и его рабства (2:15). исповедания нашего Христос в

центре нашего исповедания веры в Евангелие как тайно, так и перед людьми. Этот термин вновь используется в 4:14 и 10:23 (ср. 2Кор. 9:13; 1Тим. 6:12). Во всех трех случаях, когда он используется в Послании к Евреям, он используется со значением «срочно». Конечно, читатели бы не отвергли Христа, Которого они исповедовали, и не отказались бы от того, что Он сделал для них, если бы они могли понять превосходство Его Личности и совершенного Им дела.

3:2 доме Это относится скорее к семье, людям, чем к зданию или помещению (ср. ст. 6; 1Тим. 3:15). Те, кто являлся управителями дома, прежде всего должны были быть верными (1Кор. 4:2). И Моисей (Чис. 12:7), и Христос (2:17) верно исполнили данное им Богом предназначение позаботиться о народе Божьем.

3:3, 4 кто устроил его Моисей лишь входил в Божью семью верных, в то время как Иисус был создателем этой семьи (ср. 2Цар. 7:13; Зах. 6:12, 13; Еф. 2:19‑22; 1Пет. 2:4, 5), и поэтому Он выше Моисея и равноправен с Богом.

3:5, 6 служитель… Сын Слово «служитель» подразумевает не служение раба, но почетный пост, занимаемый по доброй воле (ср. Исх. 14:31; Нав. 1:2). Но даже будучи самым главным служителем, Моисей никогда бы не смог стать Сыном. Это положение принадлежит только Христу (ср. Ин. 8:35).

3:5 надлежало возвестить Моисей был верным прежде всего в качестве свидетеля о Том, Кто должен был прийти как Христос (ср. 11:24‑27; см. пояснение к Ин. 5:46).

3:6 дом же Его – мы См. пояснения к ст. 2; Еф. 2:22; 1 Тим. 3:15; 1Пет. 2:5; 4:17. если только… твердо сохраним Ср. ст. 14. Здесь речь идет не о том, как спастись или сохранить спасение (ср. 1Кор. 15:2). Это скорее означает, что постоянство в вере – знак настоящей веры. Тот, кто вновь возвращается к ритуалам левитского священства, для того чтобы заслужить спасение, доказывает, что на самом деле он никогда не был частью Божьего дома (см. пояснение к 1Ин. 2:19). Тот, кто пребывает во Христе, подтверждает истинность своего членства в этой семье (ср. Мф. 10:22; Лк. 8:15; Ин. 8:31; 15:4‑6). Божье обетование вскоре совершит это (1Фес. 5:24; Иуд. 24:25). См. пояснение к Мф. 24:13. упование См. дальнейшие объяснения автором этого упования в 6:18, 19. Это упование зиждется в Самом Христе, Чье дело искупления дало нам спасение (Рим. 5:1, 2; см. пояснение к 1Пет. 1:3).

3:7‑11 Автор цитирует Пс. 94:7‑11 в качестве слов их настоящего Автора, Духа Святого (ср. 4:7; 9:8; 10:15). Это описывает блуждание израильтян по пустыне после их исхода их Египта. Несмотря на Божьи чудеса и Его милостивую, всем обеспечивающую им верность, люди все равно не смогли посвятить себя Богу в вере (ср. Исх. 17; Чис. 14:22, 23; Пс. 77:40‑53). Автор Послания к Евреям толкует ветхозаветный фрагмент Писания с трех сторон: 1) стойте на страже против неверия (ст. 12‑19); 2) смотрите, чтобы не отпасть (4:1‑10) и 3) постарайтесь войти (4:11‑13). Поднятые им темы включают скоротечность времени, послушание (включая веру), терпение и покой.

3:7 ныне Речь идет о настоящем времени, пока слова Бога еще свежи в разуме. Важно торопиться и сразу же отвечать на глас Божий. Эта срочность отражена повторением слова «ныне» из Пс. 94:7 еще 3 раза (ст. 13, 15; 4:7) и является темой, которую раскрывает автор (ср. 2Кор. 6:2).

3:11 покой Мой Земной покой, который Бог обещал дать – это жизнь в земле Ханаанской, которую Израиль должен был получить в наследство (Втор. 12:9, 10; Нав. 21:44; 3Цар. 8:56). Из‑за восстания против Бога всему поколению сынов израильских было запрещено войти в этот покой в земле обетованной (ср. Втор. 28:65; Плач. 1:3). Этот пример можно применить и для описания духовного покоя человека в Боге, чему есть пример в Ветхом Завете (ср. Пс. 114:7; Ис. 28:12). При спасении всякий верующий входит в настоящий покой, в сферу духовного обетования, более не пытаясь своими усилиями достичь праведности, угодной Богу. Бог хотел, чтобы поколение покинувших Египет имело покой в обоих сферах.

3:12 братия Это обращение к тем, кто потенциально обладал теми же качествами, что и поколение умерших в пустыне, так и не увидевших обетованную землю. Это были неверующие еврейские братья, которые были вместе со «святыми братьями» (ст. 1). Их убеждали уверовать и спастись, пока не поздно. См. во Введении: Проблемы толкования. сердца лукавого Все люди рождаются с таким сердцем (Иер. 17:9). В случае с евреями, которым было адресовано послание, зло проявилось в неверии в благую весть, которое отвернуло их от Бога.

3:13 наставляйте друг друга каждый день В этом наставлении имеются в виду как личное право, так и групповая обязанность. Как только наступали трудные времена и приходило искушение вернуться к несовершенной системе жертвоприношений, они должны были поддерживать друг друга, чтобы отождествлять себя с Иисусом Христом целиком и полностью. ожесточился Постоянное отвержение благой вести об Иисусе ведет к постепенному ожесточению сердца, и, в конце концов, приведет к яростному противостоянию Евангелию. Ср. 6:4‑6; 10:26‑29; Деян. 19:9. обольстившись Грех лжет и обманывает, используя всевозможные уловки и способы (ср. Рим. 7:11; 2Фес. 2:10; Иак. 1:14‑16). Евреи обманывали себя, убеждая, что отрицание Иисуса Христа было показателем верности старой системе поклонения. Их нежелание оставить систему жертвоприношений на самом деле было отрицанием живого Слова (4:12), «живого Бога» (ст. 12), Который через Христа открыл «новый и живой путь» (10:20). Избрание пути неверия ведет лишь к смерти (ст. 17; 10:26‑29; ср. 2:14,15; Иуд. 5).

3:14 Наставление, подобно стиху 6, повторяет тему твердости.

3:15‑19 Приводится цитата из Пс. 94:7, 8 (ср. ст. 7). За цитатой следует пример с акцентом на «сегодня» и с подчеркиванием скоротечности событий. За примером идет разъяснение с акцентом на слове «ропот» (ст. 15, 16), представляющее тему послушания посредством его антитезы – непослушания. Для разъяснения слова «ропот» используется 4 различных слова: «возроптали» (ст. 16), «согрешивших» (ст. 17), «непокорных» (ст. 18) и «неверие» (ст. 19). Этим начинается следующий (см. пояснения к ст. 7‑11) комментарий автора на Пс. 94:7‑11, который заканчивается очевидным выводом, что израильтяне, умершие в пустыне, стали жертвами своего же неверия (ст. 19).