Введение

Название

В отличие от многих других книг Библии, Откровение имеет свое название «Откровение Иисуса Христа» (1:1). Откровение (греч. apokalypsis) означает «вскрытие», «обнародование» или «разоблачение». В Новом Завете это слово означает раскрытие духовной правды (Рим. 16:25; Гал. 1:12; Еф. 1:17; 3:3), явление сынов Божиих (Рим. 8:19), воплощение Христа (Лк. 2:32) и Его чудесное появление во время второго пришествия (2Фес. 1:7; 1Пет. 1:7). Во всех своих значениях «Откровение» означает, что что‑то (или кто‑то), однажды скрытое, становится явным. Основная тема, которую раскрывает эта книга, – Христос в Его славе. Истина о Христе и Его конечной победе, о которых лишь упоминается в других книгах Писания, становятся вполне очевидными через откровение об Иисусе Христе (см. Исторические и теологические темы). Это откровение было даровано Христу Богом Отцом и передано через Ангела Апостолу Иоанну (1:1).

Автор и даты

Автор четыре раза называет себя Иоанном (1:1, 4, 9; 22:8). В более ранний период его единодушно отождествляли с Иоанном‑апостолом, автором четвертого Евангелия и трех апостольских посланий. Например, во втором веке важными являются свидетельства Иустина Мученика, Иринея, греческого теолога Климента Александрийского и Тертуллиана. Многие первые читатели книги были современниками Иустина Мученика и Иринея, которые подтверждают авторство Апостола. Существуют стилистические различия между Откровением и другими книгами Иоанна, но эти различия несущественны и не опровергают возможность того, что авторство принадлежит одному человеку.

И действительно, можно провести удивительные параллели между Откровением и другими произведениями Иоанна. Только Евангелие от Иоанна и Откровение отождествляют Христа со Словом (19:13; Ин. 1:1). В Откровении (1:7) и в Евангелии от Иоанна перевод Захарии 12:10 отличается от Септуагинты, и только Откровение и Евангелие не противоречат в этом друг другу. Только Откровение и Евангелие от Иоанна описывают Иисуса как Агнца (5:6, 8; Ин. 1:29). И в том и в другом произведениях Иисус представлен как Свидетель (ср. 1:5; Ин. 5:31, 32).

Откровение было написано в самом конце первого века (приблизительно в 94–96 гг. по Р.Х.), что совпадает с концом правления императора Домициана (81–96 гг. по Р.Х.). Хотя существует также мнение, что книга была написана во времена императора Нерона (54– 68 гг. по Р.Х.), но это неубедительно и не совпадает с мнением ранней церкви. Являясь писателем II века, Ириней утверждал, что Откровение было написано к концу правления Домициана. Авторы более позднего периода: Климент Александрийский, Ориген, Викторин (который написал один из первых комментариев к Откровению), Евсевий и Иероним – подтверждают, что датой написания книги является период правления Домициана. Ссылка на духовный упадок семи церквей (главы 2 и 3) также свидетельствует в пользу более поздней даты. В середине 60‑х годов, когда Павел заканчивал служение в Асии, эти церкви были сильными и духовно здоровыми. За короткий промежуток времени между служением Павла и концом правления Нерона не могло произойти такого упадка. В пользу более позднего срока написания Откровения свидетельствует также факт упоминания о еретической секте, известной под названием Николаиты (ст. 2, 6, 15), которая не упоминается ранее ни в одном из посланий Павла, адресованных к этим церквам (например, к Ефесянам). О невозможности написания Откровения во времена Нерона говорит и тот факт, что, неся в это время служение в Асии, Иоанн еще не был в таких взаимоотношениях с властями, когда последние почувствовали необходимость сослать его.

Откровение начинается с упоминания об Иоанне, старейшем из апостолов, который остался в живых и находился в изгнании на маленьком, бесплодном острове Патмос, расположенном в Эгейском море, к юго‑западу от Ефеса. Он был выслан на остров за страстную проповедь благой вести. Во время пребывания на Патмосе он получил ниспосланные Богом откровения относительно будущей истории мира.

Перед арестом Иоанн находился в Ефесе, проповедуя в местной церкви и в церквах близлежащих городов. Сейчас Иоанн стремился укрепить эти общины, и, не имея возможности проповедовать лично, он, следуя Божьему указанию (1:1), послал им Откровение (1:4). Церкви уже прочувствовали первые результаты гонений: один человек, вероятнее всего пастор, уже был замучен (2:13), сам Иоанн был в изгнании. Ураган преследований готов был обрушиться со всей своей яростью на 7 церквей, исключительно дорогих сердцу Апостола (2:10). Для этих церквей Откровение представляло послание надежды: Бог осуществляет наивысший контроль над всем, что происходит в человеческой истории. И, хотя часто кажется, что повсюду распространилось зло и что правят миром нечестивцы, судьба мира и этих людей предрешена: Христос придет во славе судить и царствовать.

Исторические и теологические темы

Ввиду того, что Откровение является в основном пророчеством, оно содержит немного исторического материала по сравнению с гл. 1–3. Семь церквей, которым были адресованы письма, действительно существовали в Асии (современная Турция). Вероятно, именно туда адресовано послание, потому что там проповедовал Иоанн.

Откровение – это прежде всего открытое повествование об Иисусе Христе (1:1). Книга показывает Его как вознесшегося, окруженного ореолом славы Сына Господня, проповедующего среди церквей (1:10 и послед.), как Верного Свидетеля, как Первородного, восставшего из мертвых, как «владыку царей земных» (1:5). Он – «Альфа и Омега» (1:8), Тот, Кто «есть, и был, и грядет, Вседержитель» (1:8), «первый и последний» (1:11), «Сын Человеческий» (1:13), Тот, Кто «был мертв, и се, жив во веки веков» (1:18), «Сын Божий» (2:18), «Святой, Истинный» (3:7), «Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (3:14), «лев от колена Иудина» (5:5), «Агнец в небесах, имеющий силу» раскрыть земле главное деяние (6:1 и послед.), «Агнец на престоле» (7:17), Христос, Который «будет царствовать во веки веков» (11:15), «Слово Господне» (19:13), великолепный «Царь царей и Господь господствующих», Который возвращается в ослепительной славе, чтобы победить своих врагов (19:11 и послед.), и «корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя» (22:16).

В Откровении нашли выражение и многие другие теологические темы. Церковь предупреж дается о грехе и призывается к святости. Яркие картины поклонения в небесах, которые показывал Иоанн, наставляли и поучали верующих. Служение ангелов представлено настолько бросающимся в глаза лишь здесь и в нескольких других книгах Библии . Основной вклад Откровение внесло в эсхатологию, т.е. в учение о последних событиях мира. В ней мы узнаем о последнем политическом устройстве мира, последнем сражении в человеческой истории, о возвеличении антихриста и его конце, о Тысячелетнем Царстве Христа, о славе небес и вечной жизни, о борьбе порочного и праведного. По силе утверждения того, что Бог правит человечеством и что Он осуществит Свою великую цель, несмотря на человеческое и бесовское сопротивление, с этой книгой можно сравнить только книгу пророка Даниила.

Трудности толкования

Ни одна другая книга Нового Завета не представляет столь серьезных затруднений при толковании, чем Откровение. Яркая образность книги и удивительный символизм предполагают четыре подхода в толковании:

Ретроспективный (претеритный) подход представляет Откровение как описание событий, происходивших в I веке в Римской Империи (см. Автор и даты). Эта точка зрения противоречит утвердившемуся мнению о том, что эта книга – пророчество (1:3; 22:7, 10, 18, 19). Невозможно рассматривать все события в Откровении как уже совершившиеся. Вполне очевидно, что второе пришествие Христа, например, не имеет отношения к I веку.

Летописный подход рассматривает Откровение как панорамную картину истории церкви от времен апостолов до настоящего, символически прозревая такие события, как варварские завоевания, осуществляемые Римом, подъем Римской католической церкви (а также отдельных священнослужителей), возникновение ислама, французскую революцию. Толковательный метод лишает Откровение всякого смысла для тех, кому оно было предназначено. Он также не принимает во внимание временные рамки, которыми ограничены многие события в самой книге (ср. 11:2, 12:6, 14; 13:5). Летописный подход привел к различным, часто противоречивым толкованиям действительных исторических событий, которые содержатся в Откровении.

Идеалистический подход представляет Откровение как вневременную картину космической борьбы между силами добра и зла. С этой точки зрения, книга не содержит ни исторических намеков и сравнений, ни пророчеств. Этот взгляд игнорирует пророческий характер Откровения и, будучи логически завершенным, отрывает книгу от связи с действительными историческими событиями. И тогда Откровение становится просто сборником рассказов, целью которых является обучение духовной правде.

Сторонники футуристического подхода настаивают на том, что события глав 6–22 являются достоянием будущего и что эти главы буквально и символически показывают реальных людей и события, которым еще предстоит появиться на мировой арене. Они описывают события, которые сопровождают второе пришествие Иисуса Христа (гл. 6–19), миллениум (т.е. тысячелетие), последний суд (гл. 20) и вечное Царство (гл. 21 и 22). Только этот подход не отказывает притязанию Откровения на роль пророчества и толкует книгу с помощью такого же грамматико‑исторического метода, который использовался при толковании других частей Писания.

План

I. То, что увидел Иоанн (1:1‑20)

А. Пролог (1:1‑8) Б. Видение славы Христа (1:9‑18) В. Поручение Апостолу писать (1:19, 20)

II. То, что есть (2:1–3:22)

А. Послание к церкви в Ефесе (2:1‑7) Б. Послание к церкви в Смирне (2:8‑11) В. Послание к церкви в Пергаме (2:12‑17) Г. Послание к церкви в Фиатирах (2:18‑29) Д. Послание к церкви в Сардисе (3:1‑6) Е. Послание к церкви в Филадельфии (3:7‑13) Ж . Послание к церкви в Лаодикии ( 3:14‑22)

III. То, что произойдет после этого (4:1–22:21)

А. Поклонение на небесах (4:1–5:14) Б. Великая скорбь (6:1–18:24) В. Возвращение Царя (19:1‑21) Г. Миллениум (Тысячелетнее Царство) (20:1‑10) Д. Великий суд у белого престола (20:11‑15) Е. Святой город (21:1–22:21)