19 глава

19:1‑6 аллилуия! Побуквенная передача этого еврейского слова встречается четыре раза в этой главе (ст. 1, 3, 4, 6). Это восклицание, означающее «Славьте Господа!», часто встречается в Ветхом Завете (ср. Пс. 103:35; 104:45; 105:1; 110:1; 111:1; 112:1; 115:10; 116:2; 134:1, 21; 145:10; 147:9; 148:14; 149:9; 150:6). Обозначены пять причин для восхваления: 1) освобождение Богом Своих людей от врагов (ст. 1); 2) Божие восстановление справедливости (ст. 2); 3) подавление Богом греховного человеческого бунта (ст. 3); 4) суверенность Бога (ст. 6) и 5) забота Бога о Его людях и общение с ними (ст. 7).

19:1 После сего Это временной ключ: т.е. после крушения Вавилона, в конце годины искушения, накануне установления Царства (гл. 20). Эта глава соединяет годину искушения и Тысячелетнее Царство. многочисленного народа Вероятно ангелов, так как святые придут позже (ст.5 и послед.; ср. 5:11, 12; 7:11, 12). Неизбежное второе пришествие Господа Иисуса Христа вызывает этот взрыв восхваления.

19:2 cуды Святые с нетерпением ждут судного дня (ср. 6:10; 16:7; Ис. 9:7; Иер. 23:5). Благочестивые люди любят праведность и ненавидят грех, ибо праведность делает честь Богу, а грех уничижает Его. Верующие ждут наступления царства справедливости, и оно придет (ст. 15; 2:27; 12:5).

19:3 дым ее восходил По причине пожара (ср. 17:16, 18; 18:8, 9, 18; 14:8‑11).

19:4 двадцать четыре старца Правильнее всего толковать, что это представители церкви (см. пояснение к 4:4). четыре животных Особый отряд ангельских существ (см. пояснение к 4:6). Они относятся к той же группе, что и в 7:11, и часто связаны с восхвалением (4:8, 11; 5:9‑12, 14; 11:16‑18).

19:5 малые и великие Здесь не должно быть ни различий, ни рангов.

19:6 Вседержитель Или «Всемогущий». Встречается в Откровении 9 раз для называния Бога (ср. ст. 15; 1:8; 4:8; 11:17; 15:3; 16:7, 14; 21:22). Великое восхваление многочисленной толпы звучит как массивные удары волн.

19:7 брак Агнца Еврейские свадьбы состояли из 3 этапов: 1) обручение (часто обручали, когда будущие жених и невеста были детьми); 2) представление (праздновалось обычно в течение нескольких дней до брачной церемонии); 3) церемония бракосочетания (обмен обетами, клятвами). Церковь была обручена с Христом по Его верховному выбору от вечности (Еф. 1:4; Евр. 13:20) и будет представлена Ему при восхищении (Ин. 14:1‑3; 1Фес. 4:13‑18). Последняя вечеря будет означать конец церемонии. Это символическое угощение будет иметь место при установлении Тысячелетнего Царства и продолжаться в течение всего тысячелетнего периода (ср. 21:2). Слово «жена» часто означает Церковь, так же и здесь (ср. 2Кор.11:2 – «чистая дева»; Еф. 5:22‑24 – «жене»); в конечном итоге, оно будет означать всех спасенных всех возрастов, о чем будет сказано дальше в книге.

19:8 праведность святых При спасении верующие не получают присущую Христу праведность, а являют практические результаты Его праведности в своей жизни, т.е. внешнее проявление внутренних добродетелей.

19:9 блаженны См. пояснение к 1:3. званые Это не Невеста (Церковь), а гости. Невеста не является приглашенной, она приглашает. Это те, кто был спасен до дня Пятидесятницы (Троицы), т.е. все истинные верующие, спасенные милостью Божией по вере еще до рождения Церкви (Деян. 2:1 и послед.). Хотя они не Невеста, они прославлены и господствуют со Христом в Тысячелетнем Царстве. На самом деле это скорее непохожий образ, а не непохожая реальность. Среди гостей также будут святые от годины искушения и живые верующие, обладающие земными телами, живущие в Царстве. Церковь – это Невеста, чистая и истинная, а не блудница, какой был Израиль (см. Ос. 2). Церковь будет Невестой во время брачного пира на небесах, а затем придет на землю, на праздник последней вечери (Миллениум). После этого события наступает новый порядок, и брак завершается (см. пояснение к 21:1, 2). истинные слова Божии Это относится ко всему сказанному, начиная с 17:1. Все это истина: брак состоится после суда.

19:10 пал к ногам его Потрясенный величием видения, Иоанн преклонился перед Ангелом (ср. 1:17; 22:8). не делай сего Ср. 22:8, 9. Библия запрещает поклонение ангелам (см. Кол. 2:18, 19). свидетельство Иисусово есть дух пророчества Центральная тема пророчеств Ветхого Завета и проповедей Нового Завета – Евангелие Господа Иисуса Христа.

19:11 отверстое небо Тот, Кто вознесся на небо (Деян. 1:9‑11) и был посажен одесную Отца (Евр. 8:1; 10:12; 1Пет. 3:22), придет, чтобы забрать землю у узурпатора и установить Свое Царство (5:1‑10). Характер этого события показывает, насколько оно отличается от восхищения. При восхищении Христос встречает Своих в воздухе, а в этот раз Он приходит с ними на землю. При восхищении суда нет, все совершающееся сейчас – суд. До этого события уныние и тьма: померкшее солнце, погасшая луна, упавшие звезды, дым – затем молниеносная ослепляющая слава прихода Христа. Такие подробности не включены в описание вознесения или восхищения (Ин. 14:1‑3; 1Фес. 4:13‑18). конь белый Во время торжественных процессий в Древнем Риме полководец‑победитель обычно ехал на своем белом боевом коне по Священной дороге (Via Sacra) в храм Юпитера на Капитолийском холме. Во время первого пришествия Иисус уничиженно ехал на ослике (Зах. 9:9). В видении Иоанна Он изображается как Победитель на боевом коне, Который пришел наказать грешников, свергнуть антихриста, победить сатану и вернуть Себе владычество над землей (ср. 2Кор. 2:14). Верный и Истинный Верный Своему слову, Иисус опять придет на землю (Мф. 24:27‑31; см. пояснение к 3:14). праведно судит См. 20:11‑15; ср. Мф. 25:31 и послед.; Ин. 5:25‑30; Деян. 17:31. воинствует Это потрясающее слово, переведенное как «воинствует», появляется только здесь и в 2:16; оно исключительно точно описывает святой гнев Бога на нераскаявшихся грешников (ср. Пс. 7:13). Терпение Бога по отношению к непокорному грешному миру истощится.

19:12 Очи у Него как пламень огненный Ничто не спрячется от Его пронзительного взгляда, Его суды всегда справедливы и правильны (см. пояснение к 1:14; 2:18). имя… никто не знал Иоанн, возможно, видел имя, но был не в состоянии понять его (ср. 2Кор. 12:4). Есть непостижимые тайны Божьего разума и мышления, недоступные даже для прославленных святых.

19:13 одежду, обагренную кровью Это не результат Армагеддонской битвы, которая еще не началась до ст. 15. Забрызганные кровью одежды Христа символизируют великие битвы, в которых Он уже сразился против греха, сатаны и смерти. На Его одеждах пятна от крови его врагов. СловоТолько Иоанн пользуется этим именем для называния Господа (см.: во Вступлении: Автор и дата). В качестве Слова Иисус является образом невидимого Бога (Кол. 1:15), зримым выражением Его личности (Евр. 1:3) и последним полным откровением от Бога (Евр. 1:12).

19:14 воинства небесные Состоящие из Церкви (ст. 8), святых, пришедших от великой скорби (7:13, 14), ветхозаветных верующих (Иуд. 14; ср. Дан. 12:12) и даже ангелов (Мф. 25:31), они приходят не для того, чтобы помочь Иисусу в битве (они не вооружены), но чтобы царствовать вместе с Ним после Его победы над врагом (20:4; 1Кор. 6:2; 2Тим. 2:12). Ср. Пс. 149:5‑9.

19:15 острый меч Это символизирует власть Христа поразить Своих врагов (1:16; ср. Ис. 11:4; Евр. 4:12, 13). То, что меч исходит из Его уст, подчеркивает, что Он побеждает в битве благодаря силе Своего слова. Хотя святые придут с Христом, чтобы царствовать и управлять, они не судьи и не исполнители приговора. Исполнить суд – это задача Христа, а также Его ангелов (Мф. 13:37‑50). жезлом железным Правление Христа в Царстве будет отмечено быстрым, праведным судом. Верующие разделят Его власть (2:26; 1Кор. 6:2; см. пояснение к 2:27; 12:5; Пс. 2:8, 9). точило вина Яркий символ суда (см. пояснение к 14:19). Ср. Ис. 63:3; Иоил. 3:13.

19:16 на бедре Его Христос будет нести знамя, которое будет на Нем поверх Его одежд, спускаясь до бедра, и на нем будет красиво написано имя, прославляющее абсолютную, верховную власть Христа над всеми человеческими правителями (см. пояснение к 17:14).

19:17‑21 В этих стихах идет описание ужасающего уничтожения, которому не было равных в человеческой истории, – битвы при Армагеддоне, кульминации дня Господня (см. пояснение к 1Фес. 5:2). Это не столько битва, сколько смертная казнь: Господь Иисус Христос казнит последних бунтовщиков (ст. 21; см. пояснение к 14:19, 20; ср. Пс. 2:1‑9; Ис. 66:15, 16; Иез. 39:1 и послед.; Иоил. 3:12 и послед.; Мф. 24; 25; 2Фес. 1:7‑9). Этот день видели наш Господь (см. Мф. 25:31‑46), Исаия (66:15, 16), Иоиль (3:12‑21), Иезекииль (39:1‑4; 17–20), Павел (2Фес. 1:6 и послед.; 2:8).

19:17, 18 великую вечерю Божию Ср. Иез. 39:17. Также называется «брань в оный великий день Бога Вседержителя» (16:14). Она начнется, когда Ангел соберет птиц, чтобы накормить их трупами тех, кто будет уничтожен (ср. Мф. 24:27, 28). Бог объявляет о Своей победе до того, как битва начнется. Это обычный для Ветхого Завета образ: унизительная гибель грешников, завершающаяся пиром птиц, питающихся падалью, на их трупах. (Втор. 28:26; Пс. 78:2; Ис. 18:6; Иер. 7:33; 16:4; 19:7; 34:20; Иез. 29:5).

19:19 царей земных См. 17:12‑17. воинства их См. 16:13, 14. воинством Его Захария называет эту армию Господа «все святые» (14:5).

19:20 схвачен был зверь и… лжепророк В одно мгновение армии мира остались без своих лидеров. Зверь – это антихрист (см. пояснение к 13:1‑4) ; лжепророк – его религиозный соучастник (см. пояснение к 13:11‑17). живые брошены Тела зверя и лжепророка будут изменены, и они живыми будут брошены прямо в озеро огненное (Дан. 7:11) – первые из бесчисленных миллионов ожесточившихся в грехе людей (20:15) и падших ангелов (ср. Мф. 25:41), которые придут в это ужасное место. То, что эти двое еще раз появятся 1000 лет спустя (20:10), говорит о несостоятельности учения об уничтожении (ср. 14:11; Ис. 66:24; Мф. 25:41; Мк. 9:48; Лк. 3:17; 2Фес. 1:9). озеро огненное Последний ад, место вечного наказания для всех нераскаявшихся грешников: ангелов и людей (ср. 20:10, 15). Новый Завет много говорит о вечном наказании (ср. 14:10, 11; Мф. 13:40‑42; 25:41; Мк. 9:43‑48; Лк. 3:17; 12:47, 48). огненное… серою См. пояснение к 9:17. Эти два слова часто ассоциируются с небесным судом (14:10; 20:10; 21:8; Быт. 19:24; Пс. 10:6; Ис. 30:33; Иез. 38:22; Лк. 17:29).

19:21 мечом См. ст. 15; ср. Зах. 14:1‑13. птицы напитались их трупами Все оставшиеся на земле грешники будут казнены, и птицы будут с жадностью поедать их трупы.