20 глава

20:1–22:21 Глава 19‑я заканчивается битвой при Армагеддоне и вторым пришествием Христа – событиями, которые означают конец времени великой скорби (годины искушения). События главы 20‑й – сковывание сатаны, Тысячелетнее земное Царство Христа, последнее обольщение и великий суд у белого престола – хронологически проходят между окончанием великой скорби и созданием нового неба и новой земли, описанных в гл. 21 и 22.

20:1 от бездны Место, куда заключены бесы, ожидая исполнения последнего наказания в озере огненном (см. пояснение к 9:1; 2Пет. 2:4).

20:2 взял… сковал Сюда включен не только сатана, но также и бесы. Их заключение очень сильно изменит людей во время Царства, так как будет устранено разрушительное влияние сатаны во всех областях человеческой мысли и деятельности. дракона Уподобление сатаны дракону подчеркивает его ярость и жестокость (см. пояснение к 12:3). змия древнего Упоминание о первом появлении сатаны в Едемском саду (Быт. 3:1 и послед.), в котором он обманул Еву (ср. 2Кор. 11:3; 1Тим. 2:14). диавол и сатана См. пояснение к 12:9. тысячу лет Это первое из шести упоминаний о временной продолжительности Царства (ср. ст. 3–7). Существуют три основных точки зрения на продолжительность и характер этого периода:

1) теория премилленаризма рассматривает это время буквально как 1000‑летний период, в течение которого, согласно ветхозаветным пророчествам (например, 2Цар. 7:12‑16; Пс. 2; Ис. 11:6‑12; 24:23; Ос. 3:4, 5; Иоил. 3:9‑21; Ам. 9:8‑15; Мих. 4:1‑8; Зах. 3:14‑20; 14:1‑11; Мф. 24:29‑31, 36‑44), Иисус Христос царствует на земле. Использование таких же общих принципов толкования пророческих и непророческих отрывков вполне естественно приводит к премилленаризму. Еще одним сильным аргументом в поддержку этой точки зрения является то, что очень много библейских пророчеств уже сбылись буквально; на основе этого следует предположить, что будущие пророчества сбудутся таким же образом;

2) постмилленаризм понимает ссылку на 1000‑летний период только как на символический, или золотой, век праведности и духовного процветания, который начнется во время периода церкви на земле с распространения благой вести и завершится со вторым пришествием Христа. В соответствии с этой точкой зрения, ссылка на царствование Христа на земле подразумевает Его духовное господство в сердцах верующих в церкви;

3) амилленаризм рассматривает тысячелетний период просто как символ долгого периода времени. Эта концепция толкует ветхозаветные пророчества о миллениуме как духовный процесс, происходящий сейчас в церкви (на земле или на небе), либо как упоминание о вечности.

Прибегая к исторически и грамматически буквальным, определяемым обычным значением слов в языке способам толкования, читатель неизбежно приходит к выводу, что Христос вернется и будет господствовать в действительном Царстве на земле тысячу лет. Текст не дает оснований для вывода, что «тысячелетие» символично. Там в Писании, где слово «год» употребляется с цифрой, значение его всегда буквально (см. пояснение к 2Пет. 3:10).

20:3 освобожденным на малое время Сатана будет выпущен; таким образом Бог сможет навсегда положить конец греху перед установлением нового неба и земли. Все, кто переживут великую скорбь и войдут в Царство, будут верующими. Однако, несмотря на это и на личное присутствие и правление Господа Иисуса Христа, многие из их потомков откажутся верить в Бога. Тогда сатана соберет этих неверующих на последнее тщетное выступление. Он будет быстро и решительно подавлен, за этим последует великий суд у белого престола и установление вечности. в бездну Все 7 раз, когда это выражение упоминается в Откровении, оно означает место, где содержатся падшие ангелы, т.е. злые духи в ожидании наказания в озере огненном – последнем аду, приготовленном для них (Мф. 25:41).

20:4 души обезглавленных Это мученики, пришедшие от великой скорби (ср. 6:9; 18:24; 19:2). Греческое слово, переведенное как «обезглавленные», имеет широкое значение – это казненные не обязательно этим способом. начертания См. пояснение к 13:16. Мученики годины искушения будут казнены за отказ принять начертание зверя. царствовали Верующие годины искушения, а также спасенные ветхозаветной и новозаветной эпох будут царствовать со Христом (1Кор. 6:2; 2Тим. 2:12) в период Тысячелетнего Царства.

20:5 прочие… из умерших Тела неверующих всех возрастов не будут воскрешены до великого суда у белого престола (ст. 12, 13). первое воскресение Писание учит о двух видах воскресения: «воскресение жизни» и «воскресение осуждения», или «воскресение поругания, посрамления» (Ин. 5:29; ср. Дан. 12:2; Деян. 24:15). Первый вид воскресения описан как «воскресение праведных» (Лк. 14:14), воскресение тех, кто «Христовы в пришествие Его» (1Кор. 15:23), и «лучшее воскресение» (Евр. 11:35). Оно касается только спасенных времени церкви на земле (1Фес. 4:13‑18), ветхозаветных святых (Дан. 12:2) и святых от великой скорби (ст. 4). Они войдут в Царство, имея прославленные тела, и потом объединятся с верующими, которые пережили великую скорбь. Второй вид воскресения будет воскресением неискупленных, которые обретут свои тела, чтобы мучиться в аду.

20:6 Блажен и свят Те, кто умирают в Господе (14:13), счастливы, потому что они избранные и войдут в Его Царство (см. пояснение к 1:3). смерть вторая Первая смерть – духовная и физическая, вторая – вечная в озере огненном, последнем вечном аду (ст. 14). Он может находиться вне созданной вселенной в том виде, как мы ее знаем, вне пространства и времени и в настоящее время быть невидимым (см. пояснение к 19:20). тысячу лет См. пояснение к ст. 2.

20:7 сатана… освобожден Он освобожден, чтобы возглавить мир бунтовщиков, рожденных от верующих, которые вошли в Царство вначале. Он освобожден, чтобы выявить греховную суть отвергающих Христа, которые будут нести наказание во веки веков. Гога и Магога Имя, данное армии отщепенцев и их предводителю в конце Тысячелетия. Так звали старых врагов Господа. Магог был внуком Ноя (Быт. 10:2), основателем царства, расположенного к северу от Черного и Каспийского морей. Гог, очевидно, руководитель армии бунтовщиков, известной под собирательным названием Магог. Битва, описанная в ст. 8, 9 похожа на битву в гл. 38 и 39 Иезекииля; ее скорее всего можно сравнить с той, которая произойдет в конце Тысячелетия. О различиях см. пояснения к Иез. 38; 39.

20:8 город возлюбленный Это Иерусалим (ср. Пс. 77:68; 86:2), столица во время Тысячелетнего Царства Христа (Иер. 3:17). Святые будут жить вокруг города, в котором правит Христос (ср. Ис. 24:23; Иер. 3:17; Зах. 14:9‑11).

20:9 огонь В Писании часто ассоциируется с небесным судом, посылаемым на грешников (Быт. 19:24; 4Цар. 1:10, 12, 14; Лк. 9:54; 17:29).

20:10 прельщавший их Бесы будут вовлекать армии мира в битву при Армагеддоне, точно так же сатана будет вовлекать их в самоубийственную борьбу против Христа и Его людей (16:13, 14). озеро огненное и серное См. пояснение к 19:20. мучиться день и ночь См. пояснение к 14:11. Постоянные и невероятные по силе мучения будут единственными ощущениями сатаны, падших ангелов и нераскаявшихся грешников.

20:11‑15 В этих стихах описываются последние суды над всеми грешниками всех возрастов (Мф. 10:15; 11:22, 24; 12:36, 41, 42; Лк. 10:14; Ин. 12:48; Деян. 17:31; 24:25; Рим. 2:5, 16; Евр. 9:27; 2Пет. 2:9; 3:7; Иуд. 6). Наш Господь назвал это событие «воскресением осуждения» (Ин. 5:29). Этот суд происходит в неописуемом безвременье между концом настоящей вселенной (ст. 11) и созданием нового неба и новой земли (21:1).

20:11 великий белый престол Откровение упоминает престол около 50 раз. Это превознесенный престол суда. Чистый и святой Бог в Лице Господа Иисуса Христа сидит на нем как судья (ср. 4:2, 3, 9; 5:1, 7, 13; 6:16; 7:10, 15). См. 21:5, 6; Ин. 5:22‑29; Деян. 17:31. бежало небо и земля Иоанн видел, как зараженная грехом вселенная перестала существовать. Петр описал этот момент в 2Пет. 3:10‑13 (см. пояснение к этому месту). Вселенная не пересоздается – она уходит в небытие (ср. Мф. 24:35).

20:12 стоящих пред Богом Употреблено в юридическом смысле; сказано как об осужденных виновных, которые стоят перед скамьей Божьего правосудия. В разрушенной вселенной нет живых грешников, так как все грешники были казнены, и все верующие прославлены. книги В этих книгах записана каждая мысль, слово и поступок грешников; все записано согласно Божьему всеведению (см. пояснение к Дан. 7:10; этот стих является источником этого текста). Они предоставят свидетельство для вечного осуждения. Ср. 18:6, 7. книга жизни В ней содержатся имена всех спасенных (Дан. 12:1; см. пояснение к 3:5). судимы сообразно с делами своими Их мысли (Лк. 8:17; Рим. 2:16), слова (Мф. 12:37) и поступки (Мф. 16:27) будут сравниваться с Божьим совершенным, святым образцом (Мф. 5:48; 1Пет. 1:15, 16) и будут найдены легкими, т.е. недостаточными (Рим. 3:23). Это означает, что в аду также есть степени наказания (ср. Мф. 10:14, 15; 11:22; Мк. 12:38‑40; Лк. 12:47, 48; Евр. 10:29).

20:13 смерть и ад См. пояснение к 1:18. Оба слова описывают состояние смерти. Все неправедные мертвые явятся на великий суд у белого престола, никто не избежит этого. Все могилы, содержащие тела неправедных мертвых, отдадут обновленные тела, которые пойдут в ад.

20:14 смерть вторая См. пояснение к ст. 6.

20:15 озеро огненное См. пояснение к 19:20.