4 глава

4:1 взойди сюда Это не скрытая ссылка на вознесение Церкви, а повеление, по которому Иоанн должен был временно перенестись в небеса «в духе» (см. пояснение к 1:10), чтобы услышать откровение о будущих событиях. чему надлежит быть после сего В соответствии с оглавлением, данным в 1:19, это начало третьего и последнего раздела книги, описывающего события, которые будут иметь место после окончания периода церкви на земле.

4:2 я был в духе См. пояснение к 1:10. престол Речь идет не о предмете мебели, а о символе верховного господства и власти (7:15; 11:19; 16:17, 18; ср. Ис. 6:1). Слово является основным в гл. 4, где оно встречается 13 раз и 11 раз означает «престол Господень».

4:3 яспису Позже Иоанн изображает этот камень «прозрачным, как кристалл» (21:11), удивительным блеском похожим на бриллиант, который преломляет все цвета спектра. сардису Огненно‑красный камень, получивший название в честь города, около которого он был найден. смарагду В многоцветной радуге, окружающей престол Господа, преобладает прохладный изумрудно‑зеленый (иногда даже название камня переводится как «изумруд») оттенок (ср. Иез. 1:28). Со времен Ноя радуга стала знаком Божьей верности Своему слову, Своим обещаниям и Ноеву завету (Быт. 9:2‑17).

4:4 двадцать четыре старца И то, что они правят совместно с Христом, и их белые одежды (19:7, 8), и их золотые венцы (2:10) – все говорит о том, что эти 24 являются представителями спасенных (ст. 9– 11; 5:5‑14; 7:11‑17; 11:16‑18; 14:3; 19:4). Вопрос в том, каких спасенных? Не из Израиля, так как народ еще не спасен, не прославлен и не увенчан. Это еще придет в конце времен. Их воскрешение и слава придут в конце 7‑летней скорби (ср. Дан. 12:1‑3). Святые, пришедшие от великой скорби, еще не спасены (7:9, 10). Только одна группа будет совершенной и прославленной в тот момент – Церковь. Здесь старцы представляют Церковь, которая поет песнь искупления (5:8‑10). Они – победители, имеющие свои венцы и живущие в приготовленном для них месте, куда они пришли с Иисусом (ср. Ин. 14:1‑4).

4:5 молнии и громы Грядет не неистовство природы, а огненная буря праведного гнева, посланная внушающим страх и всемогущим Богом на грешную землю (8:5; 11:19; 16:18). семь духов Божиих Святой Дух (см. пояснение к 1:4).

4:6 море стеклянное В небесах нет моря (21:1), но прозрачный помост, окружающий Божий престол, выглядит как большое сверкающее море (ср. Исх. 24:10; Иез. 1:22). четыре животных Буквально «четыре существа». Это херувимы – ангелы, которые часто упоминаются в Ветхом Завете в связи с присутствием, могуществом и святостью Бога. Хотя описание Иоанна не тождественно описанию Иезекииля, вероятно, и то, и другое касается одних и тех же сверхъестественных и неописуемых существ (Пс. 79:2; 98:1. См. пояснения к Иез. 1:4‑25; 10:15). исполненных очей Хотя они не являются всеведущими (эта характеристика принадлежит единственно Богу), эти ангелы имеют всеобъемлющее знание и восприятие. Ничто не ускользает от их испытующего взгляда (ср. ст. 8).

4:7 первое… подобно льву Используя символический язык, Иоанн сравнивает эти четыре небесных с четырьмя земными Божьими созданиями. Иезекииль подчеркивает, что каждый херувим имел четыре характерных признака. Сходство со львом символизирует силу и власть. второе… подобно тельцу Образ тельца указывает на то, что эти существа смиренно служат Богу. третье… лицо, как человек Их сходство с человеком показывает, что они разумные существа. четвертое… подобно орлу летящему Херувимы несут свою службу Богу, перемещаясь как на орлиных крыльях.

4:8 исполнены очей См. пояснение к ст. 6. свят, свят, свят Часто Бог прославляется за свою святость троекратным славословием. Святость – это совокупность всего, что есть Он, Его наиболее яркая характеристика (см. пояснение к Ис. 6:3). Который был, есть и грядет См. пояснение к 1:4.

4:10 полагают венцы свои Осознавая, что только в Боге условие и основание для наград, которые они получили, они снимают с себя все знаки отличия и слагают их к ногам их Царя (см. пояснение к 2:10).

4:11 Ты сотворил все Именно Бог, Творец, намеревается спасти Свое творение.