7 глава

7:1-10 Отделение и сохранение этого «остатка» служит прообразом спасения Богом Своих избранных в день Господень (Мф. 3,12; 24,31; 2 Тим. 2,1).

7:1 все семейство твое. О праведности семейства Ноя ничего не сказано, более того, Хам проявит себя весьма далеким от праведности (9,22). Но Бог благословляет это семейство ради праведности Ноя.

7:2,3 Эти предписания не противоречат данным ранее указаниям (6,19.20), а разъясняют их.

7:2 скота чистого. Животные, которые позднее будут считаться чистыми для сынов Израиля (см. Втор. 14).

7:4 сорок. Число «сорок» обычно используется для обозначения полноты времени. Мы видим это в жизни Ноя, Моисея (Исх. 24,18), Илии (3 Цар. 19,8) и Христа (Деян. 1,3). Здесь сорок дней являются частью всех ста пятидесяти дней (7,24).

7:5 Повелел. Троекратное повторение этих слов (ст. 5,9,16) характеризует весь отрывок (6,22 и ком.), содержание которого разъясняет значение сказанного в 6,22.

7:6 шестисот лет. Точнее указано в ст. 11.

7:7 потопа. См. 6,17 и ком. сыновья. См. ком. к 7,1.

7:9 как Бог повелел Ною. См. ком. к 6,22.

7:11 – 8,24 Сам потоп описывается не так подробно, как события, которые последуют за ним. Потоп кара, и Библия не останавливается на механизме ее осуществления, а лишь констатирует факт.

7:11 Источники… окна небесные. Поэтическое описание стихии (Пс. 77,23; Ис. 24,18; Ам. 8,4; Мал. 3,10).

источники великой бездны. Этот образ напоминает изначальный хаос (1,2), но в корне от него отличается: здесь нет «тьмы над бездной», и воды потопа, беря начало в «великой бездне», не обращают землю в первозданный хаос их действие носит ограниченный и целенаправленный характер. Описание потопа продолжается до ст. 24.

7:17-24 Кульминация потопа, когда «вода умножалась и усиливалась», уничтожая творение, является полной противоположностью того, что скрывается за словом «благословил».

7:17 сорок. См. ст. 4 и ком.

7:20 пятнадцать локтей. См. ком. к 6,15.

7:21 Все твари перечисляются в том порядке, в котором они были сотворены (см. гл. 1).

7:23 все истребилось с земли. Возможно, этим очищением земли с нее было смыто проклятие (3,17).