Введение

Автор

В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея (Мк. 12,26; ср. 7,10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает.

Название книга получила по основной теме – исходу евреев из Египта.

Время и обстоятельства написания

Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. – года смерти Моисея. Книга является продолжением истории осуществления Божиего обетования Аврааму, состоявшего в том, что Господь благословит его и произведет от него великий народ (Быт. 12,2). Согласно Божиему обещанию (Быт. 15,14), число израильтян в Египте увеличилось. Исход не является завершением долгого пути Израиля в Ханаан – землю, где Бог будет пребывать среди израильтян. Главная тема этой книги – обитание Бога со Своим народом, достигшее кульминации в сошествии Его славы на стоявшую в центре стана скинию собрания (40,34.35). Бог провозглашает Израиль Своим сыном (4,22), которого Он избавил от рабства в чужой земле, дабы тот мог служить, поклоняться и повиноваться Ему (19,4; 29,46). Все народы земли принадлежат Творцу, однако Он избрал Израиль Своим уделом из всех народов (19,5.6) не по причине каких-либо его заслуг, а по Своей благодати и верности обетованиям, данным патриархам (3,15). Благословение Богом Израиля связано с тем, что его семя станет благословением для всех народов.

Книга Исход начинается с упоминания о пришествии Израиля в Египет – этот отрывок служит связующим звеном между книгами Бытие и Исход (Быт. 46,8-27), – а завершается заключением завета Бога с Израилем на Синае и сооружением скинии. События, о которых рассказывается в этой книге, происходили в реальном историческом отрезке времени.

Возвышение Иосифа, поставленного фараоном «над всею землею Египетскою» (Быт. 41,41), произошло в благоприятных для Израиля условиях, связанных с господством в Египте (ок. 1780-1550 гг. до Р.Х.) гиксосов, семитских завоевателей. Упоминание о новом царе (1,8), который уже не знал Иосифа, скорее всего, свидетельствует о свержении гиксосов основателем восемнадцатой династии Яхмосом I (1570-1546 гг. до Р.Х.). Фараоном, угнетавшим израильтян, по всей вероятности, был Тутмос I (1526-1512 гг. до Р.Х.), тогда как во время исхода правил Тутмос III (1483-1450 гг. до Р.Х.) или Аменхотеп II (1450-1425 гг. до Р.Х.). Такая датировка позволяет отождествить израильтян с народом хабиру (кабиру), о котором упоминается в архивах Эль-Амарны (XIV в. до Р.Х.), содержащих переписку между Египтом и его сирийско-ханаанскими вассалами.

В основе книги Исход лежат слова Божиего откровения, записанные Моисеем. Это обстоятельство имеет основополагающее значение для богословского осмысления книги.

Синайский завет (19,1 – 20,21; 24,1-18) по форме напоминает существовавшие в то время государственные договоры, в частности хеттские. Они, как правило, состояли из преамбулы (20,2), формулировки условий (20,3-17), констатирующей части (24,1-11), а также благословений и проклятий. Копии таких договоров обычно хранились в святилищах. Уже неоднократно обращалось внимание на сходство законов, приведенных в гл. 21-23, с древними ближневосточными сводами законов, в частности – со сводом законов Хаммурапи в Вавилоне, ок. 1700 г. до Р.Х. Однако до их пор не было найдено ничего похожего на Десять заповедей, данных в гл. 20,1-17.

Трудности истолкования

Время и путь исхода являются предметом значительных разногласий среди ученых. Согласно библейской хронологии, исход из Египта произошел за 480 лет до царствования Соломона (3 Цар. 6,1), т.е. около 1440 г. до Р.Х. (см. 12,40.41; Суд. 11,26). В таком случае фараоном, царствовавшим во время исхода, был либо Тутмос III, либо Аменхотеп II.

Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (1,11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304-1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода -1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией). Более того, известно, что Моисей умер приблизительно в 1406 г. до Р.Х., и уже одно это обстоятельство не позволяет датировать время исхода евреев из Египта позднее 1440 г. до Р.Х.

Исход начался из Раамсеса. О его точном местонахождении нет единого мнения, однако наиболее вероятным представляется современный Кантир (Тель-эль-Даба). Отсюда евреи отправились на юг до Сокхофа (13,20), а затем повернули на север (14,2). Здесь упоминаются три места: Ваал-Цефон, Мигдол и Пи-Гахироф. Ваал-Цефон отождествляется с Тифаном, расположенным на берегу озера Манзала – одного из соленых озер между Средиземным морем и Суэцким заливом. Существует три вероятных маршрута бегства израильтян. «Путь по земле филистимской» связывал Египет с Ханааном хорошо укрепленной дорогой вдоль берега. Второй путь – по пустыне Сур – начинался неподалеку от Вади-Тумилат в районе дельты, пересекал Кадес-Варни и далее шел к Ханаану. Египетская пограничная стена в пустыне Сур была, вероятно, главным препятствием на этом пути. Господь же повел Свой народ на самый юг Синайского полуострова и не только привел их к горе, которую Он предназначил для общения с Моисеем, но и избавил израильтян от дальнейшего преследования египтянами. Чудесный переход через море, по всей вероятности, произошел в районе южного берега озера Манзала.

Синайский полуостров – это треугольный участок суши с основанием приблизительно 240 км и около 400 км вдоль его обеих сторон. Омывается двумя заливами Красного моря: Суэцким и Акабским. Евреи двинулись дальше на юг вдоль западного побережья Синайского полуострова. Мерру, где был один из станов израильтян, и ее горькие воды (15,22-25), обычно связывают с Айн-Хаваром, который находится в 70-80 км к югу от Суэцкого залива, но скорее всего это Айн-Муса. Елим его многочисленными источниками обычно отождествляют с Вади-Гаранделом, станом израильтян у Красного моря (Чис. 33,10), который находится в 12 км к югу от Айн-Хавара. Если местонахождением горы Синай по традиции считать Джебель Муса, тогда евреи, направляясь к ней, двигались в глубь материка через пустыню Рефидим, где произошло сражение с амаликитянами (17,8-16). Рефидим был последним станом израильтян в Синайской пустыне на пути к священной горе. Двигаясь далее, они остановились у горы Синай (гл. 19), где получили откровения закона (Втор. 1,2), а затем отправились по пустыне Паран до Кадес-Варни.

Характерные особенности и темы

В Исходе обозначено несколько основных тем, продолженных в последующих книгах Библии. Прежде всего, это описание того, как Господь освободил Израиль от египетского рабства, дабы выполнить Свой завет, заключенный с патриархами. Вторая основная тема книги – откровение завета на Синае. Третья тема, продолжая первые две, является их завершением – это тема восстановления общения Бога человеком. В каждой из этих тем раскрывается триумф Божией благодати. Истинный Бог судит «богов» Египта и освобождает Свой избранный народ (12,12); затем Он вершит суд над фараоном и его войском; Он говорит со Своим народом на горе Синай; наконец, Он связывает Свое присутствие со скинией, построить которую велит избранному народу. Эти темы раскрывают святость и благодать Господа, воплощенные в Его законе и в предписаниях относительно жизни Израиля и его богослужения.

Моисей, избранный слуга Божий, стал проводником Божиего суда над Египтом, а также тем человеком, посредством которого Бог освободил Израиль.

Книга Исход является не только описанием исторических событий, в результате которых израильский народ обрел свободу, но также прообразом Божиего спасения, совершаемого на протяжении всей человеческой истории. Бог Спаситель освобождает Свой избранный народ из-под власти сил зла, предает эти силы суду и объявляет спасенный народ Своим первородным сыном и народом священников, среди которых Он обитает Своим Духом. Божественная победа над врагами и последовавшее за ней установление места обитания Бога с людьми являются символами первого и второго пришествий Христа (напр., Еф. 2,14-22; Откр. 20,11 – 22,5).

Символизм книги Исход становится реальностью в Новом Завете (Иер. 31,31-34). Кровь жертвенного животного заменяется кровью Христа (24,8; Мф. 26,27.28; 1 Пет. 1,2; Евр. 12,24). Символическая заместительная смерть пасхального агнца осуществилась во Христе, Агнце Божием, – нашей пасхальной жертве (Ин. 1,29; 1 Кор. 5,7). Его «исход» в Иерусалим (Лк. 9,31) принес истинное спасение народу Божиему. С Иисусом Христом соединяется новозаветный народ, в котором и язычники становятся народом Божиим, членами общества израильского и согражданами ветхозаветных святых (19,5.6; Еф. 2,11-19).

Моисей в истории искупления является прообразом Христа, Ходатая нового завета. Моисей представляет собой великого Божиего слугу, который непосредственно получает Слово Господа, ведет свой народ по Божиему пути и принимает на себя всю тяжесть неверия Израиля. Однако Моисей только предвозвещает приход другого Пророка (Втор. 18,15). Полученное Моисеем откровение об имени Бога «человеколюбивого и истинного» (34,6) предвосхищает воплощение Сына Божия (Ин. 1,14.17).

Божий закон раскрывает священную природу Господа и требует святости от народа, среди которого Бог будет пребывать в обетованной земле, подобной Его прежнему святилищу – Едему. С одной стороны, закон призывает искупленных людей к служению и хвале Господу, а с другой – предписывает наказание за проявленное ими непослушание. Обрядовые предписания в жизни Израиля и его богослужении (гл. 25-31; 35-49) свидетельствуют о том, что Израиль – это особый народ, среди которого Бог живет и которым Он руководит, являя Свое царство всем народам. Призвание и служение Израиля исполнилось в Иисусе Христе (Рим. 15,8).

Исход не является непосредственным продолжением Быт. 50, однако его начальные стихи «Вот имена …» перекликаются с Быт. 46,8-27, где перечисляются имена израильтян, отправившихся в Египет. Будучи совершенно самостоятельным произведением, книга Исход одновременно является неотъемлемой частью Пятикнижия (первых пяти книг Библии).

Содержание

I. Бог избавляет Свой народ: исход (1,1 – 15,21)

А. Бог, верный Своему завету, вспоминает Израиль (1,1 – 2,25)Б. Бог призывает Моисея, чтобы освободить Израиль (3,1 – 4,17)В. Фараон отвергает требование Бога освободить Израиль (4,27 – 7,13)Г. Бог простирает Свою руку на Египет (7,14 – 10,29)Д. Бог, верный Своему обещанию, избавляет израильтян от египетского гнета (11,1 – 13,16)Е. Бог спасает Израиль у моря (13,17 – 15,21)

II. Бог ведет Свой народ: искушение в пустыне (15,22 – 17,16)

А. От Мерры до Елима: Бог приносит исцеление (15,22-27)Б. Пустыня Син: Бог посылает пищу (16,1-36)В. Рефидим: Бог посылает воду (17,1-7)Г. Рефидим: Бог защищает Израиль (17,8-16)

III. Бог вступает в завет с Израилем (18,1 – 24,18)

А. Переходная часть: Израиль среди народов (18,1-27)Б. Бог приходит, чтобы провозгласить Свой завет (19,1 – 23,33)В. Израиль принимает завет, провозглашенный Господом (24,1-18)

IV. Бог дает откровение об устройстве скинии и служении в ней (25,1 – 31,18)

А. Бог открывает устройство скинии: дворы и убранство (25,1 – 27,21)Б. Бог дает откровение о служении священников (28,1 – 30,28)В. Бог назначает и одаряет мастеров для построения скинии (31,1-11)Г. Знамение завета и скрижали (31,12-18)

V. Израиль восстает против Бога, осуждается и получает оправдание (32,1 – 34,35)

А. Израиль поклоняется идолам (32,1-6)Б. Израиль обличен и осужден за идолопоклонство (32,2-29)В. Бог решает лишить Израиль Своего присутствия (32,30 – 34,9)Г. Бог возобновляет Свой завет с Израилем (34,10-35)

VI. Израильские мастера изготавливают части скинии (гл. 35-39)

А. Бог заповедает Израилю хранить субботу (35,1-3)Б. Израиль приносит добровольные жертвы Господу (35,4-29)В. Господь призывает мастеров к началу работ (35,30 – 36,17)Г. Изготовление покрывал, брусьев, шестов и завес (36,8-38)Д. Приготовление внутреннего убранства (37,1 – 38,8)Е. Устройство внутреннего двора (38,9-20)Ж. Подведение итогов и исчисление сокровищ (38,21-31)З. Изготовление священнических одежд (39,1-31)И. Завершение работ (39,32-43)

VII. Израильские мастера устанавливают скинию (гл. 40)

А. Господь говорит Моисею, как установить скинию (40,1-16)Б. Моисей приказывает установить скинию, как повелел ему Господь (40,17-33)В. Слава Господняя наполняет скинию (40,34-38)