21 глава

21:1 – 23,33 Господь излагает постановления Своего завета.

21:1 законы. Данные законы дополняют основные (20,1-17) в качестве принципов, регулирующих социальные взаимоотношения. Производный характер этих законов предполагает, что они были переданы Богом через Моисея и не произносились перед всем народом, как Десять Заповедей. Гражданские и уголовные законы представлены в 22,1 – 22,15; законы, касающиеся нравственности, – в 22,16-27; 23,1-9; законы о поклонении – в 20,22-26; 22,28-30; 23,10-19. В 22,17 и далее излагаются судебные законы (типа «Если … тогда»), предполагающие наказания. Далее следуют императивные законы (типа законов 20,1-17, гласящих: «Не делай того-то и того-то»). Эти социальные законы были призваны регулировать жизнь Израиля в обетованной земле. В древнем мире подобные судебные законы напоминали об ответственности правителя за обеспечение правосудия на его территории. О том, когда требуется Божие правосудие, рассказывается в гл. 21-23.

21:2 Еврея. Здесь имеется в виду раб-израильтянин. В случае, если человек не в состоянии выплатить долг или полностью обнищал, он мог продать себя или свою жену в рабство (4 Цар. 4,1; Неем. 5,1-5; Ам. 2,6). Израильтянин мог быть также продан в рабство своим отцом (ст. 7). Закон ограничивает срок подобного порабощения шестью годами. В юбилейный (пятидесятый) год раб должен был освобождаться. Вполне естественно, что законы, определяющие положение раба, открывали весь свод законов – израильтяне долгое время находились в порабощении у египтян.

21:6 пред богов. Т.е. пред судей. Вероятно, суд вершился в стенах святилищ Божиего. Здесь не уделяется особого внимания двери или дверному косяку, однако во Втор. 15,17 эта деталь подчеркивается особо. Прокалывание уха было публичным признанием вечного рабства.

21:7-11 Законом предусматривалась продажа женщин в наложницы, а также их защита в дальнейшем. Рабыня могла быть куплена в качестве будущей невестки.

21:12 ударит. Имеется в виду удар, который нанесен умышленно.

21:13 не злоумышлял. Здесь говорится о непреднамеренном действии. Человек, совершивший этот поступок (в отличие от злоумышленника), может найти прибежище и защиту в святилище. Пребывание там продолжается до тех пор, пока не будет доказана невиновность или вина скрывающегося (3 Пар. 1,50 – 2,46) или же пока не утихнет гнев мстителя и не будет определен размер выкупа.

21:15 ударит отца своего. Подобные действия являются нарушением пятой заповеди.

21:16 украдет человека. В древнем мире похищение человека с целью превращения его в раба было обычным явлением.

21:17 злословит. Еще одно нарушение пятой заповеди.

21:18 камнем, или кулаком. Речь идет о менее тяжких, чем убийство, непреднамеренных действиях, которые человек совершает, не имея какого-либо оружия.

21:19 если… будет выходить из дома с помощью палки. Т.е. если человек выздоравливает.

21:20 раба. Раб, согласно Божиему установлению, провозглашается личностью, что было весьма необычным для норм того времени. Если после удара хозяина раб находился в постели временно, то поступок хозяина считался мерой воспитания, не покушением на убийство.

21:21 серебро. В то время как законы ВЗ были терпимы к «рабству по соглашению» (продажа себя в рабство), Благая Весть новозаветного христианства привел к его отмене. Законы, регламентирующие жизнь Израиля, должны быть истолкованы в их социальном и культурном контексте. Они сдерживали эксплуатацию и угнетение, имея в виду человеческое «жестокосердие» (ср. Мф. 19,8).

21:22 она выкинет. Букв.: «и дети выйдут». Имеется в виду любой ребенок, мальчик или девочка, один или двое, поэтому здесь используется общее слово «дети» (как в ст. 4 и 1,17.18). Глагол же означает рождение ребенка, появление его из материнской утробы (Быт. 25,26; 38,28-30). В данном случае говорится о вреде, причиненном матери и преждевременно родившемуся ребенку.

21:24 глаз за глаз. В данном стихе изложен основополагающий принцип, суть которого в том, что правонарушитель обязан нести ответственность адекватно причиненному ущербу, не более и не менее (Лев. 24,19.20; Втор. 19,21). Подобный закон существовал и в своде законов Хаммурапи (1792-1760 гг. до Р.Х.), хотя там оговаривалось, что в случае нанесения увечья члену общины можно было ограничиться уплатой штрафа.

21:28 Если вол забодает. За ущерб, нанесенный животными, ответственность несет их хозяин, который обязан выплатить соответствующее возмещение. Поскольку вол повинен в смерти человека, мясо этого животного нельзя употреблять в пищу.

21:32 тридцать сиклей серебра. Цена раба устанавливалась ниже цены свободного человека; и именно такой была цена предательства Иуды, выдавшего Иисус (Зах. 11,12; Мф. 26,15).