4 глава

4:1 – 5,13 Словами «если какая душа согрешит» (4,2) начинаются предписания для мирян о жертве за грех. Искупление – основной смысл этой жертвы. Грехопадение человека не позволяло ему пребывать с Богом, оскверняя святилище, делая невозможным обитание Бога в этом месте. Жертва за грех предназначалась для очищения и грешника, и святилища. Отличительная черта этого жертвоприношения – использование крови жертвы. Если в иных случаях кровь выливалась у жертвенника, то в случае жертвы за грех кровью требовалось помазать роги жертвенника всесожжении или окропить ею жертвенник для курений, или место около завесы внутри скинии и даже внутри Святого Святых. Благодаря этим действиям очищалось и священное убранство скинии, и израильтяне.

4:2-35 Грехи по неведению. Незнание уменьшает провинность, но не уничтожает ее. Совершенный грех требует признания и покаяния. Жертва за грех определялась благосостоянием провинившегося.

4:3-12 Грех священника.

4:3 священник помазанный. Т.е. первосвященник. Грех первосвященника «сделает виновным народ», и поэтому в данном случае требуется самый дорогой выкуп – телец.

пусть представит. Жертва за грех и жертва повинности должны были приноситься за определенные грехи. Другие жертвы можно было приносить произвольно, когда человек чувствовал в этом потребность.

4:6 Необходимость очистить «завесу святилища» (Исх. 26,31-35), т.е. Святого Святых, показывает, насколько серьезными были последствия греха первосвященника.

4:7 жертвенника благовонных курений. Этот жертвенник, представляющий собой часть священного убранства скинии, стоял перед завесой, закрывающей вход в Святое Святых. Жертвенник очищался кроплением кровью – именно кровь делала его чистым, – после этого Бог опять мог обитать в скинии. Одновременно очищался и первосвященник, олицетворявший весь народ.

4:12 вне стана. В Евр. 13,11-13 смерть Иисуса «вне врат» сравнивается с принесением жертвы за грех.

на чистое место. Многие места вне стана были нечисты, это могло осквернить священника и сделать невозможным совершение им служения. Он должен был избегать таких мест и высыпать пепел от жертвы всесожжения в предназначенном для этой цели чистом месте.

4:13-21 Грех всего общества Израилева.

4:22-26 Грех главы колена или рода.

4:27-35 Грех отдельного члена общества Израилева.