4 глава

4:2 Не прибавляйте. См. 12,32. Слова, данные Богом через Моисея, должны считаться священными и оставаться в неизменном виде. (Ср. Откр. 22,18.19).

4:3 с Ваал-Фегором. Это страшное напоминание об идолопоклонстве в Ваал-Фегоре, которое Господь осудил, погубив двадцать четыре тысячи человек (Чис. 25).

4:9 поведай о них сынам твоим. Во Второзаконии особенно подчеркивается ответственность за воспитание детей в духе завета; это имеет силу и по сей день (Мф. 19,13-15).

4:10 о том дне. Упоминание о великом богоявлении на горе Синай (Исх. 19,9 – 20,19).

4:13 десятословие. Десять Заповедей.

4:15 не видели никакого образа. См. Ин. 1,18; 4,24.

4:20 из печи железной. Метафора, обозначающая место величайших страданий.

4:21 Господь прогневался на меня. См. ком. к 3,23-28.

4:24 Бог ревнитель. Тот, кто ревностно заботится о принесении пользы.

4:27 рассеет вас Господь. Некоторые исследователи воспринимают этот отрывок как указание на период пленения, однако здесь не упоминается ни о переселении в Вавилон, ни о каких-либо событиях тех времен.

4:30 в последствии времени. Фраза относится к любым будущим временам отступничества и пробуждения; это же выражение встречается в 31,29 и в Чис. 24,14.

4:31 Бог милосердый. Еще одно ветхозаветное предварение новозаветного учения о том, что Бог есть любовь. Это может быть и указанием на имя Бога, данное в Исх. 34,6 (древнееврейское слово, переведенное здесь как «милосердый», переводится там как «человеколюбивый»).

завета с отцами твоими. См. 1,8.

4:32 С того дня, в который сотворил Бог человека. См. Быт. 1,26-28; 2,7.

4:34 в Египте. Моисей напоминает об избавлении из египетского плена. В книге Второзаконие история исхода не пересказывается, однако события, связанные с ним, упоминаются часто и с различными подробностями.

4:37 Сам. Букв.: «Своим присутствием». Вероятно, это относится к событиям, описанным в Исх. 33,14 (букв.: «Мое присутствие пойдет»).

4:41-43 Этот раздел завершает первое обращение Моисея.

4:44 – 11,32 Моисей подробно рассказывает об образе жизни, который должен вести Израиль согласно завету. Проповедь Моисея заканчивается кратким предписанием совершить богослужение на горах Гевал и Гаризим, которое более подробно описано в гл. 27-30.

4:45 повеления, постановления и уставы. Это язык завета. Многие исследователи, придающие особое значение форме, в которой написана книга Второзаконие, сравнивают ее стиль со стилем древних документов (особенно II тысячелетия до Р.Х.), где оговаривались условия заключения договора.

4:48 до горы Сиона. Вероятно, это еще одно название горы Ермон (3,9), которое больше нигде не встречается применительно к Ермону. Вполне возможно, что в данном случае имелся в виду Сирион, что более всего подходит по смыслу (прочтение «Сирион» встречается в этом месте только в сирийском переводе).

4:49 при подошве Фасги. См. 3,17.