10 глава

10:1-43 См. 9,1.2 и ком. В гл. 10 говорится о том, что враждебные Израилю народы, населявшие юг страны, побеждены благодаря вмешательству свыше. Сговор пяти царей (ст. 4) и их поражение (ст. 26,40-42) демонстрируют великую власть Бога и исполнение Его обетования. Эта битва Израиля подобна описанной во Втор. 20, которую на самом деле ведет Бог (ст. 14; Втор. 20,4), верный Своим обетованиям завета (ст. 8).

10:1 Адониседек. Это имя означает «Господь правды» или «мой Господь праведен» (ср. Быт. 14,18 и ком.).

Иерусалимский. Первое в Библии упоминание города Иерусалима (ср. Быт. 14,18).

10:2 город большой, как один из царских городов. В Гаваоне не было царя (9,11), но во всем остальном он был подобен другим хананейским городам-государствам с монархической формой правления.

10:3 Гогаму… Девиру. Цари пяти южных хананейских городов.

10:5 Аморрейских. См. ком. к 2,10.

10:6 спаси нас и подай нам помощь. Между Гаваоном и Израилем существовали заветные (договорные) отношения (9,15). Они давали право более слабому партнеру взывать к помощи более сильного. Подобные отношения напоминали завет между Богом и Израилем.

10:8 не бойся… Я предал. Это означает, что действия, описанные в данной главе, совершаются по обетованиям Божиим (см. 1,2.3.5-9; 8,1 и ком)

10:9 всю ночь шел. Гаваон был расположен на взгорье, приблизительно в 32 километрах к западу от Галгала, который находился в Иорданской долине.

10:11 больше было тех, которые умерли от камней града. Победа была дарована Израилю свыше (ст. 8). Ср. Пс. 17,8-17; Ис. 30,30.

10:12 в тот день, в который предал Господь. В данном фрагменте хронологическая последовательность событий не вполне ясна; возможно, они подаются ретроспективно.

солнце… луна. Иисус Навин, обращаясь к небесным светилам, взывает не к ним, а к Господу.

10:13 остановилось солнце. Солнце действительно остановилось, это нашло отражение в «Книге Праведного».

в книге Праведного. «Книга Праведного» – произведение, до нас не дошедшее (2 Цар.1,18).

10:14 Господь сражался за Израиля. См. Втор., гл. 20, особ. ст. 4; ср. Исх. 14,14.

10:19 ибо Господь… предал. Здесь, как и ранее, действует Сам Господь во исполнение Своих обетовании (ст. 8,10,14).

10:21 никто… не пошевелил языком своим. Описание благоговейного трепета, который испытывали израильтяне.

10:24 ногами вашими на выи царей сих. Символическое действие, обозначающее триумф победителей и унижение побежденных. Ср. 3 Цар. 5,3; Пс. 109,1; 1 Кор. 15,25.

10:25 не бойтесь. См. ком. к ст. 8.

10:26 повесил их на пяти деревах. См. ком. к 8,29.

10:27 до сего дня. См. ком. к 4,9.

10:28-39 Эти стихи повествуют о победах израильтян над городами южной части Ханаана. Разрушенные израильтянами хананейские города, подвергшиеся суду Божию, были одновременно предупреждением и для самого Израиля (1,2). Лейтмотивом данного фрагмента является тема единства Израиля, руководимого Богом и ведомого Иисусом Навином.