Введение

Автор

Точно не установлено, кем и когда была написана Книга Иисуса Навина: существуют весьма противоречивые предположения – от признания автором самого Иисуса Навина (такова, в частности, талмудическая традиция) до гипотезы, что книга написана неизвестным автором в поздний, послепленный, период. Имеющиеся в тексте книги замечания (напр., «до сего дня») наводят на мысль, что многие из ее источников (24,29-31) относятся к периоду между смертью Иисуса Навина и временем Самуила (ок. 1050 г. до Р.Х.). Поскольку в тексте говорится о Сидоне как о важнейшем городе Финикии (11,8; 19,28), некоторые комментаторы склонны датировать написание книги не позднее 1200 г. до Р.Х., когда эта роль перешла к Тиру. Во время описываемых в книге событий Иерусалим еще не был отвоеван у иевусеев (15,63) и Газер не был освобожден от хананеев (16,10).

Тем не менее при датировке окончательной версии книги многие исследователи исходят из ее связи с Пятикнижием и книгами ранних пророков (см. Характерные особенности и темы). Введение перекликается с заключением книги Второзаконие (Нав. 1,1 соответствует Втор. 34,1-12, в особенности ст. 5, где Моисей впервые назван «рабом Господним»). Заключение книги Иисуса Навина (24,29-31) повторяется как Введение в Книге судей израилевых (2,6-9).

Таким образом, можно предположить, что данная книга была написана неизвестным автором после смерти Иисуса Навина, но до событий, связанных с Саулом (ок. 1050 г. до Р.Х.) и его преемниками. Несомненно, целью автора было рассказать, как при жизни Иисуса Навина чудесным образом исполнились обетования Господни. Осознавая необходимость укрепления завоеванных земель, автор писал в ожидании появления нового достойного вождя, подобного Иисусу Навину, который сможет привести свой народ к окончательной победе над враждебными племенами.

Трудности истолкования

О трудности соотнесения археологических данных с библейскими рассказами свидетельствуют споры, которые ведутся вокруг Книги Иисуса Навина. Исследователей, которые рассматривают библейскую модель завоевания Ханаана как соответствующую историческому процессу расселения израильского народа в земле обетованной, можно разделить на две главные научные школы. Одна полагает, что существуют убедительные археологические свидетельства (напр., разрушенные ханаанские города) насильственного и успешного вторжения израильтян в Ханаан около 1250 г. до Р.Х. Сторонники другой школы утверждают, что археологические данные говорят в пользу версии, изложенной в 3 Цар. 6,1; Суд. 11,26 и Исх. 12,40.50, согласно которой это завоевание произошло раньше – около 1400 г. до Р.Х. Но основные трудности обусловлены не вполне точной идентификацией современных географических точек с библейскими местами действия, разногласиями в датировке событий (библейская и научная хронология) и различной интерпретацией тех или иных данных.

Характерные особенности и темы

Основная богословская идея, заложенная в Книге Иисуса Навина, – обетование Бога отдать землю Ханаана потомкам Авраама (Быт. 12,7) – доминирует и в книгах Бытие и Второзаконие. Свидетельствуя о верности Бога Своему обетованию, Книга Иисуса Навина рассказывает об успешном вторжении израильтян в Ханаан (2,1 – 5,12), изгнании его прежних обитателей (5,13 – 12,4; ср. Быт. 15,13-16) и передаче этой территории двенадцати коленам Израилевым (гл. 13-21). «И не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас» (23,14). Это решительное утверждение об абсолютной верности Бога Своим обетованиям.

События, изложенные в книге, нельзя рассматривать в отрыве от тех, что описаны в Пятикнижии. В гл. 24,2-10 автор вспоминает историю Авраама, Исаака и Иакова от того времени, когда Аврааму впервые было дано обетование (Быт. 12,1-3) до смерти Моисея (Втор. 34), который вывел израильтян из египетского рабства (Исх., гл. 1-18). Однако Пятикнижие заканчивается описанием событий, когда народ еще находился за пределами обетованной земли. Поколение израильтян, вышедших их Египта, оказалось под Божиим наказанием за непокорность (Чис. 13,14; Втор. 1,26-36), и даже Моисей умер, не ступив на землю обетованную (Втор. 1,37; 32,48-52). Книга Иисуса Навина возвещает о верности Господа обетованиям, данным патриархам, несмотря на восстание против Него предыдущего поколения израильтян.

Книгу Иисуса Навина необходимо рассматривать в контексте дальнейших событий, а именно – истории жизни Израиля в земле обетованной, описанной в последующих книгах Ветхого Завета – вплоть до Четвертой книги царств. В еврейской Библии эти книги (за исключением Книги Руфи) носят название «Ранние пророки». История Израиля, изложенная в них, трагична. Народ оказался неспособным следовать воле Господа и подвергался судам Божиим, что проявлялось в неоднократных нападениях ассирийцев в VIII в. (4 Цар., 17) и вавилонян в VI в. до Р.Х. (4 Цар., гл. 25). Книга Иисуса Навина свидетельствует, что причину упадка Израиля следует искать не в том, что Бог отступил от Своего завета, а в неверности Израиля Богу.

Содержание

I. Пролог (гл. 1)

II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 – 5,12)

А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2)Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4)В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1-12)

III. Завоевание земли обетованной (5,13 – 12,24)

А. Вождь воинства Господня (5,13-15)Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6)В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7)Г. Обещанная победа: Гай (8,1-29)Д. Народ обетования (8,30-35)Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9)Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10)З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11)И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12)

IV. Обретение земли обетованной (гл. 13-21)

А. Повеление заселить землю (13,1-7)Б. К востоку от Иордана (13,8-33)В. К западу от Иордана (гл. 14-19)

1. Введение (14,1-5)2. Халев: пример верности и послушания (14,6-15)3. Удел колена Иудина (гл. 15)4. Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17)5. Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19)

Г. Города-убежища (гл. 20)Д. Города для левитов (21,1-42)

1. Просьба левитов (21,1-3)2. Выделение городов левитам (21,4-8)3. Перечисление городов (21,9-40)4. Заключение (21,41,42)

V. Краткие выводы (21,43-45)

VI. Эпилог (гл. 22-24)

А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22)Б. Требования верности Богу (гл. 23)В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1-28)Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29-33)