6 глава

6:1-27 Этот раздел рассказывает о судьбе Иерихона – первого города, обреченного на разрушение. Разгром хананеев в не меньшей степени, чем переход через Иордан, является делом Божиим, совершенным во исполнение завета (ср. гл. 3; 4; 6; см. 3,3.11.14.17; 4,16; 6,4 и ком.). Страшный суд Божий является преддверием обещанного спасения (см., напр., Исх. 14,13.14; Откр. 19,1.2). То, что милость Божия не ограничивается одним только Израилем (Быт. 12,3), с очевидностью демонстрирует эпизод с Раав и ее домочадцами (ст. 24).

6:1 Иерихон. Возможно, название города означает «город Луны», т.е. центр языческого культа лунного божества (Быт. 11,27 – 25,11).

6:2-3 шесть дней… седьмой день. Эти числа напоминают о начале мироздания. Как труд Божий по сотворению мира был завершен «к седьмому дню» (Быт. 2,1-3), так же и Его труд по избавлению Израиля из Египта достигает своей цели в обретении израильтянами земли обетованной. Субботний отдых соотнесен и с сотворением мира, и с избавлением израильтян от египетского рабства (Исх. 20,8-11; Втор. 5,12-15).

6:7 пред Господом. Как и в 3,11 (см. ком.), зримое свидетельство завета – ковчег – отождествляется с присутствием Самого Господа (1,5 и ком.).

6:10 пришли в стан. В Галгал (5,10).

6:16-17 В этих стихах – квинтессенция гл. 6 и 7: Иерихон, осужденный Богом, падет, но Раав обретет милость; Израиль также будет осужден, если проявит непокорность Богу.

6:16 под заклятием. Иначе: «истребили» (2,10). Этим словом передается сущность осуждения, которое пало не только на Иерихон, но и на всю землю Ханаана (ст. 20; 11,11.12.14.20; Лев. 27,28.29; Втор. 13,16; 20,10-18).

только Раав… и всякий, кто у нее. Та милость, которую Раав искала (2,12) и на которую вправе была рассчитывать, отныне дарована ей.

6:17 заклятого… что-нибудь из заклятого… навести заклятие. См. ком. к ст. 16. Трижды повторенное предупреждение как бы предостерегает, что на Израиль может пасть такое же осуждение, как и на хананеев.

6:18 святынею. Иначе: «святыми» (см. ком. к 5,15).

22 всех родственников ее. Милость, дарованная Раав, распространяется на «всех, которые у нее были». Эти люди, возможно уже разделившие с Раав ее веру, теперь навечно поселились «среди Израиля» (ст. 24). вне стана. Пребывание Раав и ее близких «вне стана» было временным (ст. 24) – по причине их ритуальной нечистоты (Лев. 13,46).

6:23 дома Господня. См. 9,23 и ком.

6:24 среди Израиля. Раав вошла в состав народа Божия (см. Мф. 1,5; Иак. 2,25; Евр. 11,31).

до сего дня. См. 4,9 и ком.

6:25 проклят … кто восставит и построит. Иерихон должен был оставаться под бременем Божия проклятия в знак того осуждения, что уже пало на хананеев и может пасть на Израиль (см. 3 Цар. 16,34).

6:26 Господь был с Иисусом. См. 4,14 и ком.