7 глава

7:1-26 Если Раав, заслужившая милость хананеянка, говорит о милосердии Божием даже тогда, когда вершится Его суд (6,24), то Ахан, наказанный Богом израильтянин, говорит о святости Бога, с которой никто и ничто не может сравниться (24,19; Евр. 10,30.31). В этой главе рассказывается о первом в земле обетованной случае неповиновения Богу; данный эпизод возвращает читателя к Быт., гл. 3 и одновременно предваряет события, описанные в 4 Цар. 17,7-20.

7:1 сыны Израилевы. Хотя оскорбление Богу нанесено одним человеком, весь Израиль оказался причастным к нему и испытал на себе последствия этого поступка. Факты, о которых рассказано в ст. 1, лишь со временем стали известны израильтянам (ст. 11; 22,18).

из заклятого. См. 6,16.17 и ком.

гнев Господень. Гнев Бога – это Его праведная нетерпимость к творящемуся злу. Гнев Господень никогда не является следствием произвола или каприза. См. Мф. 3,7; Рим. 1,18; Кол. 3,6; Евр. 10,26-31; Откр. 6,16.

7:2-5 Израиль, в противоположность тому времени, когда посылались соглядатаи (гл. 2) и завоевывался Иерихон (гл. 6), находится в немилости у Бога, поэтому и происходящие события приводят к иному результату.

7:2 из Иерихона … в Гай. Израильтяне двигались на запад, в холмистую центральную часть страны.

Беф-Авена. Букв.: «дом ничтожества», или «дом нечестия».

осмотрите. Ср. 2,1.

7:3 не весь народ пусть идет. Ср. 2,24.

7:5 тридцати шести. Страх и отчаяние в большей степени вызваны самим фактом гнева Господнего, нежели количеством убитых.

сердце народа растаяло. Непокорность народа привела к тому, что израильтяне оказались в такой же ситуации, в какой были хананеи (2,11; 5,1).

7:6 разодрал одежды свои… посыпали прахом головы свои. Выражение скорби (ср. Иов 1,20; 2,12).

ковчегом Господним. Израильтяне скорбят о том, что, как им кажется, не осуществились обетования завета, символом которых являлся ковчег завета (3,3.17; 4,16; 6,5 и ком.). В своей молитве (ст. 7-9) Иисус Навин будет взывать к этим обетованиям (10,6 и ком.).

7:7-9 Иисус Навин молится за Израиль, как это делал Моисей (Чис. 14,13-19).

7:7 Аморреев. См. ком. к 2,10.

7:9 услышат. См. 9,3 и ком.

имя наше. Обетование, данное Аврааму, включало «великое имя» (Быт. 12,2). В своей молитве Иисус Навин основывается на обетованиях Божиих.

имени Твоему великому. Исх. 32,12; Чис. 14,13-16; Иез. 36,16-23.

7:11 Израиль. Корпоративное единство Израиля подчеркивается на протяжении всей главы: грех одного человека (ст. 15) навлекает вину на все общество (22,18).

согрешил. Проявил неподчинение Богу. Каждое согрешение является проявлением первородного греха (Быт. 3,6). См. ст. 21 и ком.

преступили… завет Мой. Разъяснение природы греха. Понятие Божиего завета включает Его верность Своим обетованиям и соответствующие этой верности обязательства тех, кому обетования Божий были даны (см. 3,3 и ком.).

из заклятого. См. 6,16,17 и ком.

7:12 подпали заклятию. Т.е. «предназначены на поражение». Причина поражения израильтян при Гае заключалась не в отказе Бога от Своих обетовании (7,6 и ком.), а в их неподчинении Богу, из-за чего они, подобно хананеям, «подпали заклятию».

7:13 освяти. См. ком. к 3,5.

7:14 которое укажет Господь. Дабы узнать волю Божию, использовались урим и туммим – особые украшения в убранстве первосвященника (Исх. 28,30).

7:15 беззаконие среди Израиля. См. ком. к 6,16,25; 7,12.

7:19 воздай славу Господу … сделай пред Ним исповедание. Эти выражения по смыслу фактически одинаковы: воздаяние славы Богу означает признание главенства Бога над собой. Суть греха Ахана состояла в отказе признать власть Бога над собой, тогда как исповедание греха было бы равноценно признанию Бога (ст. 20).

7:20 согрешил. См. ст. 11 и ком.

7:21 увидел… полюбилось… взял. Возможно, здесь содержится аллюзия на Быт. 3,6, где эти три глагола встречаются в таком же порядке: «увидела… приятно… взяла». То, что произошло в Едеме, повторяется теперь в земле обетованной: едва получив дар Божий, люди тотчас же пожелали запретного плода и вкусили его.

7:23 пред Господом. Т.е., предположительно, перед ковчегом (см. 6,7 и ком.).

7:24 все Израильтяне. Весь Израиль был повинен в грехе Ахана (ст. 10); теперь он очищается.

все, что у него было. Так же, как милость, дарованная Раав, распространялась на ее семью (6,24), так и наказание, которому был подвергнут Ахан, постигло его детей. Возможно, семья Ахана соучаствовала в его преступлении (Втор. 24,16).

долину Ахор. Долина близ Галгала, где Ахан был предан казни, с тех пор стала называться Ахор, что означает «горе», «беда».

7:26 до сего дня… до сего дня. См. 4,9 и ком.

утихла ярость гнева Господня. Праведный гнев Божий утихает, когда с грехом покончено. Это – важнейшее положение новозаветного учения о крестной смерти Христа как искупительной, или умилостивительной, жертве (см. Рим. 3,25.26).