9 глава

9:1 Авимелех. См. ком. к 8,31.

9:4 Ваалверифа. См. ком. к ст. 46; 8,33. Храм Ваалверифа платил угнетателям Израиля, во главе которых стоял Авимелех.

9:5 убил … на одном камне. Сыновья Гедеона фактически были принесены в жертву Ваалверифу.

9:7 горы Гаризима. Гора благословения (Втор. 27,12) стала теперь местом, с которого прозвучало проклятие, что особо усиливает тему о нечестивом правлении Авимелеха (см. ком. к 8,33 – 9,57).

9:14 терновнику. Царствование коварного Авимелеха оказалось для Израиля мучительным, как уколы терновых шипов (см. ком. к 2,3).

9:20 да изыдет огонь. См. ст. 45-52.

9:23 злого духа. И на Авимелеха, и на Саула Бог послал злого духа тогда, когда царская власть стала ускользать от них (1 Цар. 15,23; 16,14). См. ком. к ст. 54; 8,33 – 9,57, а также Введение: Характерные особенности и темы. Это первое в рассказе об Авимелехе упоминание о непосредственном вмешательстве Бога в происходящие события.

9:26 Гаал. Потомок Еммора, отца Сихемова, был «вторым Авимелехом» – забытым братом, претендовавшим на власть по праву рождения.

9:45 засеял его солью. Т.е. сделал эту землю бесплодной.

9:46 Ваал-Верифа. Букв.: «бог завета». Святилища, упоминаемые в 9,4 и 9,46, вероятно, являлись одним храмом, тем самым, который выплатил деньги Авимелеху (ст. 4,5).

9:48 делайте и вы то же, что я. Авимелех пытался подражать своему отцу Гедеону (7,17 и ком.).

9:49 сожгли … огнем. Исполнилось проклятие Иофама (ст. 20).

9:53 обломок жернова. Авимелех убит камнем в возмездие за убийство им своих братьев «на одном камне» (ст. 5). Господь держит все под Своим контролем, и Он привел к исполнению проклятие Иофама (ст. 20; ком. к 9,7).

9:54 обнажи меч Твой и умертви меня. Авимелех хотел умереть достойно. Его смерть, а также явление злого духа, посланного Богом (9,23 и ком.), проводит параллель между ним и Саулом (1 Цар. 31,4).

женщина убила его. См. ком. к 4,9.

9:56 Так воздал Бог. Вмешательство Бога в происходящее очевидно (9,23). Избрав Ваалверифа своим богом, Авимелех нарушил завет и потерпел поражение. Господь, чья власть безгранична и непоколебима, позволил исполниться проклятию Иофама (9,20).