8 глава

8:1-66 Молитва Соломона и освящение храма.

8:1 чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона. Сионом, или городом Давидовым называлась юго-восточная часть Иерусалима. Давид в свое время перенес туда ковчег из дома Авведдара (Овед-Едома). См. 2 Цар. 6,1-19.

8:2 праздник. Соломон, очевидно, ожидал одиннадцать месяцев (6,38), дабы приурочить посвящение храма к новогоднему празднику Кущей, справляемому в седьмом месяце (Лев. 23,34; Втор. 16,13-15).

в месяце Афаниме. Афаним – то же, что месяц Тисри, соответствующий сентябрю-октябрю.

8:4 скинию собрания. Скиния со всеми принадлежностями была перенесена, по всей видимости, из Гаваона (3,4) священниками и левитами.

8:6 под крылья херувима. См. ком. к 6,23.

8:8 шесты. На этих шестах переносили ковчег.

до сего дня. См. Введение: Автор.

8:9 кроме двух каменных скрижалей. Т.е. кроме двух таблиц с текстом завета, заключенного Богом со Своим народом на горе Синай (ст. 21; Исх. 25,16.21; 40,20).

8:10 облако наполнило дом Господень. После исхода из Египта Господь вел Свой народ через пустыню, идя перед ним днем в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исх. 13,21; 14,24; 16,10; 33,10; Лев. 16,2; Втор. 4,11; 5,22; Пс. 17,11.12). На горе Синай Господь явился Моисею сокрытым в облаке (Исх. 19,9; 24,15-18). По завершении сооружения скинии Господь выказал одобрение сделанному, покрыв ее облаком Своей славы. Теперь Господь сходным образом явил Свое одобрение постройке святилища.

8:12 благоволит обитать во мгле. Т.е. не может быть увиденным. Никто не может увидеть Господа и остаться живым.

8:13 место, чтобы пребывать Тебе во веки. Храм, как угодное Богу место для совершения молитвы и жертвоприношений, воплощал присутствие Господа среди Его народа (Ис.8,18;Ам. 1,2; Пс.75,3; 131,13.14).

8:15 сказал Своими устами Давиду, отцу моему. См. 2 Цар. 7,1-16.

8:23 нет подобного Тебе Бога. См. Исх. 15,11; Втор. 4,39; Пс. 85,8; Мк. 12,29; Еф. 4,6; Откр. 19,6). Верность Господа завету непреходяща (3,6; 8,16; Втор. 7,9.12; Пс. 51,10; Евр. 13,8), могущество же Его простирается не только над народом Израиля (ст. 41-43).

8:25 если только сыновья твои будут держаться пути своего. Соломон повторяет условие, при соблюдении которого исполнится обетование Господа Давиду о том, что род его вовеки будет царствовать над Израилем (2,2-4; 6,11-13; 9,9; 11,11-13).

8:27 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной.

8:29 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5.

8:31 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище (Исх. 22,7-12; Чис. 5,11-31). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32).

8:34 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46.

8:35 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война (Втор. 28,25), – одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22-24; Ам. 4,7.8).

8:37 голод… болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод (Лев. 26,26), моровая язва (Втор. 28,21.22), саранча (Втор. 28,38.42), нашествие неприятеля (Втор. 28,49-52), прочие бедствия (Втор. 28,61; 31,29; 32,23-25) и болезни (Втор. 28,22).

8:39 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа.

8:41 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы.

8:43 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6-8; Зах. 8,20-23; Мф. 28,19).

8:46 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии – одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание (Лев. 26,33-45; Втор. 28,64-68; 30,1-5; см. ком. к ст. 34).

8:50 прости народу Твоему. И в отношении находящихся за пределами Израиля представителей избранного народа обетования Господа сохраняют свою силу (Неем. 1,11; Пс. 105,46). Соломон просит Господа простить кающихся пленников и «возбудить» в пленивших сострадание к ним.

8:53 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли. Поскольку Господь особо выделил Израиль и вывел его из египетского плена, чтобы он стал Его особым наследием (Исх. 19,3-6; Втор. 4,20; 9,26; 25,19), Соломон молит Господа не забыть об этом, если Израиль снова окажется в плену.

8:55 И стоя благословил все собрание Израильтян. В ст. 23-53 Соломон у жертвенника молился Господу от лица всего собрания. Теперь, обернувшись лицом к собравшимся, Соломон благословляет их от имени Господа и просит Его внять молитве (ст. 56-61).

8:56 Господь, Который дал покой народу Своему Израилю. После бурного периода скитаний по пустыне и войн Израиль ожидало исполнение «всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея» (Исх. 33,14; Втор. 12,10). Израиль, наконец, вкусил покой в земле обетованной (см. ком. к 5,4).

8:60 Господь есть Бог и нет кроме Его. Первая заповедь (Втор. 4,35; 5,6).

8:63 двадцать две тысячи крупного скота. Ср. Езд. 6,16-18.

8:64 всесожжения. См. ком. к 3,4.

хлебное приношение. Хлебное приношение или приношение муки часто сопровождало принесение в жертву скота (Лев. 2; 7,11-14; 9,4; 14,20; Чис. 15,1-10) и являлось выражением благодарности Богу и прославлением Его.

тук мирных жертв. См. Лев. 3.

медный жертвенник. Он помещался напротив входа в храм (ст. 22,54).

8:65 И сделал Соломон в это время праздник. См. ком. к 8,2.

от входа в Емаф. Емаф находился у северной границы контролируемой Израилем территории, приблизительно в шестидесяти пяти километрах к северу от Кадеса, на реке Оронт (Нав. 13,5; 4 Цар. 14,25).

до реки Египетской. По всей видимости, река Води Аль-Ариш на северо-востоке Синая. На праздник стеклись люди из самых дальних пределов царства Соломона (4,21).

8:66 радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Господь в милосердии Своем исполнил данное Давиду обетование о том, что его потомок построит храм, который намеревался построить сам Давид (2 Цар. 7,1-16). Бог милостиво даровал Израилю святилище (Втор. 12) и обетованный покой (5,4).