13 глава

13:1 человек Божий. См. ком. к 12,22.

из Иудеи. Для того, чтобы осудить вероотступничество царя северян Иеровоама, Господь посылает пророка-южанина.

13:2 Иосия. Царь, правивший в Иудее в 640-609 гг. до Р.Х., т.е. приблизительно через триста лет после Иеровоама.

принесет… в жертву священников высот. Это пророчество действительно исполнилось в царствование Иосии (4 Цар. 23,15-20).

человеческие кости сожжет на тебе. Иосия сжег на жертвеннике человеческие кости, чтобы осквернить его и сделать более непригодным для языческих жертвоприношений (4 Цар. 23,16).

13:3 знамение. Иногда в доказательство истинности своих слов пророки предвещали знамения (4 Цар. 19,29; 20,8.9; Ис. 38,22; Иер. 44,29).

пепел, который на нем, рассыплется. Т.е. жертвенник будет осквернен (Лев. 6,10-13).

13:5 жертвенник распался. Знамение, обещанное пророком (ст. 3), явлено Господом. Оно не только подтверждает истинность слов пророка, но и свидетельствует о том, что установленный Иеровоамом культ проклят Богом.

13:6 чтобы рука моя могла поворотиться ко мне. По милости Своей исцеляя Иеровоама, Господь дает еще одно подтверждение тому, что пророк говорит от Его имени.

13:8 не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте. Если бы пророк согласился разделить с Иеровоамом трапезу, это означало бы его молчаливое согласие с избранным царем образом действия.

13:9 не ешь… не пей… не возвращайся. Пророк получил от Бога конкретные указания относительно дальнейших действий, и не желает подвергаться наказанию за их нарушение.

13:11 В Вефиле жил один пророк-старец. Этот «пророк-старец», в отличие от человека Божиего из Иудеи, был лже-пророком.

13:18 Он солгал ему. Человек Божий не догадывается о том, что его собеседник лжет, хотя полное несоответствие слов пророка-старца указаниям, полученным пророком от Господа, должно было внушить ему подозрение.

13:20 слово Господне было к пророку. Подлинный пророк ослушался Его указаний, и Господь теперь вкладывает истинное пророчество в уста лживого «пророка» из Вефиля.

13:22 тело твое не войдет в гробницу отцов твоих. В израильской традиции считалось очень важным быть похороненным в семейной гробнице вместе с предками (1,21;Быт. 47,30; Нав. 24,32; 2 Цар. 2,32; 17,23).

13:24 осел… и лев. В этой ситуации явно необычно то, что лев не тронул осла и не растерзал тело убитого им человека Божиего и что оба животных еще долгое время оставались на дороге у тела. Чудесный характер происшествия не укрылся от путников, когда же весть о нем дошла до пророка-старца, он сразу понял, что именно оно означало.

13:31 подле костей его положите кости мои. Пророк-старец признает истинность прорицательства человека Божиего о жертвеннике в Вефиле (ст. 32), и его желание быть похороненным вместе с пророком из Иудеи должно было, видимо, символизировать его присоединение к этому пророчеству. Много позже, оскверняя жертвенник, Иосия из уважения к памяти двух провидцев не стал тревожить их останки (4 Цар. 23,17.18).

13:34 Это вело дом Иеровоамов ко греху. См. ком. к 12,30.