16 глава

16:1 к Иую, сыну Ананиеву. См. 2 Пар. 16,7-10; 19,2; 20,34.

16:2 пошел путем Иеровоама. См. ком. к 12,30.

16:3 дом Ваасы и дом потомства его. Находясь на Израильском престоле, Вааса вел себя так же, как до него Иеровоам, и потому закономерно, что Ваасу и его потомство ожидала та же судьба, что и дом Иеровоама (15,29).

16:4 съедят псы… склюют птицы небесные. Точно такие же проклятия были обращены к Иеровоаму (14,11).

16:5 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41.

16:8 В двадцать шестой год Асы. Т.е. в 886 г. до Р.Х.

воцарился … в Фирце, и царствовал два года. Ила царствовал в Израиле в 886-885 гг. до Р.Х.

16:10 Замврий, поразил его и умертвил его. Ила пал жертвой заговора, во главе которого стоял его военачальник Замврий.

в двадцать седьмой год Асы. Т.е. в 885 г. до Р.Х.

16:11 истребил весь дом Ваасы. Таким образом сбылось пророчество Иуя (16,3.4; см. ком. к 15,29).

16:14 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41.

16:15 В двадцать седьмой год Асы. Т.е. в 885 г. до Р.Х.

Гавафон Филистимский. См. ком. к 15,27.

царствовал семь дней в Фирце. Частая смена царей характерна для истории Израильского царства, и в особенности – для начального ее периода. Как правило, эти смены происходили в результате дворцовых переворотов. Если в Иудее с 930 по 586 г. до Р.Х. правили 20 царей, то в Израиле с 930 по 722 г. до Р.Х. их было 19. Относительная стабильность в Иудейском царстве объясняется отчасти тем, что там на престоле всегда находились представители одной династии – дома Давидова. Нестабильность же Израиля проистекала из упорного вероотступничества его царей, за что Бог одну за другой отвергал от престола царские династии (11,29-39; 14,7-18;16,1-4;21,19-22;22,17; 4 Цар. 1,2-4).

16:16 Израильтяне воцарили Амврия. Израильские воины отказались принять Замврия в качестве своего царя.

16:19 ходя путем Иеровоама. См. ком. к 12,30.

16:20 в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41.

16:21 разделился народ Израильский надвое. Помимо Амврия на освободившийся со смертью Замврия престол претендовал также некий Фамний.

16:22 и умер Фамний. Остается неясным, умер Фамний естественной смертью или был убит сторонниками Амврия.

16:23 В тридцать первый год Асы. Т.е. в 880 г. до Р.Х. Таким образом, борьба за израильский престол между Амврием и Фамнием продолжалась четыре года (ст. 15).

В Фирце он царствовал шесть лет. Т.е. с 885 по 874 г. до Р.Х.

16:24 назвал построенный им город Самариею. Амврий, по примеру Давида (2 Цар. 5,6-16), основывает новую столицу. Самария располагалась приблизительно в десяти милях западнее Фирцы и отличалась очень выгодным в военном отношении местоположением, благодаря которому она стала постоянной столицей Израиля. В отдельных местах ВЗ под Самарией подразумевается Израильское царство (4 Цар. 17,24; Ам. 3,10-15).

16:25 поступал хуже всех бывших пред ним. Амврий заключил союз с царем тирским Ефваалом, женив своего сына Ахава на его дочери Иезавели (ст. 31). Результатом этого союза явилась широкая официальная поддержка в Израиле культа Ваала. Поклонение Ваалу имело роковые последствия как для Израиля (ст. 31-33), так и для Иудеи (4 Цар. 10).

16:26 ходил путем Иеровоама. См. ком. к 12,30.

16:27 Прочие дела Амврия. С политической и военной точек зрения правление Амврия было вполне успешным. Как явствует из надписи на так называемом «Моавитском камне», Амврий подчинил себе Моав и Медеву, а относящиеся к значительно более позднему времени (приблизительно к 732 г. до Р.Х.) ассирийские надписи все еще называют Израиль «домом Амвриевым».

16:29 в тридцать восьмой год Асы. Т.е. в 874 г. до Р.Х.

царствовал Ахав… двадцать два года. С 874 по 853 г. до Р.Х.

16:30 делал Ахав… неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Ахав был худшим из царей, правивших до него в Израиле (см. ст. 25 и 14,9).

16:31 взял себе в жену Иезавель. См. ком. к ст. 25.

Ваалу. Имя этого божества означает «господин», «муж». Ваал занимал центральное место в хананейском пантеоне и считался богом грома и молний, дождя и плодородия. Как олицетворение природных явлений Ваал почитался за способность посылать дожди и богатый урожай, оберегать людей и скот от смерти и бесплодия.

16:33 сделал Ахав дубраву. См. ком. к 14,23.

16:34 Ахиил Вефилянин построил Иерихон. После разрушения (Нав. 5,13 – 6,27) Иерихон долгое время оставался небольшим поселением (Нав. 18,21; 2 Цар. 10,5). Решив отстроить город, Ахиил преступил запрет на это и вызвал на себя проклятие, адресованное Иисусом Навином всякому, кто пожелал бы восстановить Иерихон (Нав. 6,25).